Кемеровский областной суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Ромасюк А.В. Дело № 33-6157
Докладчик Рыжонина Т.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
« 10 » июня 2011 года. Судебная коллегия по гражданским делам
Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей Рыжониной Т.Н., Ларченко Н.М.,
при секретаре Ольшине А.И.
с участием прокурора. ,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рыжониной Т.Н. гражданское дело по кассационному представлению прокурора г. Ленинска-Кузнецкого
на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 18 апреля 2011 года
по иску прокурора г. Ленинска-Кузнецкого к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, ОАО «Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинска-Кузнецкого», Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ленинска-Кузнецкого об отмене постановления, признании договора недействительным, о расторжении договора,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Ленинска-Кузнецкого обратился в суд с иском к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, ОАО «Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг г. Ленинска-Кузнецкого», Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ленинска-Кузнецкого об отмене постановления администрации г. Ленинска-Кузнецкого, признании договора недействительным, о расторжении договора.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города в ноябре 2010 года проведена плановая проверка исполнения органами местного самоуправления действующего законодательства, соблюдения прав граждан в сфере управления многоквартирными домами при создании и функционировании товариществ собственников жилья и управляющих компаний на территории г. Ленинска-Кузнецкого.
В ходе проверки установлено, что постановлением Администрации г. Ленинска-Кузнецкого от ДД.ММ.ГГГГ. № «О реализации отдельных полномочий собственника муниципального жилищного фонда» МП "Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинска-Кузнецкого" поручено осуществлять полномочия органов местного самоуправления г.Ленинска-Кузнецкого в области жилищных отношений: учет муниципального жилищного фонда; заключение в установленном порядке договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с гражданами и осуществление иных полномочий наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Указанным постановлением КУМИ г. Ленинска-Кузнецкого от имени муниципального образования г. Ленинска-Кузнецкого поручено заключить с МП «УЕЗ ЖКУ г. Ленинска-Кузнецкого» договор о порядке осуществления полномочий собственника жилых помещений муниципального жилищного фонда. Такой договор был заключен между сторонами ДД.ММ.ГГГГ года.
В настоящее время полномочия МП "Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг г. Ленинска-Кузнецкого" по договору осуществляет ОАО «Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг г. Ленинска-Кузнецкого», которое также является коммерческой организацией и управляющей компанией многоквартирных жилых домов.
Распоряжением Администрации г. Ленинска-Кузнецкого от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждено Положение о комитете по управлению муниципальным имуществом г.Ленинска-Кузнецкого, в соответствии с которым КУМИ является структурным подразделением Администрации г. Ленинска-Кузнецкого; осуществляет полностью или частично полномочия Главы города по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования г. Ленинска-Кузнецкого; осуществляет учет муниципального имущества и ведение реестра муниципального имущества.
Проверка показала, в нарушение требований закона органами местного самоуправления г. Ленинска-Кузнецкого были переданы ОАО «УЕЗ ЖКУ города Ленинска-Кузнецкого» полномочия: по учету муниципального жилищного фонда; заключению в установленном порядке договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с гражданами; по контролю за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, что не допустимо.
По результатам проверки прокурором в адрес Главы города Ленинска-Кузнецкого ФИО2 30.11.2010 внесено представление об устранении выявленных нарушений и принятии конкретных мер к их устранению. Однако требования прокурора города оставлены без удовлетворения со ссылкой на ст. 60 ЖК РФ.
Просил отменить постановление Администрации г. Ленинска-Кузнецкого от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации отдельных полномочий собственника муниципального жилищного фонда», признать договор, заключенный между КУМИ г Ленинска-Кузнецкого и МП «УЕЗ ЖКУ города Ленинска-Кузнецкого» о порядке осуществления полномочий собственника жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ года недействительным и расторгнуть его.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 18 апреля 2011 года в удовлетворении исковых требований прокурору г. Ленинска-Кузнецкого к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, ОАО «Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг г. Ленинска-Кузнецкого», Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ленинска-Кузнецкого об отмене постановления Администрации г. Ленинска-Кузнецкого от ДД.ММ.ГГГГ. № «О реализации отдельных полномочий собственника муниципального жилищного фонда», признании недействительным и расторжении договора о порядке осуществления полномочий собственника жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в полном объеме.
В кассационном представлении прокурор г. Ленинска-Кузнецкого просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, указывая, что оспариваемое постановление Администрации г. Ленинска-Кузнецкого от ДД.ММ.ГГГГ. № не соответствует требованиям закона, поскольку полномочия по заключению договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с гражданами могут осуществляться только органом местного самоуправления, которым ОАО «УЕЗ ЖКУ г. Ленинска-Кузнецкого» не является. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрен порядок передачи и (или) наделение, делегирование полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения путем заключения органом местного самоуправления гражданско-правового договора, в том числе и с коммерческими организациями.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора ФИО3, поддержавшую доводы кассационного представления, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Ленинск-Кузнецкого было принято Постановление № «О реализации отдельных полномочий собственника муниципального жилищного фонда», которым было поручено МП «Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинск-Кузнецкого» осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления города Ленинск-Кузнецкого в области жилищных прав, в том числе: учет муниципального жилищного фонда;
Заключение в установленном порядке договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с гражданами и осуществление иных полномочий наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда;
Осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и иным нормам, иным требованиям законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению муниципальным имуществом, действующего от имени Муниципального образования города Ленинск-Кузнецк и МП «Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинск-Кузнецкого» был заключен договор об осуществлении последним отдельных полномочий органов местного самоуправления города Ленинск-Кузнецкого (л.дю.6).
В настоящее время полномочия МП «Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинск-Кузнецкого» по договору осуществляет ОАО «Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинск-Кузнецкого».
Отказывая в удовлетворении требований прокурора суд, исходил из того, что КУМИ г. Ленинск-Кузнецкого, делегируя полномочия собственника муниципального жилищного фонда МП «УЕЗ ЖКУ г. Ленинск-Кузнецкого», права нанимателей жилых помещений не нарушила, поскольку при этом наймодателем также является собственник жилых помещений, доказательств того, что оспариваемым положением от ДД.ММ.ГГГГ нарушены чьи либо права и интересы суду не предоставлено.
Однако с данным выводом суда судебная коллегия согласится не может.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Статьей 14 ЖК РФ установлены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Статье 16 ФЗ РФ от 06.10.2010г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен круг вопросов местного значения городского округа.
Статьей 17 данного же закона установлены полномочия органов местного самоуправления городских округов, которыми они обладают для решения вопросов местного з0анчеения.
Пунктом 1.1 ст.17 данного закона установлено, что по вопросам, отнесенным ст. 16 данного же Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
В соответствии с ч.3 ст. 17 данного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
В соответствии со ст. 51 данного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 названного Кодекса.
В силу статьи 125 Кодекса от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления принимают устав муниципального образования и вносят в него изменения и дополнения, издают муниципальные правовые акты.
В силу статьи 34 того же Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч.3 ст. 17 данного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
Между тем отказывая в удовлетворении требований прокурора о об отмене постановления Администрации г. Ленинск-Кузнецкого от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации отдельных полномочий собственника муниципального жилищного фонда» и признании недействительным договора заключенного между КУМИ г. Ленинск-Кузнецкого и МП «УЕЗ ЖКУ города Ленинск-Кузнецкого» о порядке осуществления полномочий собственника жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и расторжении его, суд в нарушение ст.ст. 56, 157, 195 ГПК РФ, не применил положения вышеуказанного материального закона, который регулирует применение полномочий органов местного самоуправления, не привел норму материального закона, которая бы предусматривала делегирования полномочий органов местного самоуправления, не определил, какие обстоятельства имеют значение для дела, исходя из завяленных требований и положений материального закона, не установил их, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения.
Ввиду вышеизложенного решение суда подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение, поскольку допущенные судом нарушения не могут быть устранены судебной коллегией.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть вышеизложенное, правильно применить нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, установить их в полном объеме и разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 347 ч.1, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 18 апреля 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: ФИО4
Н.М. Ларченко