ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-610/14 от 04.03.2014 Курганского областного суда (Курганская область)

                                                                                                                                                                                                                            Главная     О суде     Правовая основа     Документы суда     Судебное делопроизводство     Справочная информация     Кадровое обеспечение     Противодействие коррупции     Судейское сообщество     Суды Курганской области     УСД Курганской области     Медиация     Пресс-служба     Обращения граждан     Ваше мнение о сайте                                                                                                                            


                                                                                                                                                            </form>


                                                                                                                                                            Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Официальный интернет-портал правовой информации

                                                                                                                                                                                    A                                                                        A                                                                     A                                                        

                                                                                                                                                                                                Просмотр документа





Судья Мельникова Е.В Дело № 33-610/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Катаева М.Ю.,

судей Пшеничникова Д.В., Варлакова В.В.,

при секретаре Комогоровой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 4 марта 2014 г. дело по заявлению Белова В.С. о признании незаконным бездействия Администрации города Кургана, возложении обязанности

по апелляционной жалобе Белова В.С. на решение Курганского городского суда Курганской области от 19 декабря 2013 г., которым постановлено:

заявление  о признании незаконным бездействия Администрации города Кургана, выразившееся в неосуществлении строительства подъездной дороги к поселку Теплый Стан, об обязании Администрации г.Кургана произвести строительство и ввод в эксплуатацию подъездной дороги к поселку Теплый Стан, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи областного суда Катаева М.Ю., пояснения представителя заявителя Белова В.С. – Корниловой О.Ю., представителя заинтересованного лица Администрации города Кургана Показаньева Б.А., судебная коллегия

установила:

Белов В.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Кургана, возложении обязанности. В обосновании заявления указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Россия, , и жилого дома, расположенного по адресу: Россия, . В соответствии с Законом Курганской области «Об установлении границ муниципального образования города Кургана» №3410 от 24.08.2004, пос. Теплый Стан входит в состав города Кургана. Согласно решению Курганской городской Думы от 18.03.1998 №52 пос. Теплый Стан расположен в границах муниципального образования города Кургана, улицам и переулкам поселка присвоены соответствующие названия. Подъездная автомобильная дорога к микрорайону, а так же автомобильные дороги внутри микрорайона отсутствуют. Полагает, что в соответствии с законом, обязанность обеспечить безопасность дорожного движения и его участников, а так же осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасного проезда по дорогам, расположенным в границах г. Кургана, лежит на Администрации города Кургана и Курганской городской Думе, в пределах их компетенции. Учитывая тот факт, что пос. Теплый Стан включен в состав территории г. Кургана, дорога, связывающая микрорайон с остальной частью города, должна соответствовать условиям обеспечения безопасности движения, предельным значениям показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, установленных ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Отсутствие автомобильной дороги существенно затрудняет жизнь жителей поселка, так как проехать в жилую часть трудно не только его жителям и гостям, но и машинам спец. служб (скорая помощь, полиция, служба пожарной безопасности). В осенне-весенний период, а так же после дождей движение в пос. Теплый Стан особенно затруднительно. В соответствии с «Генеральным планом г. Кургана», утвержденным Решением Курганской городской Думы от 20.10.2010 №215 и п.п. 3.4.34 п. 3.4. «Плана реализации Генерального плана города Кургана на 2011-2013 годы», утвержденным Постановлением Администрации города Кургана от 19.01.2011 №137, строительство автомобильной дороги в пос. Теплый Стан было запланировано на 2013 год. Результатом подготовительных работ Администрации г.Кургана стало заключение муниципального контракта №45 от 22.08.2008 на выполнение рабочего проекта «Развитие инженерной инфраструктуры поселков малоэтажной застройки (подъездная дорога к микрорайону малоэтажной застройки пос. Теплый Стан, утвержденного Постановлением Администрации города Кургана от 10.09.2008 №5136). Однако, какие-либо действия по выполнению подготовительных работ предшествующих строительству дороги (выполнение рабочего проекта), действия непосредственно по строительству подъездной дороги к поселку Теплый Стан так и не были осуществлены. 13.05.2011 контракт №45 от 22.08.2008 на выполнение рабочего проекта «Развитие инженерной инфраструктуры поселков малоэтажной застройки» подъездная дорога к микрорайону малоэтажной застройки пос. Теплый Стан», расторгнут. Участок для размещения автомобильной дороги общего пользования от пос. Увал до пос. Теплый Стан снят с кадастрового учета, градостроительный план земельного участка для строительства автомобильной дороги утратил силу. Бездействие Администрации города Кургана по строительству подъездной дороги к поселку Теплый Стан противоречит требованиям нормативно-правовых актов, возлагающих на орган местного самоуправления обязанность по осуществлению дорожной деятельности, в том числе деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории муниципального образования, нарушает права заявителя, делая невозможным безопасное, в соответствии с установленными нормативами, проживание и пользование объектами городской инженерной инфраструктуры, создает препятствие при использовании расположенного в пос. Теплый стан жилого дома. На основании изложенного просил суд признать незаконным бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в неосуществлении строительства подъездной дороги к поселку Теплый Стан, обязать Администрацию города Кургана произвести строительство и ввод в эксплуатацию подъездной дороги к поселку Теплый Стан.

В судебном заседании представитель заявителя Корнилова О.Ю. на заявленных требованиях настаивала.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Кургана Широченко О.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что со стороны Администрации города Кургана нарушений прав Белова B.C. нет.

Представитель заинтересованного лица МКУ Управление дорожного хозяйства и благоустройства Карпов Е.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что первоочередной задачей является строительство дорог на центральных улицах города и при наличии финансирования прокладываются дороги в отдаленные микрорайоны города.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель заявителя Белова В.С. – Корнилова О.Ю. просит решение суда отменить, заявление удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что судом неверно установлено, что предметом разбирательства по настоящему делу является возложение на Администрацию города Кургана обязанности по подготовке документов территориального планирования, которые, в числе прочего, включают в себя проекты развития улично-дорожной сети округа и строительства дорог в границах муниципального образования. Между тем, заявителем оспаривается бездействие Администрации города Кургана в части реализации указанных документов, которые в настоящее время приняты, вступили в законную силу и не отменены. Кроме того выражает несогласие с выводом суда в части отказа в том числе и по тому основанию, что обязанность совершения определенных действий может быть возложена судом на орган местного самоуправления только в случаях, установленных законом. В противном случае будет нарушен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Данный вывод ни в коей мере не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, а напротив, подтверждает правомерность и обоснованность обращения заявителя в суд с изложенными требованиями. Полагает, что, если бездействие органа местного самоуправления нарушает права заявителя, суд вправе в целях защиты законных интересов заявителя возложить на соответствующий орган обязанность совершить определенные действия и пресечь нарушение законных прав и интересов заявителя. Считает ошибочным вывод суда о том, что в материалы дела представлены постановления Администрации города Кургана, свидетельствующие о том, что ведутся разработки проекта подъездной дороги к п. Теплый Стан, поскольку все представленные документы утратили свою актуальность, так как прошло уже более 5 лет. Более того, заключенный муниципальный контракт №45 от 22.08.2008 на выполнение рабочего проекта «Развитие инженерной инфраструктуры поселков малоэтажной застройки (подъездная дорога к микрорайону малоэтажной застройки пос. Теплый Стан)», утвержденный Постановлением Администрации города Кургана от 10.09.2008 №5136, был расторгнут. На сегодняшний день заявитель не имеет сведений, о том, идет ли разработка проекта, в судебном заседании представителем Администрации города Кургана доказательства того, что ведется разработка проекта автомобильной дороги к поселку Теплый Стан, не представлены. Выражает несогласие и с выводом суда в части отказа в удовлетворении заявления, в том числе и по основанию отсутствия финансирования из средств городского бюджета, а так же отсутствием софинансирования из федерального бюджета и частных инвестиций, поскольку муниципальное образование исполняет свои обязательства за счет собственных средств, в связи с чем, недопустимо ставить вопрос исполнения Администрацией города Кургана своих обязанностей в зависимость от поступления средств из иных источников. Законодательством РФ не предусмотрено такого основания освобождения муниципального образования от исполнения своих обязанностей по решению вопросов местного значения, как отсутствие денежных средств. Также указывает, что судом не дана оценка всем представленным в материалы дела доказательствам, а именно решению Арбитражного суда Курганской области от 01.02.2011 по делу №А34-1548/2010, постановлению Администрации города. Кургана от 02.02.2011 №766 «Об утверждении автомобильных дорог общего пользования муниципального образования города Кургана», схематической части «Генерального плана города Кургана».

В суде апелляционной инстанции представитель заявителя Белова В.С. – Корнилова О.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала. Представитель заинтересованного лица Администрации города Кургана Показаньев Б.А. с доводами жалобы не согласился, полагал, что решение суда является законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что заявитель Белов В.С. является собственником земельного участка площадью  кв.м., расположенного по адресу: , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии  от 04.08.2010.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии  от 26.12.2012, Белов B.C. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: .

Заявитель, обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным бездействия Администрации города Кургана, выразившееся в неосуществлении строительства подъездной дороги к поселку Теплый Стан, о возложении обязанности на Администрацию города Кургана произвести строительство и ввод в эксплуатацию подъездной дороги к поселку Теплый Стан, указал, что несмотря на то обстоятельство, что работы по подготовке имели место быть, так как был утвержден План реализации Генерального плана города Кургана на 2011-2013 годы», заключен муниципальный контракт №45 от 22.08.2008 на выполнение рабочего проекта «Развитие инженерной инфраструктуры поселков малоэтажной застройки (подъездная дорога к микрорайону малоэтажной застройки пос. Теплый Стан, однако, какие-либо действия по выполнению подготовительных работ предшествующих строительству дороги (выполнение рабочего проекта), действия непосредственно по строительству подъездной дороги к поселку Теплый Стан так и не были осуществлены. Бездействие Администрации города Кургана по строительству подъездной дороги к поселку Теплый Стан противоречит требованиям нормативно-правовых актов, возлагающих на орган местного самоуправления обязанность по осуществлению дорожной деятельности, в том числе деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории муниципального образования, нарушает права заявителя, делая невозможным безопасное, в соответствии с установленными нормативами, проживание и пользование объектами городской инженерной инфраструктуры, создает препятствие при использовании расположенного в пос. Теплый стан жилого дома.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования по существу, пришел к выводу о том, что согласно Плану реализации Администрацией определены приоритетные задачи в области рассматриваемой деятельности с учетом необходимости завершения строительства объектов с высокой степенью готовности, а также объектов, софинансирование которых будет осуществляться за счет средств федерального и городского бюджета, а также частных инвестиций, что сообразуется с публичным интересом муниципального образования, комплексно учитывающем интересы неопределенного круга лиц, проживающего на территории города Кургана. Кроме того, на момент вынесения решения суда срок реализации указанного Генерального плана не истек. Также указал, что полномочия осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, в том числе и с учетом наличия необходимых средств для реализации тех или иных мероприятий. Обязанность совершения определенных действий может быть возложена судом на орган местного самоуправления только в случаях, предусмотренных законом. В противном случае будет нарушен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Так, в частности, заявленные в рамках настоящего дела требования, фактически предполагают возложение на орган местного самоуправления обязанности осуществить указанные заявителями мероприятия в приоритетном порядке по сравнению с иными задачами местного значения. В данном случае обязанность по подготовке документации по планировке территории и проектированию, строительству дорог на орган местного самоуправления в обозначенные заявителями сроки законом не возложена.

Судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Согласно ч. 5 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Территориальное планирование осуществляется с учетом совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, России, субъектов РФ, муниципальных образований; при планировании дорожной деятельности должны обеспечиваться наиболее эффективное использование финансовых средств и приоритетное выполнение работ по содержанию, ремонту и сохранности дорожной сети.

Действительно, Администрацией города Кургана велась работа по подготовке проектной документации по реализации ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно это подтверждается Планом реализации Генерального плана города Кургана на 2011-2013 годы, утвержденным постановлением Администрации города Кургана от 19.01.2011 №137, в п. 3.4 которого перечислены объекты, планируемые для реконструкции и строительства. В п. 3.4.34 значится объект – автодорога пос. Теплый Стан. Рекомендуемый срок реализации строительства установлен 2012-2013 гг.; постановлением Администрации города Кургана от 02.07.2008 №3438 утвержден муниципальный контракт по предпроектным работам по устройству подъездных дорог к п. Теплый Стан, п. Чистое поле; Постановлением Администрации города Кургана от 08.10.2008 №5943 предварительно согласовано на землях населенных пунктов место размещения объекта - подъездная дорога к п. Теплый Стан на земельном участке общей площадью 34349 кв.м. МУП города Кургана УКС Администрации города Кургана; постановлением Администрации города Кургана от 11.03.2008 №1048 утвержден проект границ земельного участка площадью 3,4349 га, зарезервирован для муниципальных нужд земельный участок для размещения автомобильной дороги общего пользования от пос. Увал до пос. Теплый Стан сроком на 5 лет, участок зарезервирован для размещения объекта «Развитие инженерной инфраструктуры поселков малоэтажной застройки. Подъездная дорога к мкр. Малоэтажной застройки Теплый стан».

Вместе с тем, указанные мероприятия проводились в 2008 году, доказательств того, что Администрацией города Кургана в настоящее время выполняется план реализации Генерального плана города Кургана на 2011-2013 годы, материалы дела не содержат.

В соответствии с п. 28 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:

либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;

либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Материалами дела подтверждается, а именно то, что в течение пяти лет Администрацией города Кургана так и не разработана проектная документация по строительству автодороги до пос. Теплый Стан, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Администрация города Кургана, являясь органом местного самоуправления, должным образом полномочия, возложенные на нее в силу закона, не выполняет.

Указанное бездействие нарушает права заявителя, поскольку делает невозможным безопасное, в соответствии с установленными нормативами, проживание и пользование объектами городской инженерной инфраструктуры, создает препятствие при использовании заявителем расположенного в пос. Теплый стан жилого дома.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает возможным заявление Белова В.С. удовлетворить, признать бездействие Администрации города Кургана незаконным и возложить на Администрацию города Кургана обязанность произвести строительство и ввод в эксплуатацию подъездной дороги к поселку Теплый Стан.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 19 декабря 2013 г. отменить.

заявление  удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в неосуществлении строительства подъездной дороги к поселку Теплый Стан.

Обязать Администрацию города Кургана произвести строительство и ввод в эксплуатацию подъездной дороги к поселку Теплый Стан.

Судья – председательствующий

Судьи:

                                                                                    © Курганский областной суд, 2014                                                oblsud@mail.kurgan.ru