Самарский областной суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Самарский областной суд — Судебные акты
Судья: Печникова Е.Р. гр. дело № 33-5650
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Филатовой Г. В.
судей - Сказочкина В. Н., ФИО1 А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ФИО2 на решение Советского районного суда г.Самара от 25 апреля 2011 года, которым постановлено:
«Обязать ЗАО «ПТС-Сервис» предоставить ФИО2 следующую информацию по дому :
- плановую годовую стоимость услуги по управлению домом в 2007,2008,2009,2010,2011 гг. (далее по тексту 2007-2011гг.);
- плановую годовую стоимость содержания общего имущества дома в 2007-2011гг.;
- плановую годовую стоимость текущего ремонта общего имущества дома в 2007-2011гг.;
- нормативный срок годности общего имущества дома;
- степень физического износа общего имущества дома;
- перечень запланированных и выполненных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в 2007-2011гг;
- фактические свойства (материал) работ и услуг, оказанных в 2007-2011 гг;
- плановую и фактическую стоимость каждой работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в 2007-2011гг. в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.);
- плановую и фактическую годовую стоимость каждой работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в 2007-2011гг;
- сметы стоимости каждой работы и услуги по содержанию и текущему ремонту дома в 2007-2011гг;
- запланированный и выполненный объем каждой работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в 2007-2011гг;
- гарантийный срок каждой выполненной работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в 2007-2011 гг;
- периодичность выполнения каждой работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома;
- когда последний раз выполнялась каждая работа по текущему ремонту общего имущества дома;
- запланированные и фактические сроки выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в 2007-2011 гг.
Взыскать с ЗАО «ПТС-Сервис» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в сумме 200руб. и расходы по оплате услуг представителя в размере 500руб.
Обязать ЗАО «ПТС-Сервис» отремонтировать осветительные приборы в подъездах дома путем установления на них плафонов; установить маркировочные щитки в местах присоединения стояков к разводящим трубопроводам в помещениях подвала и чердака с указанием направления движения теплоносителя; пронумеровать задвижки и вентили; обработать наружную поверхность запорной арматуры и резьбы машинным маслом, смешанным с графитом; отремонтировать слуховые окна чердака.
Обязать ЗАО «ПТС-Сервис» составить с участием ФИО2 акты о состоянии слуховых окон чердака, о наличии либо отсутствии замков на входах на чердак и в подвал, о состоянии освещения общих помещений дома, о состоянии почтовых ящиков, об уборке лестничных площадок, о состоянии трубопроводов в тепловых пунктах, чердачных и подвальных помещениях.
Взыскать с ЗАО «ПТС-Сервис» в доход государства государственную пошлину в размере 200руб.
В остальной части иска отказать.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ЗАО «ПТС-Сервис» о компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что 28.03.2011г. она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении информации о содержании и ремонте дома и составлении актов о некачественном содержании дома для перерасчета стоимости квартплаты. Однако ответчик указанную в заявлении информацию не предоставил, составлять акты с ее участием отказался, чем нарушил ее права как потребителя.
В связи с этим истица просила обязать ответчика предоставить ей информацию по дому: плановую годовую стоимость услуги по управлению домом в 2007-2011г.г.; плановую годовую стоимость содержания общего имущества дома в 2007-2011г.г.; размер резерва денежных средств для выполнения дополнительных работ по содержанию общего имущества дома в 2007-2011г.г.; плановую годовую стоимость текущего ремонта общего имущества дома в 2007-2011г.г.; нормативный срок годности каждого инженерного оборудования и общего имущества дома, указанный в нормативной, проектной или технической документации; степень физического износа каждого инженерного оборудования и общего имущества дома; плановую годовую стоимость капитального ремонта общего имущества дома в 2007-2011г.г.; размер общего резерва денежных средств для выполнения дополнительных работ по капитальному ремонту общего имущества дома в 2007-2011г.г.; перечень всех запланированных и выполненных работ и услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества дома в 2007-2011г.г.; должные и фактические свойства всех работ и услуг (материал работ, температура, давление воды, газа и свойства электроэнергии) в 2007-2011г.г.;. плановую и фактическую стоимость каждой работы и услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества дома в 2007-2011г.г. в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв.метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.); плановую и фактическую годовую стоимость каждой работы и услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества дома в 2007-2011г.г.; плановую и фактическую смету стоимости каждой работы и услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества дома в 2007-2011г.г.; запланированный и выполненный объем каждой работы и услуги (кв.м., кг., штук) по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества дома в 2007-2011г.г.; гарантийный срок (договорной или диспозитивный) каждой запланированной работы и услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества дома в 2007-2011г.г.; нормативную периодичность выполнения каждой работы и услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества дома; когда последний раз выполнялась каждая работа по текущему и капитальному ремонту общего имущества дома; запланированные и фактические (начальные и конечные) сроки выполнения запланированных работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества дома, которые должны выполняться в 2007-2011г.г.
За нарушение права потребителя на получение необходимой информации об условиях содержания и ремонта дома просила взыскать в ответчика компенсацию морального вреда в размере 2000 руб., за отказ составления актов в марте 2011г. о некачественном содержании чердака, подъездов, подвала дома, контейнерной площадки компенсацию морального вреда в сумме 2000 руб.
Также просила обязать ЗАО «ПТС-Сервис» провести годовое собрание в 2011 году для предложения и согласования всеми собственниками новых условий содержания, текущего и капитального ремонта дома в 2011 году и выбора представителя собственников дома, который вправе подписывать акты приемки работ.
Просила обязать сделать перерасчет стоимости некачественного содержания чердака, подъезда, подвала дома и контейнерной площадки в период с марта 2011г. по день вынесения судебного решения.
Просила обязать ЗАО «ПТС-Сервис»: отремонтировать на чердаке все слуховые окна и жалюзийные решетки; закрыть на замки все входа на чердак и подвал дома и выдать истице и иным жильцам дома второй экземпляр ключей от подвала и чердака и сделать соответствующую надпись на всех входах; в подъездах дома отремонтировать все осветительные патроны и плафоны; заменить все почтовые ящики; в местах присоединения стояков к разводящим трубопроводам на чердаках и в подвальных помещениях установить маркировочные щитки в соответствии с ГОСТами; окрасить трубопроводы в тепловых пунктах, чердачных и подвальных помещениях и повесить соответствующие маркировочные щитки с указанием направления движения теплоносителя; все задвижки пронумеровать согласно схеме; наружную поверхность запорной арматуры очистить от ржавчины и резьбу смазать машинным маслом, смешанным с графитом.
Просила обязать ЗАО «ПТС-Сервис» с ее участием составить акты о состоянии слуховых окон и жалюзийных решеток на чердаке дома, о замках на входах на чердак и в подвал дома, об освещении общих помещений дома, о почтовых ящиках, об уборке лестничной площадки, о соответствии трубопроводов в тепловых пунктах, чердачных и подвальных помещениях дома требованиям технической эксплуатации.
Также просила взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ФИО2 просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении ее требований в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его правильным.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, работах услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с п. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством РФ.
Обязанность по предоставлению информации также возложена на Исполнителя п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г.
Судом установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру .
Из материалов дела видно, что управление указанным выше многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией – ЗАО «ПТС-Сервис» на основании заключенных с собственниками жилых помещений договоров.
В соответствии с п.3.1.27 типового договора управления многоквартирным домом Управляющая организация обязана предоставлять собственнику или уполномоченным им лицам по их письменным запросам документацию, сведения, касающиеся управления многоквартирным домом, содержания и ремонта общего имущества.
В соответствии с п.21 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления в письменной форме в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Из материалов дела видно, что 28.03.2011г. истица в числе иных жильцов дома обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении информации, касающиеся управления многоквартирным домом, содержания и ремонта общего имущества за период с 2007г..
На момент рассмотрения настоящего дела ответ на данное заявление не получен.
Таким образом, установлено, что ЗАО «ПТС-Сервис» нарушает права ФИО2 на получение полной и достоверной информации, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований о предоставлении изложенной в заявлении от 28.03.2011г. информации.
Вместе с тем установлено, что проведение капитального ремонта не входит в обязанности ЗАО «ПТС-Сервис», в связи с чем суд правильно оставил требования ФИО2 в части обязания ответчика предоставить информацию по капитальному ремонту дома без удовлетворения.
Статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает компенсацию морального вреда в случае нарушения прав потребителя.
Суд обоснованно определил к взысканию с ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда за нарушение ее прав как потребителя на получение информации в размере 200 руб.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере в ходе судебного разбирательства установлено не было.
Согласно ст.45 ЖК РФ годовое собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится собственниками жилых помещений.
При этом срок проведения годового собрания устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, внеочередное собрание может быть созвано по инициативе любого из собственников.
Таким образом, проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является исключительной прерогативой самих собственников помещений, в связи с чем суд правильно и обоснованно оставил без удовлетворения требования ФИО2 о понуждении ответчика провести годовое собрание в 2011 году.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда за отказ в составлении актов о некачественном содержании чердака, подъездов, подвала дома и контейнерной площадки в марте 2011 года, суд обоснованно исходил из того, что заявление, содержащее указанную просьбу, датировано 28.03.2011г. и получено ответчиком 30.03.2011г.
Представленную представителем истицы в качестве доказательства видеозапись обращения жильцов 28.03.2011г. к начальнику ЖЭУ ФИО, суд правильно не принял во внимание, поскольку данная видеозапись подтверждает лишь то, что она не согласилась принять письмо, адресованное ЗАО «ПТС-Сервис». От составления актов она не отказывалась.
Кроме того, как правильно указал суд, принятие вышеуказанного сообщения за два дня до окончания марта 2011 года, не свидетельствует об отказе ответчика составить соответствующие акты именно в марте 2011 года.
Из имеющегося в материалах дела Акта государственной жилищной инспекции Самарской области от 31.01.2011г. следует, что в ходе проверки были выявлены нарушения требований по содержанию общего имущества дома, в котором проживает истица. Установлены нарушения по содержанию подвала, чердачного помещения, подъездов дома.
В соответствии с Правилами изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. N 491, в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений.
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения.
Таким образом, снижение платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества носит заявительный характер.
Вместе с тем, истица не представила суду доказательств обращения к ответчику за перерасчетом платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Также суду не были представлены доказательства ненадлежащего состояния почтовых ящиков, отсутствия замков на входах чердака и подвала. Актом жилищной инспекции указанные нарушения не выявлены.
В связи с этим суд правильно и обоснованно отказал ФИО2 в удовлетворении требований в этой части.
Судом установлено, что истица в заявлении, адресованном ответчику, просила составить с ее участием акты о состоянии чердака, лестничной площадки, подвала, об освещении мест общего пользования и всего иного общего имущества дома, поскольку оно не соответствует требованиям правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. До настоящего времени просьба истицы не исполнена, ответ ею не получен.
В соответствии с п. 3.4.1 договора управления многоквартирным домом собственник жилого помещения имеет право осуществлять контроль за выполнением управляющей организацией ее обязательств по настоящему договору, в том числе участвовать в осмотрах общего имущества, присутствовать при выполнении работ и оказании услуг Управляющей организацией, связанных с выполнением обязанностей по договору.
Таким образом, участие потребителя при составлении акта не исключено.
В связи с этим суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований в части обязания ответчика составить с участием истицы акты о состоянии слуховых окон и жалюзийных решеток на чердаке дома, о замках на входах на чердак и в подвальное помещение дома, о состоянии освещения общих помещений дома, почтовых ящиков, об уборке лестничной площадки, о состоянии трубопроводов в тепловых пунктах, чердачных и подвальных помещениях дома.
В соответствии с п.5.2.16 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170, которыми управляющая организация должна руководствоваться при выполнении условий названного выше договора, в местах присоединения стояков к разводящим трубопроводам на чердаках и в подвальных помещениях следует установить маркировочные щитки в соответствии с ГОСТами. Трубопроводы в тепловых пунктах, чердачных и подвальных помещениях должны быть окрашены и иметь соответствующие маркировочные щитки с указанием направления движения теплоносителя. Задвижки и вентили должны быть пронумерованы согласно схеме (проекту).
В соответствии с п.п. 5.2.17, 5.2.19 названных Правил, наружная поверхность запорной арматуры должна быть чистой, а резьба смазана машинным маслом, смешанным с графитом.
Поскольку ответчик не представил доказательств устранения нарушений указанных пунктов Правил, суд правильно обязал установить маркировочные щитки в местах присоединения стояков к разводящим трубопроводам в помещениях подвала и чердака с указанием направления движения теплоносителя, пронумеровать задвижки и вентили, обработать наружную поверхность запорной арматуры и резьбы машинным маслом, смешанным с графитом, отремонтировать слуховые окна чердака, а также отремонтировать осветительные приборы в подъездах дома путем установления на них плафонов.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Суд правильно руководствуясь принципом разумности и справедливости счел возможным взыскать с ответчика в пользу истицы расходы по оплате услуг представителя в размере 500 руб.
Доводы ФИО2 в кассационной жалобе, оспаривающие решение суда в части отказа в удовлетворении ее требований, - не состоятельны по указанным выше мотивам.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законно и обоснованно.
На основании изложенного, руководствуюсь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Самара от 25 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-