ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-614/14 от 06.08.2014 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

  ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

                                          от 06 августа 2014 года       №33-614/14 г.

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

 председательствующего судьи Панаиотиди И.В.,

 судей Алборова У.Я. и Батагова А.Э.,

 при секретаре Мираковой Н.Т.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора РСО-Алания ФИО1 в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующими, противоречащими ст.1, ч.1 ст.7, ч.ч.1 и 3 ст. 34, ч.ч.12 и 13 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не подлежащими применению с даты принятия - решения Собрания представителей Ирафского района 8 созыва от 21.10.2013 г. № 3/2 «Об избрании Председателя Собрания представителей муниципального образования Ирафский район - Главы муниципального образования Ирафский район»; решения Собрания представителей Ирафского района 8 созыва от 21.10.2013 г. № 3/6 «О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Ирафский район «О реестре муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы муниципального образования Ирафский район»; решения Собрания представителей Ирафского района 8 созыва от 21.10.2013 г. № 3/8 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования Ирафский район на 2014- 2017 годы и на период до 2020 г.»; решения Собрания представителей Ирафского района 8 созыва от 21.12.2013 г. № 4/2, утвердившее Положение об осуществлении муниципального земельного контроля на территории Ирафского района; решения Собрания представителей Ирафского района 8 созыва от 28.12.2013 г. № 5/4 «О создании муниципального дорожного фонда муниципального образования Ирафский район»,

            у с т а н о в и л а:

 Заместитель прокурора РСО-Алания обратился в суд с иском о признании недействующими, противоречащими ст.1, ч.1 ст.7, ч.ч.1 и 3 ст. 34, ч.ч.12 и 13 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не подлежащими применению с даты принятия - решения Собрания представителей Ирафского района 8 созыва от 21.10.2013 г. № 3/2 «Об избрании Председателя Собрания представителей муниципального образования Ирафский район - Главы муниципального образования Ирафский район»; решения Собрания представителей Ирафского района 8 созыва от 21.10.2013 г. № 3/6 «О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Ирафский район «О реестре муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы муниципального образования Ирафский район»; решения Собрания представителей Ирафского района 8 созыва от 21.10.2013 г. № 3/8 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования Ирафский район на 2014- 2017 годы и на период до 2020 г.»; решения Собрания представителей Ирафского района 8 созыва от 21.12.2013 г. № 4/2, утвердившее Положение об осуществлении муниципального земельного контроля на территории Ирафского района; решения Собрания представителей Ирафского района 8 созыва от 28.12.2013 г. № 5/4 «О создании муниципального дорожного фонда муниципального образования Ирафский район».

 Судом первой инстанции по делу постановлено решение, которым заявление заместителя прокурора было удовлетворено.

 С решением суда первой инстанции не согласился ФИО2 В апелляционной жалобе просит отменить решение и принять по делу новое, которым отказать в удовлетворении заявления заместителя прокурора РСО-Алания, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

 1 августа 2014 года в Верховный суд РСО-Алания поступили дополнения к заявлению прокурора.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания пришла к выводу о наличии основания, предусмотренного п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции. При этом, руководствуясь ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

 В судебном заседании прокурор Гадзаов З.Т. поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить пояснив, что 08.09.2013 г. состоялись досрочные выборы депутатов Собрания представителей Ирафского района 8 созыва. 13.09.2013 решением Территориальной избирательной комиссии Ирафского района был утвержден итоговый протокол об определении результатов досрочных выборов депутатов Собрания представителей Ирафского района восьмого созыва по муниципальному избирательному округу, выборы признаны состоявшимися и действительными. К распределению 25 депутатских мандатов Собрания представителей Ирафского района восьмого созыва были допущены избирательные объединения: СОРО ПП «Единая Россия» - 12 человек; СОРО ПП «Патриоты России» - 11 человек; СОРО «КПРФ» - 2 человека. 23.09.2013 г. по инициативе группы депутатов от СОРО ПП «Патриоты России» и СОРО «КПРФ» в количестве 13 человек было проведено первое заседание Собрания представителей 8 созыва, на котором вынесено решение об избрании ФИО2 председателем Собрания представителей Ирафского района - главой Ирафского района. Поскольку первое заседание было проведено с нарушением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решением Ирафского районного суда РСО-Алания 22.10.2013 г. вышеуказанное заседание Собрания представителей Ирафского района 8 созыва группой депутатов от СОРО ПП «Патриоты России» и СОРО «КПРФ» признано незаконным, а решение об избрании председателя Собрания представителей Ирафского района - главы муниципального образования Ирафский район - недействительным.

 Между тем, 21.10.2013 г., 21.12.2013 г. и 28.12.2013 г. Собранием представителей Ирафского района 8 созыва были приняты решения: № 3/2 «Об избрании Председателя Собрания представителей муниципального образования Ирафский район - Главы муниципального образования Ирафский район», опубликовано в газете «Ираф» от 24.10.2013 № 121; № 3/6 «О внесении изменений в решение Собрания представителей МО Ирафский район «О реестре муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы МО Ирафской район», опубликовано в газете «Ираф» от 24.10.2013 № 121; № 3/8 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий МО Ирафский район на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», опубликовано 06.10.2013 г. на сайте amsiraf.ru; № 4/2 об утверждении Положения об осуществлении муниципального земельного контроля на территории Ирафского района, опубликовано в газете «Ираф» от 04.02.2014 № 11; № 5/4 «О создании муниципального дорожного фонда МО Ирафский район», опубликовано в газете «Ираф» от 06.02.2014 № 12.

 Данные решения Собрания представителей Ирафского района 8 созыва приняты с нарушениями установленного порядка неуправомоченным на то органом местного самоуправления - группой депутатов от СОРО ПП «Патриоты России» и СОРО «Коммунистическая партия Российской Федерации», что делает их положения (в целом) противоречащими нормам Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также нарушающими права и свободы неопределенного круга лиц на осуществление своей власти. Просит признать недействующими, противоречащими ст.1, ч.1 ст. 7, ч.ч.1 и 3 ст. 34, ч.ч.12 и 13 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не подлежащими применению с даты их принятия.

 ФИО2 извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил.

 В заседании коллегии представитель ФИО2 - ФИО3 исковые требования прокурора не признал и просил суд их отклонить.

 Представители Собрания представителей Ирафского района РСО-Алания, несмотря на то, что были надлежащим образом уведомлены о предстоящем судебном заседании, не явились.

 В соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 48 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

 Выслушав стороны, исследовав материалы дела, Судебная коллегия считает исковые требования заместителя прокурора РСО-Алания обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Частями 1, 3 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

 Судом установлено, что 08.09.2013 г. состоялись досрочные выборы депутатов Собрания представителей Ирафского района восьмого созыва.

 Из материалов дела следует, что Решением ТИК № 87/920-3 от 13.09.2013 г. утвержден итоговый протокол об определении результатов досрочных выборов депутатов Собрания представителей Ирафского района восьмого созыва по муниципальному избирательному округу.

 Решением ТИК № 86/921-3 от 13.09.2013 г. по результатам досрочных выборов депутатов Собрания представителей Ирафского района восьмого созыва по муниципальному избирательному округу к распределению 25 депутатских мандатов Собрания представителей Ирафского района восьмого созыва допущены избирательные объединения: СОРО ПП «Единая Россия» - 12 человек; СОРО ПП «Патриоты России» - 11 человек; СОРО «КПРФ» - 2 человека.

 23.09.2013 г. по инициативе группы депутатов от СОРО ПП «Патриоты России» и СОРО «КПРФ» было проведено первое заседание Собрания представителей 8 созыва, на котором вынесено решение об избрании ФИО2 председателем Собрания представителей Ирафского района - главой Ирафского района.

 Между тем, Решением Собрания представителей Ирафского района от 02.02.2010 № 17/1 принят Устав Ирафского района, в силу п.1 4.1 ст. 19 которого в структуру органов местного самоуправления Ирафского района входит Собрание представителей Ирафского района.

 Согласно ч. 4 указанной статьи Устава, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом.

 В соответствии с ч. 9 ст. 20 Устава, порядок организации работы Собрания представителей регулируются Регламентом.

 Частями 1, 2 ст. 9 Регламента предусмотрено, что первое заседание Собрания представителей нового созыва проводится не позднее, чем на пятнадцатый день после опубликования (обнародования) решения избирательной комиссии района о результатах выборов. При одновременном прекращении полномочий главы Ирафского района и Собрания представителей первое Собрание представителей нового созыва проводится по инициативе председателя избирательной комиссии Ирафского района.

 Заседание собрания было проведено в нарушение вышеуказанных норм, в связи с чем Ирафский районный суд РСО-Алания признал его незаконным, а решение об избрании председателя Собрания представителей Ирафского района - главы муниципального образования Ирафский район недействительным.

 В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

 Таким образом, Собрание представителей Ирафского района было неправомочно не только принимать решения, но и заседать вовсе.

 Между тем, Собранием представителей Ирафского района 8 созыва 21.10.2013 г., 21.12.2013 г. и 28.12.2013 г., были приняты решения: № 3/2 «Об избрании Председателя Собрания представителей муниципального образования Ирафский район - Главы муниципального образования Ирафский район», опубликовано в газете «Ираф» от 24.10.2013 г. № 121; № 3/6 «О внесении изменений в решение Собрания представителей МО Ирафский район «О реестре муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы МО Ирафской район», опубликовано в газете «Ираф» от 24.10.2013 г. № 121; № 3/8 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий МО Ирафский район на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», опубликовано 06.10.2013 г. на сайте amsiraf.ru; № 4/2 об утверждении Положения об осуществлении муниципального земельного контроля на территории Ирафского района, опубликовано в газете «Ираф» от 04.02.2014 г. № 11; № 5/4 «О создании муниципального дорожного фонда МО Ирафский район», опубликовано в газете «Ираф» от 06.02.2014 г. № 12.

 Согласно ч.1 ст.7, ч.ч. 12, 13 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, в том числе представительный орган муниципального образования, вправе принимать нормативные правовые акты.

 В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

 Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 На основании вышеизложенного, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанные решения Собрания представителей Ирафского района 8 созыва приняты с нарушениями установленного порядка неуправомоченным на то органом местного самоуправления - группой депутатов от СОРО ПП «Патриоты России» и СОРО «Коммунистическая партия Российской Федерации», что делает их положения (в целом) противоречащими нормам ст.1, ч.1 ст.7, ч.ч.1 и 3 ст. 34, ч.ч.12 и 13 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также нарушающими права и свободы неопределенного круга лиц на осуществление своей власти.

 Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ФИО2, сводятся к несогласию с позицией прокурора и не содержат фактов, которые не были бы проверены, и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали позицию прокурора, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания

 о п р е д е л и л а:

 решение Ирафского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 7 апреля 2014 года отменить.

 Принять по делу новое решение, которым исковые требования заместителя прокурора Республики Северная Осетия-Алания удовлетворить.

 Признать недействующими, противоречащими ст.1, ч.1 ст.7, ч.ч.1 и 3 ст. 34, ч.ч.12 и 13 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не подлежащими применению с даты принятия

  решение Собрания представителей Ирафского района 8 созыва от 21.10.2013 г. № 3/2 «Об избрании Председателя Собрания представителей муниципального образования Ирафский район - Главы муниципального образования Ирафский район»;  решение Собрания представителей Ирафского района 8 созыва от 21.10.2013 г. № 3/6 «О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Ирафский район «О реестре муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы муниципального образования Ирафский район»;  решение Собрания представителей Ирафского района 8 созыва от 21.10.2013 г. № 3/8 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования Ирафский район на 2014- 2017 годы и на период до 2020 г.»;  решение Собрания представителей Ирафского района 8 созыва от 21.12.2013 г. № 4/2, утвердившее Положение об осуществлении муниципального земельного контроля на территории Ирафского района;  решение Собрания представителей Ирафского района 8 созыва от 28.12.2013 г. № 5/4 «О создании муниципального дорожного фонда муниципального образования Ирафский район».  Председательствующий                                                        И.В.Панаиотиди

 Судьи                           У.Я. Алборов

               А.Э. Батагов