Дело № 33-6078/2014
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 11 декабря 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.
судей Тумашевич Н.С., Головиной Е.Б.
с участием прокурора Гавриловой Е.В.
при секретаре Булановой Е.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по дорожному хозяйству <адрес> на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 03 июля 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Лужского городского прокурора к Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области об обязании привести мост в соответствие с техническими требованиями к искусственным сооружениям.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Головиной Е.Б., объяснения представителя Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Л.С., поддержавшего доводы жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Лужский городской прокурор первоначально обратился в Лужский городской суд к администрации муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области и администрации муниципального образования Толмачевское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области с иском об обязании произвести паспортизацию искусственного сооружения – моста через реку Ящера, расположенного у д. Табор Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области и обязании привести участок автомобильной дороги, включающий мост через реку Ящера, расположенный у д. Табор Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В обоснование требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании участка автомобильной дороги, включающего мост через р. Ящера у д. Табор Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района. Мост является единственным транспортным путем, связывающим д. Табор с д. Болото, при этом мост на балансе муниципального образования Толмачевское городское поселение Лужского муниципального района, а также на балансе муниципального образования Лужский муниципальный район, не состоит. Паспортизация данного участка автомобильной дороги не производилась, технический паспорт отсутствует. При этом состояние участка автомобильной дороги не соответствует требованиям ГОСТ, в частности, покрытие моста выполнено кустарным способом из деревянных элементов, которые частично утратили несущую способность.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области и Ленинградское областное предприятие «Лужское дорожное ремонтно-строительное управление» привести участок автомобильной дороги, включающий мост через реку Ящера, расположенный у д. Табор Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
В обоснование требований указал, что на основании государственного контракта, заключенного Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области с ЛОГП «Лужское ДРСУ», последнее приняло на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ по содержанию региональных дорог, в том числе автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Болото-Табор», протяженностью 1, 25 км, находящегося на балансе Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области. Состояние участка указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям ГОСТ.
Определением Лужского городского суда от 03 июля 2014 года производство по делу в части требований прокурора к ЛОГП «Лужское дорожное ремонтно-строительное управление» о приведении участка автомобильной дороги, расположенного у д. Табор Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» прекращено в связи с отказом прокурора от иска.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 03 июля 2014 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области привести мост через реку Ящера у д. Табор Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в соответствие с техническими требованиями к искусственным сооружениям ( ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).
В апелляционной жалобе Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области просит решение суда отменить, считая его незаконным.
В жалобе указывает, что судом неправильно определен правовой статус спорного имущества и полномочия ответчика в отношении указанного имущества.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Правоотношения в сфере дорожной деятельности в Российской Федерации на федеральном уровне регламентированы Федеральным законом от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 2 пункта 3 статьи 6 указанного Закона, обеспечение безопасности дорожного движения на территории Ленинградской области относится к полномочиям Правительства области.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 13).
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, связанных с ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог (статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 07 сентября 2011 года № 283 утверждено положение о Комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области. Согласно указанному положению к полномочиям Комитета относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в части проектирования, содержания и ремонта.
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения; дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в частности, к таким сооружениям относятся мосты.
Материалами дела подтверждается, что автодорога " Болото-Табор" км 1 + 250 относится к дорогам регионального значения. На данной автодороге расположен мост через реку Ящера. Покрытие моста выполнено кустарным способом из деревянных элементов, которые частично утратили несущую способность. Участок дороги, проходящий по мосту, не оборудован ограждениями. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным с участием инспектора ОГИБДД ОМВД России по <адрес>.
Довод представителя ответчика о том, что автомобильная дорога «Болото-Табор» не может быть отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в соответствии с «Критериями отнесения автомобильных дорог общего пользования Ленинградской области к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения», по мнению судебной коллегии, правового значения для рассмотрения данного спора не имеет.
Материалами дела подтверждается, что на основании распоряжения Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области передано в оперативное управление государственное имущество Ленинградской области, в том числе автомобильная дорога «Болото-Табор», протяженностью 1,25 км, расположенная в <адрес> ( т.2, л.д.90).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области не только не оспаривал, но и подтверждал, что автодорога «Болото-Табор» является региональной ( т.1, л.д.75, л.д.173), а ответчик осуществляет права владения, пользования и распоряжения указанным имуществом.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области заключил с Ленинградским областным государственным предприятием «Лужское дорожное ремонтно-строительное управление» государственный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения в <адрес> на 2014 год и 1 квартал 2015 года ( ЛОТ № 5). В состав лота, в том числе, вошла и автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Болото-Табор» протяженностью 1,250 км (т.1, л.д.170), при этом в перечень искусственных сооружений, отнесенных к лоту № 5, мост через <адрес> автодороги «Болото-Табор» не вошел.
Довод апелляционной жалобы о том, что мост через р. Ящера у д. Табор Толмачевского сельского поселения Лужского муниципального района Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области не передавался и является бесхозяйным имуществом, также не может быть положен в основу отмены решения суда.
В материалах дела имеется акт приемки-передачи автодороги и дорожных сооружений от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный председателем Дорожного комитета <адрес>, согласно которому автомобильная дорога Болото-Табор с искусственными сооружениями передана совхозом «<адрес>» на баланс ДРСУ. Ведомостью технического состояния дороги подтверждается, что мост является составной частью автодороги Болото-Табор ( т.1, л.д.244).
Распоряжением Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № за ГП «Лужское ДРСУ» закреплено числящееся на его балансе имущество, за исключением федеральных и областных дорог, подлежащих передаче в оперативное управление ГУ «Дорожный комитет Ленинградской области» в соответствии с Законом Ленинградской области от 5 августа 1997 года № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» ( т.2, л.д.9). Согласно ст. 22 указанного Областного закона в состав имущества автомобильных дорог входит комплекс дорожных сооружений автомобильной дороги, имущество, необходимое для управления и содержания дороги, а также полосы и участки земель, занимаемые автомобильной дорогой. Дорожные сооружения - конструктивные элементы дороги (земляное полотно, проезжая часть и др.), искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, тоннели и др.), а также иные сооружения, необходимые для сохранности и содержания автомобильной дороги. Таким образом, в силу прямого указания закона мост как дорожное сооружение вошел в состав переданной ответчику автомобильной дороги «Болото-Табор».
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что представленные прокурором доказательства, бесспорно свидетельствуют о необходимости ремонта части автомобильной дороги "Болото-Табор" – моста через р. Ящера, а ответчик возложенные на него обязанности в части содержания автодороги регионального значения на указанном участке надлежаще не выполнил.
Поскольку обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, суд первой инстанции учитывая, что ответчик в силу вышеприведенных норм материального права осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств Ленинградской области на цели обеспечения дорожной деятельности, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных предприятий, выступает заказчиком при заключении государственных контрактов с подрядчиком и субподрядчиком, обоснованно и правомерно возложил на Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области обязанность по выполнению указанных в заявлении прокурора требований, признав их законными.
Указанный вывод суда подтверждается материалами дела и признается судебной коллегией правильным.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 03 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Скопинская Л.В.