ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-6090/2022 от 12.07.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о делу N 33-6090/2022

Судья первой инстанции: Петренко Т.В. 91RS0018-01-2021-003140-43

12 июля 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего: Рошка М.В.,

судей: Аврамиди Т.С., Онищенко Т.С.,

при секретаре: Шерет Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рошка М.В. апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» на решение Сакского районного суда Республики Крым от 10 марта 2022 года по гражданскому делу по иску Сакского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,

установила:

Сакский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Воробьевского сельского поселения Республики Крым с требованиями провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом муниципального образования, зарегистрированных в реестре муниципальной собственности муниципального образования Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым, а именно: водопроводной сети общей протяженностью 23 903 м кадастровый номер , артскважины №6427 кадастровый номер , артскважины №1689 кадастровый номер , артскважины б/н кадастровый номер .

Исковые требования мотивированы тем, что Сакской межрайонной прокуратурой Республики Крым проведена проверка исполнения администрацией Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью при передаче хозяйствующим субъектам систем водоснабжения (водоотведения) муниципальных образований. Согласно выписок ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости за ответчиком зарегистрировано право муниципальной собственности на водопроводную сеть общей протяженностью 23 903 м кадастровый номер , артскважину №6427 кадастровый номер , артскважину №3998 кадастровый номер , артскважину б/н кадастровый номер , указанные объекты введены в эксплуатацию более пяти лет назад, между тем ответчиком не исполнены требования закона по организации конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 10 марта 2022 года иск удовлетворен, на Администрацию Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым возложена обязанность провести открытый конкурс на право заключения концессионого соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым, а именно: водопроводной сети общей протяженностью 23 903 м кадастровый номер , артскважины №6427 кадастровый номер , артскважины №3998 кадастровый номер , артскважины б/н кадастровый номер .

Не согласившись с указанным решением суда, ООО «Крымская водная компания» обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы ООО «Крымская водная компания» мотивирует тем, что прокурором избран ненадлежащий способ нарушенного права, поскольку отсутствие правопреемства между ООО «Сакская водная компания» и ООО «Крымская водная компания» не является основанием для возложения на администрацию обязанности по организации конкурса на заключение концессионного соглашения, поскольку концессионный договор от 14 марта 2009 года не утратил своей силы, не расторгнут и не признан недействительным в установленном законом порядке.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель ООО «Крымская водная компания» - ФИО1, который просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.

Прокурор Губенко К.С., просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ответчика Администрации Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, причины неявки суду не представил.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Заслушав доклад судьи Рошка М.В. об обстоятельствах дела, пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на протяжении длительного времени ответчик не предпринимает меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения.

В силу ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 7.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Частью 3 ст. 41.1.Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно ч. 11 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ, объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры; одним из объектов концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Частью 1 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона определено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного Закона.

Судом установлено, из материалов дела следует, согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости гидротехническое сооружение водопроводная сеть общей протяженностью 23 903 м зарегистрировано 03.02.2020 в собственность Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым и имеет кадастровый номер .

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости гидротехническое сооружение (артскважина №6427) зарегистрирована 04.07.2019 в собственность Муниципального образования Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым и имеет кадастровый номер .

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости гидротехническое сооружение (артскважина №3998) зарегистрирована 04.07.2019 в собственность Муниципального образования Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым и имеет кадастровый номер .

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости гидротехническое сооружение (артскважина б/н) зарегистрирована 04.07.2019 в собственность Муниципального образования Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым и имеет кадастровый номер .

Из материалов гражданского дела следует, что Воробьевским сельским советом Сакского района АР Крым 14.03.2008 заключён концессионный договор с Обществом с ограниченной ответственностью «Сакская водная компания», согласно которому ООО «СВК» предоставлено право пользования системой водоснабжения , Шаумян для обеспечения холодного водоснабжения со сроком действия 10 лет со дня его заключения.

Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, ООО « Сакская Водная компания» на территории РФ не зарегистрирована, прекратило свою деятельность 01 марта 2015 года, следовательно с указанного времени утратило право на осуществление деятельности на территории Российской Федерации.

18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Договор), ратифицированный Российской Федерацией 21.03.2014.

В соответствии с частью первой статьи 1 Договора Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образовались новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2 Договора).

Исходя из пункта первого статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ), в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" или настоящим пунктом.

Согласно статье 10 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6- ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым" (далее - Закона N 6-ФКЗ) государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом пятым статьи 19 Закона N 52-ФЗ определено, что указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом (статья 1202) становится право Российской Федерации.

С целью установления юридически значимых обстоятельств по делу судом в адрес Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Крым направлен запрос о предоставлении заверенных копий учредительных документов, поданных ООО «Крымская водная компания» (ОГРН <***>) в регистрирующий орган с заявлением о создании юридического лица (форма №11001), а именно заявление по форме №Р-11001, устав, протокол.

Из протокола № 1 общего собрания учредителей ООО «Крымская Водная Компания» от 01 июня 2014 года следует, что на повестку дня был поставлен вопрос об учреждении ООО «Крымская Водная компания», определении размера уставного капитала, определении размера и номинальной стоимости доли учредителя, а также порядка, формы и срока оплаты уставного капитала, о заключении учредительного договора и утверждения устава, определении места нахождения, о государственной регистрации и сроке ее осуществления.

Заявление в ИФНС было подано о создании нового юридического лица с наименованием ООО «Крымская Водная Компания».

Таким образом, оснований полагать, что ООО «Сакская водная компания» перешла из статуса иностранного юридического лица в статус российского, поменяв юрисдикцию, наименование и исполнив обязанность по приведению учредительных документов в соответствие с нормами Российской Федерации с целью дальнейшего осуществления законной деятельности, у судебной коллегии не имеется.

Следовательно, ООО «Крымская Водная компания» правопреемником ООО «Сакская водная компания» по всем обязательствам и правам не является.

ООО «Крымская водная компания» заключены дополнительные соглашения, которыми продлен срок действия (до 14.03.2023), заменены стороны и изложены в новой редакции иные условия концессионного договора от 14.03.2008, заключенного с ООО «Сакская водная компания», вследствие чего ООО «Крымская водная компания» предоставлено право пользования системой водоснабжения сел Воробьево, Шишкино, Фурманово, Шаумян для обеспечения холодного водоснабжения.

Указанные дополнительные соглашения были заключены без проведения конкурса по основаниям, предусмотренным ст. 37 Федерального закона N 115.

Между тем, истечение срока действия приведенных выше концессионных соглашений, в связи с прекращением деятельности на территории РФ ООО «Сакская Водная Компания» обуславливало необходимость заключения нового концессионного соглашения по результатам конкурсных процедур.

Произведенный ответчиком порядок пролонгации соглашений не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие администрации Воробьевского сельского поселения по организации конкурса на заключение концессионного соглашения, решил вопрос о необходимости восстановительной меры.

В ходе рассмотрения дела доказательств, свидетельствующих о своевременном совершении действий направленных на заключение указанного соглашения в отношении спорных объектов ответчиком не представлено.

С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к верному выводу о нарушении ответчиком ст. 41.1 Федерального закона от 7.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Бездействие Администрации Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым по исполнению возложенных на него законодательством обязанностей в течение длительного времени приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, оснований к отказу в удовлетворении заявленных исковых требований у суда не имелось.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм права и иную оценку доказательств, с которой судебная коллегия не соглашается.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,-

определила:

Решение Сакского районного суда Республики Крым от 10 марта 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 13 июля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: