ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-606/14 от 04.03.2014 Курганского областного суда (Курганская область)

                                                                                                                                                                                                                            Главная     О суде     Правовая основа     Документы суда     Судебное делопроизводство     Справочная информация     Кадровое обеспечение     Противодействие коррупции     Судейское сообщество     Суды Курганской области     УСД Курганской области     Медиация     Пресс-служба     Обращения граждан     Ваше мнение о сайте                                                                                                                            


                                                                                                                                                            </form>


                                                                                                                                                            Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Официальный интернет-портал правовой информации

                                                                                                                                                                                    A                                                                        A                                                                     A                                                        

                                                                                                                                                                                                Просмотр документа





Судья Мельникова Е.В. Дело № 33–606/2014

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Тимофеевой С.В.,

судей Богдановой О.Н., Голубь Е.С.,

с участием прокурора Кабаковой О.В.,

при секретаре Крюковой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 4 марта 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кургана о признании незаконным бездействия, возложении обязанности

по апелляционной жалобе Администрации города Кургана, апелляционному представлению прокурора города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 10 декабря 2013 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора г. Кургана, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Кургана - удовлетворить частично.

Признать бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения от теплопункта  ОАО «Курганская генерирующая компания», расположенного по адресу:  до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по у л. Куйбышева незаконным.

Обязать Администрацию города Кургана в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения от теплопункта  ОАО «Курганская генерирующая компания», расположенного по адресу:  до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по .

В остальной части требований отказать.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения представителя ответчика Администрации города Кургана по доверенности Показаньева Б.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и возражавшего против доводов апелляционного представления прокурора, объяснения представителя третьего лица открытого акционерного общества «Курганская генерирующая компания» по доверенности Абрамовой Т.Г., полагавшей доводы апелляционной жалобы обоснованными и возражавшей против доводов апелляционного представления прокурора, объяснения представителей третьих лиц Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» по доверенности Степанова А.В. и Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской области по доверенности Яркова Д.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы и полагавших доводы апелляционного представления прокурора обоснованными, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Кабаковой О.В., полагавшей доводы апелляционного представления прокурора обоснованными, решение суда в обжалуемой части подлежащим отмене, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор города Кургана обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Кургана о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

В период рассмотрения дела прокурор города Кургана неоднократно изменял исковые требования, в окончательном виде просил признать незаконным бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения от теплопункта  открытого акционерного общества «Курганская генерирующая компания» (далее ОАО «Курганская генерирующая компания»), расположенного по адресу: , строение 2, до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по ; обязать Администрацию города Кургана обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения от теплопункта  ОАО «Курганская генерирующая компания», расположенного по адресу: , строение 2, до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по ; обязать Администрацию  определить ОАО «Курганская генерирующая компания» в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей от теплопункта  ОАО «Курганская генерирующая компания», расположенного по адресу: , строение 2, до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по ; обязать Администрацию  передать для эксплуатации по передаточному акту ОАО «Курганская генерирующая компания» бесхозяйные сети горячего водоснабжения от теплопункта  ОАО «Курганская генерирующая компания», расположенного по адресу: , строение 2, до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по .

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Администрацией города Кургана не организовано надлежа­щее теплоснабжение административных зданий , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по  и горячее водоснабжение указанных домов осуществляется по тепловым и водопроводным сетям протяженностью 345 м, проложенным от цен­трального теплового пункта  ОАО «Курганская генерирующая компания», рас­положенного по адресу: . Собственник указанных тепловых сетей и сетей горячего водоснабже­ния отсутствует. В связи с отсутствием собственника указанные трубопроводы тепло­снабжения и горячего водоснабжения не обслуживаются и не ремонтируются. Администрации города Кургана с мая 2012 года было известно о том, что теп­ловые сети от теплопункта  до здания по  не имеют эксплуа­тирующей организации, что подтверждается письмом Департамента развития город­ского хозяйства от  -р, однако мер по передаче сетей теплосетевой организации либо единой теплоснабжающей организации, которая осуществляла бы содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, принято не бы­ло. Указанный трубопровод горячего водоснабжения до настоящего време­ни не передан организации, осуществляющей горячее водоснабжение. Теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей по указанным бесхо­зяйным сетям теплоснабжения и горячего водоснабжения осуществляется ОАО «Кур­ганская генерирующая компания» от теплопункта , где бесхозяйные сети при­соединены к сетям ОАО «Курганская генерирующая компания». В связи с отсутствием собственника трубопроводов теплоснабжения и горячего водоснабжения указанные трубопроводы к зиме не подготовлены. Отсутствует воз­можность теплоснабжения присоединенных к указанным бесхозяйным водопроводам зданий. Неисполнение требований федерального законодательства может явиться при­чиной возникновения чрезвычайной ситуации при возникновении аварии на трубо­проводах горячего водоснабжения и теплоснабжения. Следствием аварии может быть подтопление горячей водой городской терри­тории, затопление подвалов жилых домов, возможность причинения вреда здоровью граждан, требует принятия незамедлительных мер по определению собственника, ко­торый бы обеспечил дальнейшую безопасность трубопроводов. Кроме того, в отсутствие лица, обслуживающего указанные тепловые сети, не будут проведены работы по подготовке последних к зиме. В обоснование права требования прокурор ссылался на статьи 16, 17, 34 Федерального закона от  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 6, 15 Федерального закона от  № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьи 6, 8 Федерального закона от  № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», часть 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  , статью 37 Устава города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от  , пункт 1.7 статьи 4 Положения об Администрации города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от   «О структуре Администрации города Кургана».

В судебном заседании представитель прокурора города Кургана Поспелова М.А. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Показаньев Б.А. в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель третьего лица ОАО «Курганская генерирующая компания» по доверенности Виноградова Е.В. в судебном заседании исковые требования прокурора считала необоснованными.

Представитель третьего лица Управления Министерства внутренних дел России по Курганской области (далее УМВД России по Курганской области) по доверенности Ряписова Н.А., представитель третьего лица Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» (далее ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Курганской области») по доверенности Степанов А.В. и представитель третьего лица Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской области по доверенности Ярков Д.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержали.

Представитель третьего лица Правительства Курганской области по доверенности Столярова Н.А. в судебном заседании решение спора оставила на усмотрение суда.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области, Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом принято изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация города Кургана просит решение суда отменить, в удовлетворении иска прокурору города Кургана отказать. Полагает, что при разрешении спора судом неверно применены нормы материального права, а именно статья 16 Федерального закона от  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статья 6 Федерального закона от  № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Указанные тепловые сети и сети горячего водоснабжения не предназначены для обслуживания населения города Кургана, так как снабжают теплом административные здания, в которых отсутствуют жилые помещения, в связи с чем у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по организации теплоснабжения указанных объектов. Указывает, что судом при вынесении решения не приняты во внимание доводы ответчика о нарушении норм статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как прокурор не может выступать процессуальным истцом по данному делу, поскольку круг лиц, чьи интересы затрагиваются данным спором, конкретно определен - это самостоятельные юридические лица, которые используют спорные сети по их целевому назначению. Кроме того, считает необоснованным установление срока исполнения решения суда в течение месяца. Ссылается на то, что постановлением Правительства Российской Федерации  от  установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Согласно пункту 5 указанного постановления для принятия на учет объекта недвижимого имущества к заявлению органа местного самоуправления должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Таким образом, необходима инвентаризация указанной теплотрассы горячего водоснабжения за счет средств бюджета города Кургана, которые в настоящее время не предусмотрены. Полагает, что установление конкретного срока обращения в регистрирующий орган может повлечь за собой объективную невозможность исполнения судебного акта в период, установленный судом.

В апелляционном представлении прокурор города Кургана просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурору города Кургана о возложении на Администрацию города Кургана обязанности опреде­лить ОАО «Курганская генерирующая компания» в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей от теплопункта  ОАО «Курганская генерирующая компания» до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по ; передать для эксплуатации по передаточному акту ОАО «Курганская генерирующая компа­ния» бесхозяйные сети горячего водоснабжения от теплопункта  ОАО «Кур­ганская генерирующая компания» до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по  и принять в данной части новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что в судебном акте отсутствует обоснование, по каким основаниям прокурору отказано в удовлетворении иска в данной части. Обосновывая заявленные исковые требования о возложении на Админист­рацию города Кургана обязанности по определению ОАО «Курганская генерирующая компания» в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, передачи для эксплуатации по пере­даточному акту ОАО «Курганская генерирующая компания» бесхозяйных сетей горячего водоснабжения от теплопункта  ОАО «Курганская генерирующая компания» до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по , прокурор исходил из норм действующего законодатель­ства, а именно Федерального закона от  № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от  № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с которыми в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей орга­низации), бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабже­ния, орган местного самоуправления поселения или городского округа до призна­ния права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети системы горя­чего водоснабжения обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетя­ми, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в ко­торую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет со­держание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Эксплуатация бесхозяйных систем горячего водоснабжения осуществляется гарантирующей орга­низацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, и во­допроводные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяй­ным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности. В соответствии с постановлением Администрации города Кургана от   определена единая теплоснабжающая организация на территории городского округа города Кургана ОАО «Курган­ская генерирующая компания», однако Администрация города Кургана в соответст­вии с вышеуказанным законодательством, не определила ОАО «Курганская ге­нерирующая компания» в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, и не передала для эксплуатации по передаточному акту ОАО «Курганская генерирующая компа­ния» бесхозяйные сети, в связи с чем они остаются без обслуживания и содержания. ОАО «Курганская генерирующая компания» не является эксплуатирующей организацией, общество является лишь поставщиком тепловой энергии и горячей воды и, исходя из схем разграничения эксплуатационной ответственности сторон (балансо­вой принадлежности) по тепловым сетям, эксплуатационная ответственность поставщика заканчивается при выходе из теплопункта. В связи с чем, полагает, что указанные требования прокурора являются обосно­ванными и подлежат удовлетворению.

В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.

В возражениях на апелляционное представление прокурора города Кургана ОАО «Курганская генерирующая компания» просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Показаньев Б.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, против доводов апелляционного представления прокурора города Кургана возражал.

Представитель третьего лица ОАО «Курганская генерирующая компания» по доверенности Абрамова Т.Г. в суде апелляционной инстанции полагала доводы апелляционной жалобы Администрации города Кургана обоснованными и возражала против доводов апелляционного представления прокурора города Кургана.

Представители третьих лиц ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Курганской области» по доверенности Степанов А.В. и Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской области по доверенности Ярков Д.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против доводов апелляционной жалобы Администрации города Кургана, поддержали доводы апелляционного представления прокурора.

Представители третьих лиц УМВД России по Курганской области, Правительства Курганской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области, Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части в связи с нарушением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В силу пунктов 4.2. и 4.3. части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от  № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от  № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от  № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть – совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 6 статьи 15 данного Федерального закона определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.

В соответствии с вышеуказанной нормой закона орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйной тепловой сети обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание данных сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от  № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 5 статьи 8 указанного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со статьями 290 – 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В пункте 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  , в качестве основания постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о теплоснабжении и водоснабжении прокурором города Кургана было установлено наличие на территории города Кургана бесхозяйного участка тепловой сети и сети горячего водоснабжения от теплопункта  ОАО «Курганская генерирующая компания», расположенного по адресу: , строение 2, до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по , протяженностью 345 м, что подтверждается уведомлениями об отсутствии зарегистрированных прав на указанные объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от , а также информацией Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области от , сообщением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от , информацией Департамента развития городского хозяйства от  об отсутствии сведений об указанных тепловых сетях и сетях горячего водоснабжения в реестрах федерального имущества, имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.

По информации ОАО «Курганская генерирующая компания», содержащейся в сообщениях от , от , от , от , ОАО «Курганская генерирующая компания» принадлежит на праве собственности тепловая трасса от теплопункта , подземная в непроходных каналах и воздушная на опорах, протяженностью 514,3 м, зарегистрированном в установленном законом порядке, указанная тепловая трасса не имеет технологического присоединения к инженерным системам административных зданий, расположенных по адресу: , 4, , транспортировка энергоресурсов к указанным зданиям осуществляется ОАО «Курганская генерирующая компания» посредством иной тепловой трассы от теплопункта , собственник которой не известен.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что тепловые сети и сети горячего водоснабжения от теплопункта  ОАО «Курганская генерирующая компания», расположенного по адресу: , строение 2, до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по , не имеют собственника, являются бесхозяйными, в связи с чем на основании статьи 37 Устава , утвержденного решением Курганской городской Думы от  , и пункта 1.4 статьи 4 Положения об Администрации города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от   «О структуре Администрации города Кургана», обоснованно признал незаконным бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет указанного имущества в качестве бесхозяйного и возложил на ответчика соответствующую обязанность по обращению с заявлением о постановке бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения на учет в регистрирующем органе.

Решение суда в указанной части постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Администрации города Кургана, которые основаны на неверном толковании закона об отсутствии у органа местного самоуправления обязанности по обращению с заявлением в регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории муниципального городского округа, в связи с чем указанные доводы судебная коллегия находит несостоятельными и не принимает во внимание.

Ссылка апелляционной жалобы на отсутствие у прокурора города Кургана права обращения с иском в интересах неопределенного круга лиц не основана на законе.

Довод апелляционной жалобы Администрации города Кургана о том, что исполнить решение суда в установленный судом срок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу будет затруднительно, не может быть принят во внимание, поскольку не является основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, что не лишает ответчика права в случае невозможности исполнения решения в установленный судом срок обратиться с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционного представления прокурора города Кургана в части неправомерного отказа прокурору в удовлетворении исковых требований о возложении на Администрацию города Кургана обязанности определить ОАО «Курганская генерирующая компания» в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей от теплопункта  ОАО «Курганская генерирующая компания», расположенного по адресу: , строение 2, до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по  в , и обязанности передать указанные бесхозяйные сети горячего водоснабжения ОАО «Курганская генерирующая компания» для эксплуатации по передаточному акту.

Частью 6 статьи 15 Федерального закона от  № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети, в соответствии с которым орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Таким образом, посредством установленного механизма федеральным законодателем предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.

В части 5 статьи 8 Федерального закона от  № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» законодателем также закреплено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Из материалов дела следует, что ОАО «Курганская генерирующая компания» является теплосетевой организацией, тепловые сети которой непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными тепловыми сетями, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

Именно посредством использования бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения ОАО «Курганская генерирующая компания» осуществляет поставку ресурса от теплопункта , расположенного по адресу: , строение 2, до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по , в рамках договоров, заключенных с Курганской областной организацией Общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Курганской области», Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской области.

Кроме того, на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от  № 190-ФЗ «О теплоснабжении» постановлением Администрации города Кургана от   «Об определении единой теплоснабжающей организации на территории городского округа города Кургана» ОАО «Курганская генерирующая компания» определено единой теплоснабжающей организацией на территории городского округа города Кургана.

Таким образом, исковые требования прокурора города Кургана в части возложения на Администрацию города Кургана обязанности определить ОАО «Курганская генерирующая компания» в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, и обязанности передать ОАО «Курганская генерирующая компания» бесхозяйные сети горячего водоснабжения для эксплуатации по передаточному акту соответствуют требованиям закона и являются правомерными.

С учетом изложенного, решение суда в части отказа прокурору города Кургана в удовлетворении исковых требований о возложении на Администрацию города Кургана обязанности опреде­лить ОАО «Курганская генерирующая компания» в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей от теплопункта  ОАО «Курганская генерирующая компания», расположенного по адресу: , строение 2, до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по , передать для эксплуатации по передаточному акту ОАО «Курганская генерирующая компа­ния» бесхозяйные сети горячего водоснабжения от теплопункта  ОАО «Кур­ганская генерирующая компания», расположенного по адресу: , строение 2, до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по , подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении указанных требований прокурора города Кургана.

Руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Курганского городского суда Курганской области от  отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора города Кургана о возложении на Администрацию города Кургана обязанности опреде­лить открытое акционерное общество «Курганская генерирующая компания» в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей от теплопункта  открытого акционерного общества «Курганская генерирующая компания», расположенного по адресу: , строение 2, до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по , передать для эксплуатации по передаточному акту открытому акционерному обществу «Курганская генерирующая компа­ния» бесхозяйные сети горячего водоснабжения от теплопункта  открытого акционерного общества «Кур­ганская генерирующая компания», расположенного по адресу: , строение 2, до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по .

Исковые требования прокурора города Кургана в указанной части удовлетворить.

Обязать Администрацию города Кургана опреде­лить открытое акционерное общество «Курганская генерирующая компания» в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей от теплопункта  открытого акционерного общества «Курганская генерирующая компания», расположенного по адресу: , строение 2, до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по  в .

Обязать Администрацию города Кургана передать для эксплуатации по передаточному акту открытому акционерному обществу «Курганская генерирующая компа­ния» бесхозяйные сети горячего водоснабжения от теплопункта  открытого акционерного общества «Кур­ганская генерирующая компания», расположенного по адресу: , строение 2, до домов , 4, 4 корпус 1 по ,  по ,  по  в .

В остальной части решение Курганского городского суда Курганской области от  оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.

Судья – председательствующий С.В. Тимофеева

Судьи: О.Н. Богданова

Е.С. Голубь

                                                                                    © Курганский областной суд, 2014                                                oblsud@mail.kurgan.ru