ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-608 от 31.12.9999 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

                                                                                    Верховный Суд Удмуртской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Удмуртской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Судья Петрова Л.С. Дело №33-608/12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего-судьи Копотева И.Л.,

судей Дубовцева Д.Н., Костенковой С.П.,

при секретаре Утробине А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в  ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по исковому заявлению прокурора  в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению « №», муниципальному дошкольному образовательному учреждению « №», муниципальному дошкольному образовательному учреждению « №», муниципальному дошкольному образовательному учреждению « №», муниципальному дошкольному образовательному учреждению « №», муниципальному дошкольному образовательному учреждению « №», муниципальному дошкольному образовательному учреждению « №», муниципальному дошкольному образовательному учреждению « №» о признании бездействия по не созданию и не ведению официального сайта в сети «Интернет» незаконным, возложении обязанности создать официальный сайт в сети «Интернет» и размещении на нём информации, а также к администрации муниципального образования «» о возложении обязанности по надлежащему финансированию расходов по созданию официального сайта в сети «Интернет»,

по апелляционным жалобам представителя ответчика - администрации муниципального образования «» - ФИО5, представителя остальных ответчиков - ФИО4 на решение  районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены.

Признано незаконным бездействие муниципального дошкольного образовательного учреждения « №», муниципального дошкольного образовательного учреждения « №», муниципального дошкольного образовательного учреждения « №», муниципального дошкольного образовательного учреждения « №», муниципального дошкольного образовательного учреждения « №», муниципального дошкольного образовательного учреждения  №», муниципального дошкольного образовательного учреждения « №», муниципального дошкольного образовательного учреждения « №» по не созданию и не ведению официального сайта в сети «Интернет».

На муниципальное дошкольное образовательное учреждение « №», муниципальное дошкольное образовательное учреждение « №», муниципальное дошкольное образовательное учреждение « №», муниципальное дошкольное образовательное учреждение « №», муниципальное дошкольное образовательное учреждение « №», муниципальное дошкольное образовательное учреждение « №», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский  №», муниципальное дошкольное образовательное учреждение « №» возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специальный сайт в сети «Интернет» и разместить на нем следующую информацию в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»:

1) сведения:

о дате создания образовательного учреждения;

о структуре образовательного учреждения;

о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения;

о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации;

о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям);

об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся;

о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года.

2) копии:

документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения;

3) отчет о результатах самообследования;

4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг.

При недостаточности собственных средств у вышеуказанных муниципальных учреждений обязанность по финансированию расходов по созданию официальных сайтов в сети «Интернет» возложена на администрацию муниципального образования «».

Заслушав доклад судьи Костенковой С.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор  в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к муниципальному дошкольному образовательному учреждению « №», муниципальному дошкольному образовательному учреждению « №», муниципальному дошкольному образовательному учреждению « №», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр  №», муниципальному дошкольному образовательному учреждению « №», муниципальному дошкольному образовательному учреждению « №», муниципальному дошкольному образовательному учреждению « №», муниципальному дошкольному образовательному учреждению « » (далее по тексту - детские сады) с требованиями о признании бездействия по не созданию и не ведению официального сайта в сети «Интернет» незаконным, возложении обязанности создать официальный сайт в сети «Интернет» и размещении на нём информации, а также к администрации муниципального образования «» с требованием о возложении обязанности по надлежащему финансированию расходов по созданию официального сайта в сети «Интернет».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по вышеуказанным исковым заявлениям объединено.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой  была проведена проверка соблюдения детскими садами федерального законодательства об образовании. В ходе проверки было установлено, что у детских садов отсутствуют официальные сайты в сети «Интернет», что свидетельствует о несоблюдении требований открытости и доступности информации, указанной в п.4 ст.32 Закона РФ «Об образовании». Неправомерным бездействием ответчиков нарушаются права неопределенного круга несовершеннолетних и их родителей(законных представителей), на получение достоверной и своевременной информации о деятельности образовательного учреждения. В соответствии с ч. 5 ст. 115 ГК РФ собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества. Учредителем ответчиков является Муниципальное образование «» в лице Администрации города. В соответствие с уставами детских садов, при недостаточности денежных средств у детского сада, субсидиарную ответственность несет Администрация .

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 на исковых требованиях настаивал, дополнительно пояснил, что законодательством об образовании предусмотрено создание официального сайта в сети «Интернет», а не отдельной странички о дошкольном образовательном учреждении на сайте муниципального образования «». Понятия «сайт» и «страничка» не являются тождественными.

В судебном заседании представитель детских садов - ФИО4 исковые требования не признала, пояснила, что на основании приказа администрации муниципального образования «Город Ижевск» №9011 от 5 декабря 2011 года, во исполнение Закона РФ «Об образовании», ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в качестве официального сайта в сети «Интернет» утвержден сайт www.izh.ru. На данном сайте каждый детский сад имеет свою страницу, на которой размещена информация об учреждении в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации муниципального образования «» - ФИО5 исковые требования не признала, пояснила, что официальным сайтом образовательных учреждений признан сайт муниципального образования «» как учредителя данных учреждений - www.izh.ru. На данном сайте каждое дошкольное образовательное учреждение на своей странице размещает предусмотренную законодательством информацию. Доступ на сайт для ведения самостоятельной страницы обеспечен выдачей муниципальным дошкольным образовательным учреждениям собственных логина и пароля, в каждом детском саду закреплены ответственные лица за ведение страницы на сайте. Полагает, что в переходный период - до ДД.ММ.ГГГГ - в связи с изменениями в действующем законодательстве об образовании, связанными с изменением формы и вида дошкольного образовательного учреждения, порядка финансирования и закрепления имущества за детскими садами, получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, государственной аккредитации, изменения уставных документов и их регистрации, отсутствие самостоятельных сайтов у детских садов не может быть расценено в качестве бездействия. Порядок размещения и опубликования информации на сайте дошкольного образовательного учреждения до настоящего времени Правительством РФ не принят.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель детских садов - ФИО4 просит решение суда отменить, ссылаясь на следующие доводы:

-применение норм Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в отношении бюджетных учреждений необоснованно;

-обязанность по обеспечению открытости и доступности информации об учреждении возникает с 1 января 2012 года;

-поскольку Правительством РФ не установлен порядок размещения и обновления в сети «Интернет» информации об образовательном учреждении, в том числе и формата предоставления такой информации, размещение информации о детских садах на сайте www.izh.ru соответствует действующему законодательству;

-суд не учел, что для реализации положения Закона РФ «Об образовании» по созданию и ведению отдельного сайта образовательного учреждения необходимо определение источника финансового обеспечения на данные затраты.

В апелляционной жалобе представитель ответчика - администрации муниципального образования «» - ФИО5 просит решение суда отменить, ссылаясь на следующие доводы:

-администрация муниципального образования «» не является надлежащим ответчиком по делу, так как действующим законодательством исключена субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения к правоотношениям, возникшим с 1 января 2011 года;

-создание и ведение официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет» является не обязанностью, а компетенцией образовательного учреждения;

-поскольку Правительством РФ не установлен порядок размещения и обновления в сети «Интернет» информации об образовательном учреждении, в том числе и формата предоставления такой информации, размещение информации о детских садах на сайте www.izh.ru соответствует действующему законодательству

-понятие «официальный сайт образовательного учреждения в сети «Интернет» действующим законодательством не определено, запрета на использование официального сайта учредителя учреждения для размещения необходимой и достаточной информации не закреплено;

-применение норм Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в отношении бюджетных учреждений необоснованно;

-суд не учел, что информация, подлежащая размещению на официальном сайте в сети «Интернет», образовательными учреждениями размещена в соответствии с имеющимися и действующими документами;

-обязанность по обеспечению открытости и доступности информации об учреждении возникает с 1 января 2012 года.

Прокурор, представитель ответчика - администрации муниципального образования «», представитель детских садов в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. Судебное разбирательство проведено судебной коллегией в отсутствие указанных выше лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на официальном сайте муниципального образования «» - www.izh.ru - созданы страницы дошкольных образовательных учреждений . Дошкольные образовательные учреждения подключены к сети «Интернет», имеют электронную почту.

Из содержания письма начальника Управления по информатизации Администрации  № от ДД.ММ.ГГГГ и письма начальника Управления дошкольного образования и воспитания Администрации  № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что образовательным учреждениям предложено в качестве официальных сайтов, обязанность по созданию и ведению которых отнесена к компетенции образовательных учреждений в соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании», использовать официальный сайт муниципального образования «» - www.izh.ru, а руководителям образовательных учреждений предложено издать приказ об утверждении данного сайта в качестве официального.

На страницах детских садов на сайте www.izh.ru отсутствуют сведения об их структуре, о персональном составе педагогических работников с указанием образования и квалификации, дата создания образовательного учреждения, сведения о материально-техническом обеспечении, копии документов, подтверждающих наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, отчеты о результатах самообследования, перечень платных услуг и тарифы на оказываемые платные услуги.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются документально и не вызывают сомнений у судебной коллегии.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что действующим законодательством предусмотрено, что создание официального сайта и размещение на нем информации, установленной п.4 статьи 32 Закона РФ «Об образовании», входит в компетенцию образовательного учреждения, следовательно, ответчики- детские сады, обязаны создать официальные сайты в сети «Интернет» и разместить на них вышеуказанную информацию.

Данный вывод суда является правильным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее -Закон РФ N 3266-1) образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

В пункте 2 ст. 32 Закона РФ N 3266-1 определено, что относится к компетенции образовательного учреждения. Данный пункт в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 08.11.2010 N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" (далее - Закон РФ N 293-ФЗ) не содержал указаний на создание и ведение официального сайта в сети Интернет образовательного учреждения.

Законом РФ N 293-ФЗ внесены изменения в Закон РФ N 3266-1.

В частности, пункт 2 статьи 32 дополнен подпунктом 25, согласно которому к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет (пп. "а" п. 7 ст. 1 Закона РФ N 293-ФЗ).

Кроме того, статья 32 Закона РФ N 3266-1 дополнена пунктом 4, содержащим информацию, путем размещения которой образовательное учреждение обязано обеспечить открытость и доступность (пп. "б" п. 7 ст. 1 Закона РФ N 293-ФЗ).

Также статья 32 Закона РФ N 3266-1 дополнена пунктом 5, на основании которого информация, указанная в пункте 4 статьи 32 Закона N 3266-1, подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений (пп. "в" п. 7 ст. 1 Закона РФ N 293-ФЗ).

Исходя из содержания части 1 статьи 10 Закона РФ N 293-ФЗ данный Закон вступает в силу с 01 января 2011 года.

Следовательно, после вступления в силу Закона РФ N 293-ФЗ, т.е. с 01 января 2011 года, федеральным законом установлена обязанность образовательного учреждения создать и вести официальный сайт в сети Интернет, на котором учреждение обязано размещать информацию, указанную в п. 4 ст. 32 Закона РФ N 3266-1, и обновлять ее.

Судом первой инстанции установлено на основе оценки исследованных доказательств, что указанная обязанность ответчиками - детскими садами не выполнена.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, который надлежащим образом мотивирован в судебном решении, и оснований для его переоценки не усматривает.

Суд правильно указал, что заполнение ответчиками - детскими садами страницы на сайте www.izh.ru и размещение на ней информации не свидетельствует об исполнении ответчиками своей обязанности о создании и ведении официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет, установленной ст. 32 Закона РФ N 3266-1, а размещенная на указанной странице информация по своему объему не соответствует требованиям ч. 4 ст. 32 Закона РФ N 3266-1.

Доводы апелляционных жалоб ответчиков в данной части направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционных жалоб в той части, что обязанность по обеспечению открытости и доступности информации об учреждении возникает у детских садов только с 1 января 2012 года, т.е. с момента вступления в силу пп. «а» п. 19 ст. 6 Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных(муниципальных) учреждений» основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку указанный закон не регулирует правоотношения в сфере образования, и полностью опровергаются изложенным выше.

Отсутствие постановления Правительства РФ об установлении порядка размещения и обновления в сети «Интернет» информации об образовательном учреждении, а также не определение источника финансового обеспечения на данные затраты, не являются основанием для освобождения ответчиков - детских садов от исполнения установленной федеральным законом обязанности по созданию и ведению официального сайта. В связи с чем, доводы апелляционных жалоб ответчиков в данной части судебная коллегия также отклоняет, как не состоятельные.

Таким образом, бездействие ответчиков - детских садов по не созданию и не ведению официального сайта в сети «Интернет», суд правомерно признал незаконным, и обоснованно возложил на ответчиков - детские сады обязанность создать официальный сайт в сети «Интернет» и разместить на нем информацию, указанную в части 4 статьи 32 Закона РФ N 3266-1.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить срок, в течение которого ответчики - детские сады обязаны исполнить указанную обязанность. Судом установлен срок для исполнения указанной обязанности - два месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Однако указанный срок с учетом установленных по делу обстоятельств и объема работ, которые необходимо выполнить ответчикам, судебная коллегия считает явно недостаточным для исполнения ответчиками указанной обязанности, в силу чего считает необходимым увеличить срок исполнения данной обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.

Судом также возложена обязанность по финансированию расходов по созданию официального сайта в сети «Интернет», при недостаточности собственных средств у ответчиков - детских садов, на Администрацию муниципального образования «».

Удовлетворяя исковые требования прокурора в данной части, суд руководствовался частью 5 ст. 115 ГК РФ и исходил из того, что учредителем детских садов является муниципальное образование «» в лице Администрации .

С выводом суда в указанной части судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.

Тот факт, что муниципальное образование «» в лице Администрации  является учредителем детских садов, сторонами по делу не оспаривается.

Детские сады на момент рассмотрения спора по своей организационно-правовой форме являются муниципальными бюджетными учреждениями, правовое положение указанных юридических лиц регламентируется статьей 120 ГК РФ, а также статьями 9.1, 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Статья 115 ГК РФ устанавливает правое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, в связи с чем, ссылка суда на указанную статью, как на основание возложения обязанности на Администрацию  по финансированию детских садов при недостаточности у них собственных средств, является полностью не обоснованной.

Частью 2 ст. 120 ГК РФ установлено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Таким образом, каких-либо предусмотренных законом оснований для возложения на Администрацию  обязанности по финансированию детских садов при недостаточности у них собственных средств для исполнения обязанности по созданию и ведению официального сайта, не имеется.

При таких обстоятельствах, решение суда в указанной части является незаконным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данной части исковых требований. Доводы апелляционной жалобы представителя Администрации  в указанной части следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы апелляционных жалоб представителей ответчиков в той части, что суд необоснованно применил в отношении бюджетных учреждений нормы Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» судебная коллегия признает заслуживающими внимания, так как указанный закон не регулирует правоотношения с муниципальными бюджетными учреждениями. В связи с чем, из мотивировочной части оспариваемого решения суда следует исключить суждения и выводы суда, основанные на положениях указанного федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока для исполнения ответчиками - детскими садами обязанности по созданию официального сайта в сети «Интернет» и размещении на нем информации в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» изменить, установив срок для исполнения указанной обязанности ответчиками до ДД.ММ.ГГГГ.

То же решение суда в части возложения на Администрацию муниципального образования «» обязанности по финансированию расходов по созданию вышеуказанными муниципальными учреждениями официального сайта в сети «Интернет» при недостаточности собственных средств, отменить, вынести в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Исключить из мотивировочной части решения суждения и выводы суда, основанные на положениях Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В остальной части то же решение суда оставить без изменения.

Апелляционные жалобы представителя детских садов - ФИО4, представителя Администрации МО «» ФИО5 - удовлетворить частично.

Председательствующий Копотев И.Л.

Судьи Дубовцев Д.Н.

Костенкова С.П.