ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-5976/2016 от 21.12.2016 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Мишина Т.В. Дело №33-5976/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2016 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего: Бояровой И.К.

судей: Мариной С.В., Ганцевича С.В.

при секретаре: Зининой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гайсина А.Р. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 18 августа 2016 г., которым суд в удовлетворении исковых требований Гайсина А.Р. отказал.

Заслушав доклад судьи Бояровой И.К., объяснения представителя ОАО «Калининградская генерирующая копания» Ведищевой А.А., объяснения представителя АО «Янтарьэнерго» Кремкова В.В., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гайсин А.Р. обратился в суд с иском к ОАО «Калининградская генерирующая компания», Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Калининградской области, 3-и лица: ТСН «Морское», Ростехнадзор, АО «Янтарьэнерго», в котором просил признать охранную зону ветроэлектрической станции, расположенной <адрес>, находящейся на балансе ОАО «Калининградская генерирующая компания», установленную в размере 300 метров от границы ветроэлектрической станции, площадью <данные изъяты> кв.м., не соответствующей действующим нормативным правовым актам Российской Федерации; обязать ОАО «Калининградская генерирующая компания» и Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору привести охранную зону ветроэлектрической станции, расположенной <адрес>, в соответствие с действующим в настоящее время нормативными правовыми актами Российской Федерации, а именно постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1033 «О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Калининградской области удалить из государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения об охранной зоне ветроэлектрической станции, расположенной в <адрес>, размером 300 метров от границ расположения ветроэлектрической станции, площадью <данные изъяты> кв.м.

В обоснование исковых требований ссылался на то, что является членом ТСН «Морское» и собственником земельного участка на территории Товарищества. Право собственности зарегистрировано 11.06.2010 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации за . С северной стороны земельные участки ТСН «Морское» и его членов граничат с площадкой ветроэнергетических установок (ВЭУ), расположенных <адрес>, с западной стороны - с территорией СНТ «Светлогорское». ОАО «Калининградская генерирующая компания», являясь собственником ВЭУ, получило экспертное заключение от 23.05.2013 «НЦ «Балтэкспертиза», из которого следовало, что ветроэнергетическая станция оказывает негативное воздействие на окружающую среду и жизнедеятельность человека по группам факторов: уровень звукового давления от источника шума, расстояние разлета ледяных осколков от обледенения лопастей, появление эффекта мерцания от лопастей ротора ВЭУ. Размер охранной зоны, рассчитанный по экспертному заключению от 23.05.2013 ООО «НЦ «Балтэкспертиза», составил 300 метров (<данные изъяты> кв.м.), в которую полностью вошел и земельный участок истца, а также земельные участки ТСН «Морское» и его членов. С данным экспертным заключением ОАО «Калининградская генерирующая компания» обратилось в Центральное управление Ростехнадзора, которое своим письмом от 23.05.2013 сообщило, что ОАО «Калининградская генерирующая компания» в дальнейшей работе по установлению охранных зон под ветропарком необходимо руководствоваться экспертным заключением ООО «Балтэкспертиза». Также письмом от 02.09.2013 Центральное управление Ростехнадзора согласовало карты (планы) границ охранной зоны ВЭС. Арбитражный суд Калининградской области решением от 18 августа 2014 года по делу по заявлению ОАО «Калининградская генерирующая компания» обязал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области внести в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения об охранной зоне ВЭС в <адрес>. В апелляционном порядке решение суда не обжаловалось, ТСН «Морское» и его члены в судебном процессе не участвовали. Таким образом, на земельный участок истца были наложены обременения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «Об установлении охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в виде охранной зоны ВЭУ, что привело к уменьшению рыночной стоимости земельного участка. Вместе с тем, по мнению истца, при определении размера охранной зоны для ВЭУ необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1033 "О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", которым были утверждены Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. На сегодняшний день постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1033 является действующим и установленные охранные зоны подлежат приведению в соответствие с ныне действующим законодательством. Кроме того, истец считает, что произошла подмена понятий санитарно-защитной и охранной зоны, которые регулируются разными нормативно правовыми актами, у которых разный порядок установления и представления соответствующих документов, которые контролируются разными уполномоченными органами, а именно «Ростехнадзор» и «Роспотребнадзор». Из экспертного заключения от 23.05.2013 «НЦ «Балтэкспертиза», следует, что ветроэнергетическая станция оказывает негативное воздействие на окружающую среду и жизнедеятельность человека по группам факторов: уровень звукового давления от источника шума, расстояние разлета ледяных осколков от обледенения лопастей, появление эффекта мерцания от лопастей ротора ВЭУ. Таким образом, на основании указанного заключения могла быть установлена санитарно-защитная зона, но не охранная. Установленные обременения в виде охранной зоны ВЭС не дают в полной мере истцу использовать принадлежащий ему земельный участок по целевому назначению, что существенным образом ограничивают права последнего на осуществление хозяйственной деятельности, предусмотренной Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В силу пункта 9 «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160) запрещается: складировать или размещать хранилища, размещать детские и спортивные площадки, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ, использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи). Кроме того, согласно этих же Правил для любого строительства, капитального ремонта, реконструкции или сноса зданий и сооружений, посадки и вырубки деревьев и кустарников в пределах охранных зон необходимо получение письменного решения о согласовании таких работ сетевой организацией, что накладывает соответствующие обязанности на собственника земельного участка. Более того, установленные ограничения снижают рыночную стоимость земельного участка истца на 120 тыс. рублей, что следует из информационного письма оценочной компании «СТАНДАРТ ОЦЕНКА» от 21.03.2016 .

Судом вынесено изложенное выше определение

В апелляционной жалобе Гайсин А.Р просит решение отменить, полагая, полагая, что судом дана неверная оценка установленным по делу обстоятельствам и неверно применен материальный закон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Судом установлено, что АО «Янтарьэнерго» принадлежит на праве собственности двадцать одна ветроэнергетическая установка, трансформаторные подстанции и сооружения, расположенные по адресу: <адрес>.

Указанные объекты в совокупности составляют ветроэнергетическую станцию ВЭС-4.5МВТ, в состав которой входят 20 ветроэнергетических установок ВЭУ-225кВТ, 9 трансформаторных подстанций 0.69/15кВт, метеомачты и системы кабельных линий, одна ветроэнергетическая установка ВЭУ-600кВТ, находящаяся на расстоянии от основного ветропарка (см. экспертное заключение от 23.05.2013 ООО «НЦ «Балтэкспертиза» - т. 1 л.д. 168-204).

Данная ветроэнергетическая станция введена в эксплуатацию в соответствии с постановлением главы муниципального образования «Зеленоградский район» от 22.04.2003 № 758 и находится на балансе ОАО «Калининградская генерирующая компания».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под объектами электроэнергетики понимаются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Согласно п. 3.1.4. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51237-98 «Нетрадиционная энергетика. Ветроэнергетика. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 25.12.1998 № 460, ветроэнергетическая установка (ВЭУ): комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для преобразования энергии ветра в другие виды энергии (механическую, тепловую, электрическую и др.). Таким образом, ВЭУ это комплекс взаимосвязанного оборудования (кабельные, воздушные линии, трансформаторные подстанции, совокупность ветроагрегатов, ветродвигателей) и представляет собой имущественный объект, используемый как для производства электрической энергии, обеспечения электрических связей, так и для осуществления передачи электрической энергии, что соответствует понятию объекту электроэнергетики и объекту электросетевого хозяйства.

Пунктом 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрено создание защитных и охранных зон.

В силу положений ст. 89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.

Функциональное правовое назначение охранных зон заключается в исключении возможности повреждения объектов электроэнергетики и угрозы жизни и здоровья граждан. При этом, действующим законодательством предусмотрены различные виды охранных зон и особый порядок их установления для отдельных видов объектов, определяемый Правительством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, охранная зона для ветроэнергетической станции была установлена в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. №160, которым были утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

В целях определения размера охранной зоны для ветроэнергетической станции ОАО «Калининградская генерирующая компания» было получено экспертное заключение от 23.05.2013 ООО «НЦ «Балтэкспертиза», из которого следует, что ветроэнергетическая станция оказывает негативное воздействие на окружающую среду и жизнедеятельность человека по группам факторов: уровень звукового давления от источника шума, расстояние разлета ледяных осколков от обледенения лопастей, появление эффекта мерцания от лопастей ротора ВЭУ. Размер охранной зоны, рассчитанный по экспертному заключению составил 300 метров от границ земельного участка (<данные изъяты> кв.м.)

Письмом от 3.05.2013 исх. Центральное управление Ростехнадзора информировало ОАО «Калининградская генерирующая компания» о том, что в дальнейшей работе по установлению охранных зон под ветропарком необходимо руководствоваться Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (далее – Правила № 160) в силу отсутствия специального нормативного акта по установлению охранных зон для ветроэнергетических объектов, а также экспертным заключением от 23.05.2013 ООО «НЦ «Балтэкспертиза».

Письмом от 02.09.2013 исх. Ростехнадзор согласовал карты (планы) границ охранной зоны ветроэнергетической станции.

Правилами № 160 (п.п. 5,6 в редакции постановления Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон.

В соответствии с требованиями положений названных Правил, границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (сетевая организация).Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган. После согласования границ охранной зоны сетевая организация в течение 3 месяцев обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Судом установлено, что сведения о зоне с особыми условиями использования территории – охранная зона ветроэнергетической станции ВЭС-4.5МВт, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Арбитражного суда Калининградской области от 18.08.2014 г. Указанным решением на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» возложена обязанность внести в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения об охранной зоне ветроэнергетической установки в <адрес>. При вынесении решения арбитражный суд признал правомерным установление охранной зоны ветроэнергетической станции ВЭС-4.5МВт в пос. <адрес> в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, действовавшим в период обращения ОАО «Калининградская генерирующая компания» в ФГБУ «ФКП Росреестр» в лице филиала по Калининградской области - 01 июля 2013 года, 04 сентября 2013 года, 21 ноября 2013 года.

Что же касается Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1033 «О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», то на момент обращения генерирующей компании за проведением правовой регистрации охранной зоны, указанных нормативный документ не вступил в силу.

В соответствии с Правилам установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных названным Постановлением, охранная зона устанавливается вдоль границы земельного участка, предоставленного для размещения объекта по производству электрической энергии на расстоянии 50 метров от указанной границы - для объектов высокой категории опасности. Между тем, данное постановление не регулирует вопросы установления охранных зон для таких объектов электроэнергетики, как ветроэнергетическая установка и не предусматривает основания для пересмотра ранее установленных охранных зон для таких объектов электроэнергетики. В этой связи, суд правомерно не усмотрел оснований для признания ранее установленной охранной зоны не соответствующей действующему законодательству.

Из материалов дела следует, что Гайсин А.Р. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для ведения садоводства, о чем в ЕГРП 11.06.2010 сделана запись регистрации . Как указывал истец, его земельный участок полностью попадает в охранную зону. Ограничения установленные для такой зоны лишают истца права использовать свой земельный участок по назначению.

Между тем, как установлено судом, принадлежащий Гайсину А.Р. земельный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения – для ведения садоводства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Ограничения, установленные п. 9 Правил № 160, не препятствуют истцу использовать принадлежащий ему земельный участок по назначению – для ведения садоводства. Возведение на таком участке жилого строения, а также размещение на нем детских и спортивных площадок, гаражей и стоянок всех видов машин и механизмов, возможно с письменного решения о согласовании сетевой организации.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно, решение суда принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 18 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: