Ростовский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ростовский областной суд — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
Судья: Ядыкин Ю.Н. № 33-5959
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2012 г. г. Ростов- на- Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Порутчикова И.В.
судей: Шикуля Е.В., Чайка Е.А.
при секретаре Магакьян Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шикуля Е.В. гражданское дело по апелляционному представлению прокурора г.Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 16.02.2012,
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г.Таганрога обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц (с учетом уточнений первоначально заявленных требований в порядке ст.39 ГПК РФ) к Правительству Ростовской области, Министрерству общего и профессионального образования Ростовской области, ГКОУ РО общеобразовательный лицей-интернат «Педагогический», при участии третьих лиц: Отдел надзорной деятельности по г.Таганрогу УНД МЧС РФ, Территориальный отдел Управления Роспотребназора по РО в г.Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевских районах об обязании Правительство РО, Министерство общего и профессионального образования РО обеспечить финансирование проведения страховочных работ по усилению балок покрытия спортивного зала ГКОУ РО лицей-интернат «Педагогический», выполнения комплекса мероприятий, включающих в себя инженерные изыскания и детально-инструментальные обследования всех зданий лицея-интерната с целью определения мероприятий по восстановлению поврежденных и аварийных конструкций, точного определения категории технического состояния здания, причин возникновения повреждений конструкций; разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт зданий ГКОУ РО «Педагогический», включающую в себя мероприятия по восстановлению поврежденных конструкций и инженерных систем зданий, а также мероприятия по приведению зданий в соответствие с пожарными нормами РФ; выполнения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту зданий ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический»; выполнения мероприятий по устранению нарушений правил и норм пожарной безопасности, а именно: оборудование устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах дверей лестничных клеток в поэтажных коридорах учебного корпуса и общежития; приведения наружных пожарных лестниц и ограждений кровли в исправное состояние; установки на втором и третьем этажах здания дверей, отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров; приведение электрических сетей в исправное состояние; приведение путей эвакуации в соответствие с п.З ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97,исключающих применение горючих материалов для покрытия пола; выполнение несущих элементов лестничных клеток (косоуров) с пределом огнестойкости; обработку деревянных конструкций стропильной кровли огнезащитным составом; оборудование в помещении столовой второго эвакуационного выхода в соответствии с п.42 ППБ 01-03; выполнение дверей библиотек, кладовых, складских и других пожароопасных помещений с пределом огнестойкости в соответствии с требованиями п. 3 ППБ 01-03, п.1.82 СНиП 2.08.02-89; обеспечить финансирование выполнение мероприятий по приведению помещений лицея-интерната «Педагогический» г.Таганрога в соответствие с санитарными правилами и нормами, а именно: приведение стен помещений учебного корпуса, спортивного зала и потолков помещений учебного корпуса в соответствие с требованиями пункта 4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические-требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», приведение полов в коридорах учебного корпуса, обеденного зала столовой в соответствие с требованиями пункта 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; оборудование здания учебного корпуса лицея-интерната окнами, позволяющими в соответствии с требованиями п. 6.6., п. 7.1.9. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» проводить проветривание помещений, а также безопасную очистку и мытье оконных стекол; проведение ремонтных работ в помещениях лицея-интерната, где проживают учащиеся, в целях устранения на стенах и потолках трещин, следов течи, сырости, нарушений штукатурного покрытия, бумажных обоев на стенах, приведение санитарных узлов, находящихся в части здания лицея-интерната, оборудование душевых, проведение ремонтных работ системы отопления в соответствие с требованиями пункта 2.3.1.4. СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; проведение ремонта помещений пищеблока: склада овощей, консервированной продукции, тары, производственного коридора в соответствии с требованиями п. 5.16 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; обязании ГКОУ РО общеобразовательный лицей-интернат «Педагогический»г.Таганрога при поступлении необходимых финансовых средств, выделенных учредителем, обеспечить проведение указанных работ, запретить эксплуатацию спортивного зала лицея-интерната «Педагогический» до завершения работ по страховочному усилению балок покрытия спортивного зала.
В обоснование своих требований прокурор указал, что входе проведения комплексной проверки безопасности образовательных учреждений, установлено, что здания ГКОУ РО общеобразовательного лицея-интерната «Педагогический» г.Таганрога нуждаются в ремонте, в учреждении имеются нарушения правил и норм пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 16.02.2012 исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Суд обязал Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области лицей-интернат «Педагогический» г.Таганрога при поступлении необходимых финансовых средств, выделенных учредителем, выполнить следующие мероприятия: обеспечить проведение работ по страховочному усилению балок покрытия спортивного зала. Выполнить мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности в зданиях лицея-интерната, а именно: оборудовать устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах двери лестничных клеток в поэтажных коридорах учебного корпуса и общежития в соответствии с требованиями п. 34 ППБ 01-03; привести наружные пожарные лестницы и ограждение кровли в исправное состояние в соответствии с требованиями п. 41 ППБ 01-03; на втором и третьем этажах здания установить двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров в соответствии с требованиями п. 40 ППБ 01-03; электрические сети привести в исправное состояние в соответствие с требованиями п. 57 ППБ 01-03, п. 2.3.2 ППБ 101-89; привести пути эвакуации в соответствие с требованиями п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97*, исключить применение горючих материалов для покрытия пола; выполнить несущие элементы лестничных клеток (косоуров) с пределом огнестойкости в соответствии с требованиями п. 3 ППБ 01-03; п. 7.9. табл. 4 СНиП 21-01-97*; произвести обработку деревянных конструкций стропильной кровли огнезащитным составом в соответствии с требованиями п. 36 ППБ 01-03; оборудовать в помещении столовой второй эвакуационный выход в соответствии с требованиями п. 42 ППБ 01-03; выполнить двери библиотек, кладовых, складских и других пожароопасных помещений с пределом огнестойкости в соответствии с требованиями п. 3 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*; на окнах помещений первого этажа здания демонтировать глухие металлические. Выполнить мероприятия по приведению помещений лицея-интерната в соответствие с санитарными правилами и нормами, а именно: привести стены и потолки помещений учебного корпуса, спортивного зала в соответствие с требованиями пункта 4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», согласно которому стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств; привести полы в коридорах учебного корпуса, обеденного зала столовой в соответствие с требованиями пункта 4.29. СанПиН 2.4.2.2821-0 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», согласно которому полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум; в случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение; оборудовать здания учебного корпуса окнами, позволяющими в соответствии с требованиями п. 6.6., п. 7.1.9. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» проводить проветривание помещений, а также безопасную очистку и мытье оконных стекол; провести ремонтные работы в помещениях лицея-интерната, где проживают учащиеся, в целях устранения на стенах и потолках трещин, следов течи, сырости, нарушений штукатурного покрытия, бумажных обоев на стенах; провести ремонтные работы в целях приведения полов помещений лицея- интерната, где проживают учащиеся, в соответствие с требованиями пункта 2.3Л.4. СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому полы помещений интернатных учреждений должны быть гладкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов; плинтуса должны плотно прилегать к стенам и полу; привести санитарные узлы, находящиеся в части здания лицея-интерната, где проживают учащиеся, в соответствие с требованиями пункта 2.2.2.6. СП 2.4.990-00 Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; оборудовать душевые в соответствие с требованиями п. 2.2.2.6. СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; провести ремонтные работы системы отопления в целях обеспечения благоприятных микроклиматических условий среды в помещениях в соответствии с требованиями п. 2.6.4. СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; провести ремонт помещений пищеблока (склада овощей, консервированной продукции, тары и производственного коридора) в соответствии с требованиями пункта 5.16.СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». Запретить эксплуатацию спортивного зала Государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области лицей-интернат «Педагогический» г.Таганрога до завершения работ по страховочному усилению балок покрытия спортивного зала.
В удовлетворении остальной части иска прокурора судом отказано.
В апелляционном представлении прокурор г.Таганрога просит отменить указанное решение суда, ссылаясь на то, что выводы суда о необоснованности требований в части возложения на Правительство РО и Министерство общего и профессионального образования РО обязанности обеспечить финансирование указанных в иске мероприятий и работ не обоснованны, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий субъекта РФ с наличием финансовой возможности, субъекты РФ вправе осуществлять заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из федерального бюджета. Отсутствие в бюджете Правительства РО денежных средств не освобождает ответчика от решения вопросов, отнесенных к его компетенции. ГКОУ РО общеобразовательный лицей-интернат «Педагогический» г.Таганрога за время эксплуатации капитальному ремонту не подвергался. В ... годах ОАО –институт «Ростовский Промстройниипроект» по заказу лицея проведен предварительный осмотр зданий лицея. По результатам осмотра, специалистом института сделан вывод, согласно которому, дальнейшая эксплуатация зданий лицея возможна только при выполнении комплекса мероприятий, работ и капитального ремонта зданий, что свидетельствует о законности и обоснованности требований прокурора, подтвержденных специалистами института. Выполнение мероприятий по капитальному ремонту предполагает совместные действия ответчиков, поскольку лицей является казенным учреждением, финансируемым из средств областного бюджета и находится в ведении Министерства общего и профессионального образования. Исключение из ответчиков Правительство РО и Министерство общего и профессионального образования необоснованно, поскольку привлечение указанных лиц в качестве ответчиков направлено на устранение разногласий в будущем. Кроме того, апеллятор указал на то, что судом с ответчика не взыскана государственная пошлина.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в результате проведенной прокуратурой г.Таганрога проверки образовательных учреждений, здания ГКОУ РО общеобразовательного лицея-интерната «Педагогический» г.Таганрога нуждаются в ремонте, кроме того установлены нарушения правил и норм пожарной безопасности.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями технического заключения от ... года, справкой по определению необходимости проведения обследовательских работ и капитального ремонта № от ... года подготовленными ОАО –институт «Ростовский Промстройниипроект» и актами от ... № , содержащий сведения о нарушениях правил и норм пожарной безопасности в учебном корпусе и общежитии образовательного учреждения и № , содержащий сведения о 2-х нарушениях правил и норм пожарной безопасности в хозяйственных помещениях учреждения, составленными старшим инспектором г.Таганрога по пожарному надзору по результатам проведенной проверки.
... ГКОУ РО лицеем –интернатом заключен контракт № на поставку металлопластиковых дверных и оконных проемов. Контракт финансируется за счет средств областного бюджета. Цена контракта рублей.
Как следует из акта выполненных работ от ... № металлопластиковые дверные и оконные проемы поставлены и установлены.
... ГКОУ РО лицеем –интернатом с ООО «Стройцентр» заключен договор № на выполнение электромонтажных работ. Утверждены дефектная ведомость объемов работ, календарный план электромонтажных работ объекта и локальный сметный расчет.
В соответствии с выпиской ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» от ... № , лицею на ... год на текущий ремонт зданий и сооружений выделено рублей, на поддержание и улучшение противопожарной безопасности рублей, в том числе на приведение в должное состояние электропроводки и электрооборудования, систем АПС и СОУЭ - рублей, на устройство и ремонт ограждений кровли, наружных пожарных лестниц (в т.ч. запасных путей эвакуации) - рублей, на расчет пожарных рисков - рублей; на поддержание и улучшение системы антитеррористической безопасности - рублей.
Кроме того, как следует из писем Министерства общего и профессионального образования РО, в настоящее время в установленном Бюджетным кодексом РФ порядке рассматривается вопрос о выделении ГКОУ РО лицею-интернату в ... году дополнительных средств на работы по страховочному усилению балок покрытия спортзала.
Принимая решение в части удовлетворения требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что указанные в его заявлении нарушения нашли своё подтверждение и свидетельствуют о ненадлежащем содержании и эксплуатации помещений. Однако, принимая во внимание, что на необходимые работы по соблюдению пожарной безопасности, санитарных правил и норм, а также на работы текущего ремонта зданий и сооружений выделены денежные средства, а также учитывая, что для обеспечения безопасности при эксплуатации спортивного зала следует произвести страховочные работы по усилению балок покрытия спортивного зала, что не требует значительных финансовых средств и может быть выполнено в ходе текущего ремонта, суд пришел к выводу о том, что препятствий для организации администрацией лицея-интерната работ по устранению указанных в иске нарушений не имеется, такие работы уже ведутся.
Как усматривается из апелляционного представления, выводы суда в данной части прокурором не обжалуются.
Принимая решение в части отказа в удовлетворении требований прокурора, об обязании Правительство РО, Министерство общего и профессионального образования РО обеспечить финансирование проведения работ по капитальному ремонту зданий ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» суд первой инстанции исходил из того, что требования прокурора в данной части направлены на вмешательство в бюджетный процесс и не основаны на действующем законодательстве, регулирующем взаимоотношения между казенным учреждением и его учредителем.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, так как они соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пп.4,5,8 ч. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями.
Как следует из ч.ч. 1,2 ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету.
Таким образом, главный распорядитель бюджетных средств, обязан финансировать учреждение в пределах лимитов установленных бюджетной росписью.
Кроме того, требование прокурора об обязании Правительство РО выделить денежные средства на финансирование работ по капитальному ремонту лицея – интерната, противоречит Областной целевой программе «Развитие образования Ростовской области на 2010-2015 годы», поскольку в программу должны быть внесены изменения в порядке, установленном Регламентом Правительства РО, подготовленные соответствующим отраслевым органом – Министерством общего и профессионального образования РО, с учетом того, что при подготовке нормативно-правового акта, для реализации которого потребуются денежные средства бюджета, эти денежные средства должны быть заложены в областном бюджете на финансовый год. Кроме того, учреждением должны быть представлены документы, обосновывающие его включение в вышеуказанный перечень.
Таким образом, Правительство РО не вправе самостоятельно принять меры по включению лицея-интерната «Педагогический» в число учреждений, подлежащих капитальному ремонту.
Ссылка апеллятора на то, что судом с ответчика не взыскана государственная пошлина не может являться основанием к отмене правильного по сути решения суда.
Иные доводы апелляционного представления не содержат ссылок на обстоятельства, доказательства, которые бы позволили судебной коллегии усомниться в обоснованности и законности судебного постановления, повторяют пояснения прокурора по существу спора, которые исследованы судом первой инстанции при вынесении решения, им дана надлежащая правовая оценка.
Постановленное по делу Таганрогским городским судом Ростовской области решение является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 16.02.2012 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г.Таганрога - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: