ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-5742 от 15.06.2016 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Глазунова Я.В. дело № 33-5742

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2016 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Власенко И.Г.

судей Дегтяревой Л.Б., Шульга С.В.

при секретаре Половове А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора гарнизона залива Стрелок в защиту интересов Российской Федерации к Министерству Обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное бюро технической инвентаризации», филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> о возложении обязанности по апелляционной жалобе ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на решение Партизанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены. На ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать в рамках заключенного государственного контракта проведение исполнителем ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» землеустроительных работ, направленных на установление границ в соответствии с действующим законодательством земельного участка с кадастровым номером 25:13:000000:, общей площадью 6 га в районе мыса <адрес>, а также организовать проведение землеустроительных работ направленных на установление границ земельного участка, находящегося в ведении Министерства обороны РФ в районе мыса <адрес>, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 25:13:000000:.

Заслушав доклад судьи Дегтяревой Л.Б., пояснения представителя ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ - ФИО1, судебная коллегия

установила:

военный прокурор гарнизона залива Стрелок обратился в суд с иском указав, что в ходе проведенной военной прокуратурой гарнизона залива Стрелок проверки были установлены нарушения земельного законодательства должностными лицами филиала ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ - не определены границы земельного участка, находящегося в собственности Министерства обороны РФ. Актом от ДД.ММ.ГГГГ передачи (приемки) лесов, расположенных на землях обороны и сводным актом от 05 января 1999 года №2 «О передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны в Приморском крае» леса в Партизанском район Приморского края, переданы Тихоокеанскому военному лесничеству. В состав Тихоокеанского участкового лесничества Партизанского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России входит земельный участок (квартал 185) Партизанского административного района, общей площадью 231,13 га, который включает восемь выделов. Межевание земельного участка не проведено по причине отсутствия финансирования со стороны Министерства обороны РФ, указанный участок не имеет установленных границ, на кадастровый учет до настоящего времени не поставлен. Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении Министерством обороны Российской Федерации обязанности собственника земельного участка по установлению границ земельного участка, исключающие дальнейшие притязания на него собственников смежных земельных участков и иных лиц. Необходимо заключить договор с уполномоченным органом на проведение землеустроительных работ, направленных на установление границ объектов недвижимости и составление межевого плана. Просил возложить на Министерство обороны Российской федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» организовать в рамках заключенных государственных контрактов в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, проведение ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» землеустроительных работ, с дальнейшим составлением межевого плана указанных земельных участков.

С учетом уточненных исковых требований, просил обязать ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать в рамках заключенного государственного контракта проведение исполнителем ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» землеустроительных работ, направленных на установление границ в соответствии с действующим законодательством земельного участка с кадастровым номером 25:13:000000:311 общей площадью 6 га в районе мыса <адрес>, а также организовать проведение землеустроительных работ направленных на установление границ земельного участка, находящегося в ведении Министерства обороны РФ в районе мыса <адрес>, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 25:13:000000:311.

В судебном заседании помощник военного прокурора гарнизона залива Стрелок исковые требования поддержал, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером носит статус «ранее учтенный», границы земельного участка не установлены. В ходе проверки было установлено, что помимо данного земельного участка в собственности Минобороны РФ находится еще земельный участок в районе мыса <адрес>, площадь и границы которого невозможно установить, так как он не поставлен на кадастровый учет.

Представитель Министерства обороны РФ, извещенный о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Направил возражения по существу иска, указав, что согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил России. В силу положений пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» земли, предоставленные для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, других войск воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1034 ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» - единый исполнитель, оказывающий услуги по проведению землеустроительных работ, работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся у Вооруженных Сил РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования, проведению работ по технической инвентаризации и постановке на государственный кадастровый учет зданий, строений, сооружений, находящихся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Оказание данных услуг производится на основании заключенного МО РФ государственного контракта от 18 декабря 2013 № 141/01/18.12.2013. Совместным приказом Министерства природных ресурсов РФ и МО РФ от 15 декабря 2000 года № 555/592 «Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны» утверждены акты о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны. ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации полномочий МО РФ в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ, осуществляет учет имущества, контроль за его использованием и сохранностью и непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений МО РФ, в связи с чем, является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное бюро технической инвентаризации» просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что выполняет работы по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Министерством обороны РФ по оформлению прав собственности на объекты недвижимого имущества и земельные участки, принадлежащие МО РФ. Работы по оформлению права собственности в отношении земельного участка общей площадью 231,13 кв.м. в районе мыса <адрес> не производятся, поскольку в перечне объектов, указанных в техническом задании к контракту данный земельный участок отсутствует.

Представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ просил рассмотреть дело в свое отсутствие, полагал, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку приказом Директора департамента имущественных отношений МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, оформление прав на который является предметом настоящего спора, закреплен за Федеральным государственным казенным учреждением «Территориальное управление лесного хозяйства» МО РФ.

Представитель Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.10 ст.1 ФЗ от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» земли, предоставленные для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, других воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил России.

Согласно положений ст.70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Статьей 7 Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок, расположенный в районе мыса Неприступный Партизанского района Приморского края с кадастровым номером 25:13:000000: общей площадью 6 га, на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования землей ПК предоставлен решением Администрации Партизанского района от ДД.ММ.ГГГГ войсковой части .

Согласно кадастровому паспорту указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет имеет статус «ранее учтенный», границы земельного участка не установлены, отсутствуют сведения о категории земель.

Также не установлены границы земельного участка, находящегося в ведении Министерства обороны РФ в районе мыса <адрес>, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 25:13:000000:.

Разрешая требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по кадастровому учету объектов недвижимости возлагается на собственника. Установив, что границы принадлежащих Министерству обороны РФ земельных участков не установлены, объекты недвижимости надлежащим образом не оформлены, пришел к выводу об обоснованности требований прокурора.

Возлагая обязанность по выполнению землеустроительных работ, направленных на установление границ на ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, являющийся предметом рассмотрения, закреплен за данным ответчиком.

С учетом того, что Министерством обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт с федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственной центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральной бюро технической инвентаризации», который предусматривает выполнение работ, связанных с постановкой земельных участков на кадастровый учет, работы в отношении указанных земельных участков заказчиком в техническое задание не включены, возложил на вышеуказанного ответчика обязанность организовать землеустроительные работы в рамках заключенного государственного контракта.

С выводами суда первой инстанции в этой части судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Возлагая обязанность организовать землеустроительные работы в рамках заключенного государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, суд первой инстанции вместе с тем, не принял во внимание то обстоятельство, что Учреждение стороной государственного контракта не является, то есть фактически изменил субъектный состав сторон.

Обязав включить в перечень работ, работы по проведению землеустроительных работ в отношении земельных участков, являющийся предметом рассмотрения, суд тем самым возложил на стороны обязанность изменить условия государственного контракта, что противоречит положениям ст.421 ГК РФ.

Кроме того, согласно условий государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ заключенного Министерством обороны РФ с федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственной центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральной бюро технической инвентаризации», он действовал до ДД.ММ.ГГГГ, доказательств того, что его действие сторонами продлено, материалы дела не содержат.

Как следует из представленного в дело отзыва ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, приказом Директора департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, оформление прав на который является предметом настоящего спора, закреплен за Федеральным государственным казенным учреждением «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для возложения обязанности внести изменения в государственный контракт на ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, у суда первой инстанции не имелось, доводы апелляционной жалобы в этой части находит заслуживающими внимание.

Так как согласно ст.20 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" объект недвижимости может быть постановлен на кадастровый учет по заявлению собственника, судебная коллегия полагает необходимым возложить обязанность по организации проведения землеустроительных работ направленных на установление границ земельных участковобороны, на Министерство обороны РФ. При этом законных оснований для удовлетворения требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности организовать землеустроительные работы в рамках заключенного государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия не находит.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении правил подсудности не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку по данной категории дел общее правило о подсудности, предусмотренное ст.28 ГПК, не применяется.

Согласно ч.1 ст.30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абз.2 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда , Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Так как прокурором были заявлены требования о возложении обязанности по организации проведения землеустроительных работ направленных на установление границ земельных участков, требования подлежали рассмотрению районным судом по месту нахождения спорных объектов недвижимости, то есть Партизанским районным судом Приморского края.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение Партизанского районного суда Приморского края от 09.12.2015 об удовлетворении требований к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, принять по делу новое решение которым удовлетворить иск Военного прокурора гарнизона залива Стрелок в защиту интересов Российской Федерации к Министерству Обороны Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Партизанского районного суда Приморского края от 09.12.2015 отменить в части удовлетворения требований к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Иск Военного прокурора гарнизона залива Стрелок в защиту интересов Российской Федерации к Министерству Обороны Российской Федерации – удовлетворить.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность организовать землеустроительные работы, направленные на установление границ в соответствии с действующим законодательством земельного участка с кадастровым номером 25:13:000000:, общей площадью 6 га в районе мыса <адрес>, а также организовать проведение землеустроительных работ направленных на установление границ земельного участка, находящегося в ведении Министерства обороны РФ в районе мыса <адрес>, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 25:13:000000:, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Иск Военного прокурора гарнизона залива Стрелок в защиту интересов Российской Федерации к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное бюро технической инвентаризации», филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> – оставить без удовлетворения.

Председательствующий Судьи