ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-611/11 от 03.03.2011 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Тихонова О.А. Дело № 33-611 /2011 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Прасол Е.В.

судей Арзина И.В. и Стрижовой В.Н.

с участием секретаря Губиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 3 марта 2011 года гражданское дело по иску и.о. Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Кургана, МУ «АТИ г. Кургана» о проведении инвентаризации зеленых насаждений

по кассационной жалобе МУ «АТИ г. Кургана» на решение Курганского городского суда Курганской области от 21 декабря 2010 года, которым постановлено:

исковые требования и.о. Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Кургана, МУ «АТИ г. Кургана» о проведении инвентаризации зеленых насаждений удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации г. Кургана по непринятию мер по проведению инвентаризации зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования город Курган незаконным.

Обязать Муниципальное учреждение «Административно-техническая инспекция города Кургана» провести инвентаризацию зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования город Курган до 1.01.2012, в остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи областного суда Стрижовой В.Н., пояснения представителя МУ «АТИ г. Кургана» Галушка А.И., представителя администрации г. Кургана Шангиной И.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителя департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Смеркиса А.И., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

И.о. Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области обратился в суд с иском к администрации г. Кургана, МУ «Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. В обоснование требований указывал, что в силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002№ 7-ФЗ « Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к полномочиям администрации г. Кургана отнесены полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация благоустройства и озеленения территории городского округа - г. Курган, который по статистическим данным и в соответствии с п. 1.4 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» относится к крупным городам. Согласно п. 4.2 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» площадь озелененных территорий общего пользования - парков, садов, скверов для крупных городов составляет 10 кв.м на человека. Кроме того, в крупных городах существующие массивы городских лесов следует преобразовать в городские лесопарки и относить их дополнительно к указанным озелененным территориям общего пользования исходя из расчета не более 5 кв. м. на человека. Указывал, что, исходя из численности населения в г. Курган - 322 383 человека, суммарная площадь озелененных территорий общего пользования, приходящаяся на всех жителей областного центра, без учета городских лесов, должна составлять не менее 3 223 830 кв.м. Между тем, Курганской межрайонной природоохранной прокуратурой Курганской области в ходе проведения проверки исполнения органами местного самоуправления МО г. Курган природоохранного законодательства в части организации мероприятий по охране окружающей среды, благоустройства и озеленения территории города было установлено, что администрация МО г. Курган сведениями о количестве древесно-кустарниковых насаждений, произрастающих на территории городского округа, о площади озелененных территорий общего пользования в расчете на 1 человека, не обладает.

Вместе с тем, по сведениям администрации г. Кургана и МУ г. Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды», в 2008 году на территории г. Курган был произведен снос деревьев - 4 376 шт., высажено 1 758 шт., в 2009 году снесено - 4 542 дерева, высажено - 1 935 шт., в 2010 году снесено 1 308 деревьев, что указывает на высокую интенсивность сноса зеленых насаждений и низкий уровень восстановления озеленения.

Истец полагал, что указанные обстоятельства не позволяют оценить соответствие площади озелененных территорий в городе установленным нормам, в связи с чем, просил признать бездействие администрации г. Кургана по непринятию мер по проведению инвентаризации зеленых насаждений всего городского округа незаконным. Поскольку постановлением администрации г. Кургана от 30.06.2009№ 2609 полномочия по осуществлению контроля за организацией работ по созданию, содержанию, учету и охране зеленых насаждений на территории г. Кургана возложены на МУ г. Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды», просил обязать МУ г. Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды» провести инвентаризацию зеленых насаждений на территории всего городского округа по существующим методикам, обязать администрацию г. Кургана как учредителя выделить денежные средства из бюджета города на проведение инвентаризации зеленых насаждений на территории всего городского округа, установить ответчикам срок до 01.01.2011, с учетом измененных требований 01.01.2012.

Решением Курганского городского суда от 02.08.2010 в удовлетворении исковых требований и.о. Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области было отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 28.09.2010 решение Курганского городского суда от 02.08.2010 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении и.о. Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области изменил заявленные требования, просил признать бездействие администрации г. Кургана по непринятию мер по проведению инвентаризации зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования город Курган незаконным, обязать администрацию г.Кургана профинансировать проведение инвентаризации зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования город Курган, обязать МУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» провести инвентаризацию зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования город Курган до 01.01.2012. Указывал, что согласно методике инвентаризации городских зеленых насаждений Минстроя России 1997 года инвентаризация зеленых насаждений проводится в целях использования данных учета для составления статистической отчетности, развития зеленого хозяйства, планирования нового строительства, восстановления, реконструкции и эксплуатации ландшафтно-архитектурных объектов в городах и поселках, установления ответственного лица за их сохранность и состояние, а также удовлетворение иных потребностей соответствующих организаций, следовательно, инвентаризация зеленых насаждений является неотъемлемой частью мероприятий по охране зеленого фонда города. В соответствии с Правилами создания, содержания, учета и охраны зеленых насаждений на территории города Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 18.02.2009 № 40, инвентаризация зеленых насаждений осуществляется уполномоченным органом (организацией), определение такого органа отнесено к компетенции администрации г. Кургана. Постановлением администрации г. Кургана от 30.03.2009 № 2609 «Об определении уполномоченной организации по контролю за организацией работ по созданию, содержанию, учету и охране зеленых насаждений на территории города Кургана» в качестве указанной уполномоченной организации определено МУ г. Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды», сотрудниками которой в 2009-2010 годах частично проведена инвентаризация зеленых насаждений г. Кургана по улицам К. Мяготина, Красина, Р. Зорге, Куйбышева, Комсомольской, Гоголя. Постановлением администрации г. Кургана от 30.06.2010 № 7276 функции, полномочия от МУ г. Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды» переданы МУ «Административно-техническая инспекция города Кургана».

В судебном заседании представитель истца поддерживал заявленные требования.

Представители ответчика МУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» Галушка А.И., Касьянова О.В. не согласились с заявленными требованиями, указывая, что СНиП 2.07.01-89 дополнительно предусматривает перевод городских лесов в городские лесопарки из расчета не более 5 кв.м/чел., таким образом озелененные территории общего пользования должны составлять не менее 5 кв.м. на 1 человека. Указали, что никакой документальной информации об уменьшении площади озелененных территорий общего пользования - парков, садов, скверов, бульваров истец не представил в качестве доказательств. Полагали необоснованными доводы об уменьшении площади озелененных территорий, поскольку в этих доводах приводится количество снесенных и посаженных деревьев, что не свидетельствует об уменьшении площади озелененных территорий. Указывали, что вышеназванный СНиП не регламентирует количество зеленых насаждений на определенной территории. Полагали, что со стороны администрации города Кургана нет бездействия, инвентаризация зеленых насаждений проводится ежегодно, что подтверждается актами комиссионного обследования. Кроме того, ссылались на отсутствие существующих методик проведения инвентаризации, полагали, что методика инвентаризации зеленых насаждений 1997 года не может применяться, поскольку была принята с учетом действующего на тот период времени законодательства и была предназначена для организаций, проводящих техническую инвентаризацию. Указывали, что МУ «АТИ г. Кургана» не имеет право осуществлять деятельность по инвентаризации объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Также указывали, что истцом не представлены доказательства необходимости установления срока проведения инвентаризации - до 01.01.2012, ссылались на отсутствие ссылок на нормативно-правовые акты в обоснование данных требований.

Представитель ответчика администрации г. Кургана Шангина И.А. не согласилась с заявленными требованиями.

Представитель третьего лица департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Смеркис А.И. поддержал требования прокурора.

Представитель третьего лица МУ г. Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды» в судебное заседание не явился.

Курганским городским судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель МУ «АТИ г. Кургана» просит отменить решение суда по причине нарушения норм материального права и вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы указывает, что в ходе судебного разбирательства по делу администрацией г. Кургана представлены доказательства осуществления всех возможных действий по реализации возложенной Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, по запросу Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области была предоставлена информация о проведении инвентаризации зеленых насаждений на территории города Кургана в виде актов осмотра зеленых насаждений. Указывает, что в соответствии с Уставом МУ «АТИ г. Кургана» наделен функцией муниципального заказчика, что исключает возможность возложения на него несвойственной функции подрядчика. Полагает, что вынесенное судом решение нарушает механизм решения вопросов местного значения органом местного самоуправления, предусмотренный действующим законодательством РФ. Также ссылается на доводы, изложенные в суде первой инстанции.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Федеральный закон от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организацию благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Из материалов дела следует, что на 01.01.2010 численность населения г. Кургана составляла 322 383 человека, суммарная площадь озелененных территорий общего пользования, приходящаяся на всех жителей областного центра, без учета городских лесов, должна составлять не менее 3 223 830 кв.м, из расчета 10 кв.м на 1 человека в соответствии с п.4.2 СНиПа 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

В силу статьи 11 Правил создания, содержания, учета и охраны зеленых насаждений на территории города Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 18.02.2009 № 40, учет зеленых насаждений в пределах территории города осуществляется посредством инвентаризации зеленых насаждений, расположенных в пределах учетного объекта, в целях определения их количества, видового состава и состояния.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Правил к полномочиям администрации города Кургана относятся размещение муниципального заказа на выполнение работ, на оказание услуг по озеленению территории города Кургана за счет средств городского бюджета, определение уполномоченного органа (организации) по контролю за организацией работ по созданию, содержанию, учету и охране зеленых насаждений на территории города Кургана.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что органами местного самоуправления должны предприниматься меры по защите, использованию и воспроизводству зеленых насаждений, проведению мероприятий по уходу за ними, для чего необходимо наличие информации о реальном количестве и состоянии зеленых насаждений, произрастающих на территории областного центра, их возрасте, способности выполнять эстетические и защитные функции.

Постановлением администрации г. Кургана от 30.03.2009 № 2609 уполномоченной организацией по контролю за организацией работ по созданию, содержанию, учету и охране зеленых насаждений на территории города Кургана определено МУ г. Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды» (л.д.16).

Постановлением администрации г. Кургана от 30.07.2010 № 7276 функции, полномочия и часть штатных единиц в сфере охраны окружающей среды и озеленения переданы от МУ г. Кургана «Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды» МУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» (л.д.114).

Материалами дела установлено, что по состоянию на 08.06.2010 инвентаризация зеленых насаждений не была проведена, сведениями об учете зеленых насаждений администрация г. Кургана не располагает.

С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрация г. Кургана не предпринимает мер по проведению инвентаризации зеленых насаждений, в связи с чем, признал ее бездействие незаконным и возложил обязанность по проведению инвентаризации на уполномоченную организацию по контролю за организацией работ по созданию, содержанию, учету и охране зеленых насаждений на территории города Кургана.

Доводы кассационной жалобы о ежегодном проведении инвентаризации зеленых насаждений со ссылкой на акты комиссионного обследования, несостоятельны. Отсутствие реестра зеленых насаждений не оспаривается. Акты не свидетельствуют о проведенной полной инвентаризации зеленых насаждений на территории города, носят заявительный порядок, являются единичными, чему судом первой инстанции дана надлежащая оценка.

Ссылка в кассационной жалобе на возложение на МУ «АТИ г. Кургана» несвойственной ему функции подрядчика, безосновательна, поскольку оспариваемое решение суда не регламентирует порядок его исполнения.

В части установления срока проведения инвентаризации - до 01.01.2012 решение суда первой инстанции не противоречит положениям ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Курганского городского суда Курганской области от 21 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу МУ «АТИ г. Кургана»- без удовлетворения.

Судья-председательствующий:

Судьи: