Судья Власова Ю.В. Дело № 33-6131О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 17 июля 2014 года г. Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Зиганшина И.К., Судницыной С.П.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению председателя территориальной избирательной комиссии Тернейского района Старченко Е.В. о признании незаконными действий контрольно-счетной комиссии Тернейского муниципального района по проведению контрольного мероприятия и предписания об устранении выявленных нарушений по апелляционной жалобе заявителя на решение Тернейского районного суда Приморского края от 24 апреля 2014 года, которым заявление удовлетворено частично, предписание контрольно-счетной комиссии Тернейского муниципального района от 13 февраля 2014 года № 10/1 по устранению выявленных нарушений к акту проверки № 1 от 24 января 2014 года по результатам контрольного мероприятия по вопросу проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Тернейского муниципального района, выделенных территориальной избирательной комиссии Тернейского района в 2013 году на проведение выборов депутатов Думы Тернейского муниципального района пятого созыва, признано недействительным, в удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения заявителя Старченко Е.В., представителя контрольно-счетной комиссии Тернейского муниципального района Кочубей Т.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
председатель территориальной избирательной комиссии Тернейского района Старченко Е.В. обратилась в суд с названным заявлением, указав, что 13 февраля 2014 года контрольно-счетная комиссия Тернейского муниципального района вынесла ей предписание по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Тернейского муниципального района, выделенных территориальной избирательной комиссии в 2013 году на проведение выборов депутатов Думы Тернейского муниципального района пятого созыва. Она считает, что проверка была проведена с существенными нарушениями требований нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность контрольно-счетной комиссии, а именно: председатель контрольно-счетной комиссии при проведении проверки не предъявил удостоверение на право проведения контрольного мероприятия и распоряжение о проведении проверки, а также не была представлена программа проведения проверки; распоряжение председателя контрольно-счетной комиссии о проведении контрольного мероприятия подписано за два рабочих дня до даты начала проверки; проверка осуществлялась вне помещения территориальной избирательной комиссии, при этом изъятие и возврат документов не оформлялись документально; существенно нарушен срок проведения проверки, который соответствующим должностным лицом не продлевался. Факты, изложенные в акте проверки, не содержат ссылки на конкретные нормы действующего законодательства, которые были нарушены, в акте проверки использованы оценочные термины и имеется ссылка на доказательства, полученные незаконно. Председателем контрольно-счетной комиссии были превышены полномочия при проведении контрольного мероприятия, за пределами предмета проверки были включены сведения о нарушениях, выявленных в действиях участковых избирательных комиссий. Предписание вынесено председателем контрольно-счетной комиссии неправомерно, так как оно содержит требование о восстановлении средств районного бюджета, использованных не по целевому назначению и на неправомерные расходы, в размере 72 530 рублей и 75 183 рублей соответственно. Между тем денежные средства, выделенные территориальной избирательной комиссии из местного бюджета, расходовались в соответствии с действующим законодательством и согласно смете расходов на проведение выборов. В связи с изложенным председатель территориальной избирательной комиссии Тернейского района Старченко Е.В. просила признать незаконными действия председателя контрольно-счетной комиссии Тернейского муниципального района по проведению контрольного мероприятия и составлению акта № 1 от 24 января 2014 года, а также признать недействительным предписание контрольно-счетной комиссии Тернейского муниципального района от 13 февраля 2014 года № 10/1 по устранению выявленных нарушений.
В судебном заседании председатель территориальной избирательной комиссии Тернейского района Старченко Е.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Председатель контрольно-счетной комиссии Тернейского муниципального района Кочубей Т.М. с заявленными требованиями не согласилась, считая, что действия контрольно-счетной комиссии по проведению контрольного мероприятия и вынесенное по результатам проверки предписание соответствуют действующему законодательству.
Представители заинтересованных лиц Думы Тернейского муниципального района, администрации Тернейского муниципального района Штифонова Е.В., финансового управления администрации Тернейского муниципального района Демина Н.В. с заявленными требованиями не согласились, полагая, что контрольно-счетная комиссия правомерно и в пределах предоставленных данному органу полномочий провела проверку по вопросу целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных территориальной избирательной комиссии в 2013 году на проведение выборов, и обоснованно вынесла предписание заявителю.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным действий председателя контрольно-счетной комиссии Тернейского муниципального района по проведению контрольного мероприятия и составлению по результатам проверки акта № 1 от 24 января 2014 года и принятии по делу в данной части нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе председатель территориальной избирательной комиссии Тернейского района Старченко Е.В., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 2 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет полномочия по контролю за исполнением местного бюджета, по организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 16 указанного Федерального закона в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, контрольно-счетные органы направляют в проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.
Статьей 8 Положения о контрольно-счетной комиссии Тернейского муниципального района, утвержденного решением Думы Тернейского муниципального района от 26 февраля 2013 года № 535, установлены полномочия контрольно-счетной комиссии, в том числе по организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также определено, что внешний финансовый контроль осуществляется в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений, а также иных организаций, если они используют средства бюджета Тернейского муниципального района и иное имущество, находящееся в собственности Тернейского муниципального района.
Распоряжением председателя контрольно-счетной комиссии Тернейского муниципального района № 1 от 10 июля 2013 года утвержден Регламент контрольно-счетной комиссии Тернейского муниципального района, который определяет порядок деятельности контрольно-счетной комиссии, порядок ведения дел, подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и иные вопросы внутренней деятельности контрольно-счетной комиссии.
Из материалов дела следует, что контрольно-счетной комиссией Тернейского муниципального района на основании плана работы и программы проведения контрольного мероприятия, утвержденной председателем контрольно-счетной комиссии 27 ноября 2013 года, проведена проверка законности и эффективности использования средств местного бюджета, выделенных территориальной избирательной комиссии на проведение выборов депутатов Думы Тернейского муниципального района в 2013 году. В адрес территориальной избирательной комиссии было направлено уведомление о проведении контрольного мероприятия от 28 ноября 2013 года. По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 24 января 2014 года, который подписан председателем территориальной избирательной комиссии без замечаний.
В соответствии с главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению
Таким образом, под решениями и действиями, которые могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ, понимаются акты, принятые в письменной либо устной форме, а также не облеченные в форму решения, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Такой акт индивидуального характера должен содержать обязательные предписания, распоряжения, влияющие на гражданские права и охраняемые законом интересы конкретных лиц.
Из оспоренного акта от 24 января 2014 года № 1 следует, что в нем содержатся лишь сведения и информация, полученные в результате проведения контрольного мероприятия. При этом указанный акт не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на территориальную избирательную комиссию каких-либо обязанностей, не содержит властных предписаний, не является обязательным для его исполнения и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Следовательно, оспариваемый председателем территориальной избирательной комиссии Тернейского района акт носит информационный характер и не содержит в себе признаков решения, который может быть оспорен в судебном порядке в порядке главы 25 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления председателя территориальной избирательной комиссии Тернейского района о признании незаконными действий председателя контрольно-счетной комиссии Тернейского муниципального района по проведению контрольного мероприятия и составлению акта от 24 января 2014 года № 1 по результатам проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Тернейского муниципального района, выделенных территориальной избирательной комиссии в 2013 году на проведение выборов депутатов Думы Тернейского муниципального района пятого созыва.
Апелляционная жалоба заявителя не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 330 ГПК РФ могли бы служить основанием для отмены решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Оснований для применения абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ и проверки обжалуемого решения в полном объеме суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Тернейского районного суда Приморского края от 24 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи