Судья: Жарова Т.И. Дело № 33-6166
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 июля 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Лозенко И.А.
судей Марченко О.С., Степановой Е.В.
при секретаре Климовой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному казенному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Кировский Кировского района Приморского края», к Департаменту образования и науки Приморского края, к Департаменту финансов Приморского края о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Департамента финансов Приморского края
на решение Кировского районного суда Приморского края от20 апреля 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
На МОКУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Кировский Кировского района Приморского края» возложена обязанность обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников.
На Департамент образования и науки Приморского края, Департамент финансов Приморского края возложена обязанность осуществить финансирование расходов на учебники и иные учебные пособия по общей основной образовательной программе за счет средств краевого бюджета.
Заслушав доклад судьи Марченко О.С., выслушав объяснения прокурора Маториной О.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Кировского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц, учащихся МОКУ «СОШ № 2 п. Кировский, Кировского района Приморского края» обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав, что прокуратурой Кировского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в области образовании в части обеспечения учащихся МОКУ «СОШ № 2 п. Кировский, Кировского района Приморского края» учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. В ходе проверки на предмет обеспеченности учебниками и учебными пособиями установлено, что библиотечный фонд МОКУ «СОШ № 2 п. Кировский, Кировского района Приморского края» не соответствует количеству учебников, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. По информации, предоставленной администрацией МОКУ «СОШ № 2 п. Кировский, Кировского района Приморского края», библиотечный фонд данного образовательного учреждения укомплектован не полностью, что не соответствует законодательным нормам, а также федеральным образовательным стандартам и требованиям к образовательному процессу. Вследствие нехватки учебных пособий в библиотечном фонде фонд МОКУ «СОШ № 2 п. Кировский, Кировского района Приморского края» и невыдачи учебников ученикам образовательного учреждения, родители учеников вынуждены сами приобретать на собственные денежные средства учебные пособия по основанной образовательной программе и образовательным стандартам при отсутствии у них на то обязанностей, что прямо противоречит нормам законодательства. Просил суд обязать фонд МОКУ «СОШ № 2 п. Кировский, Кировского района Приморского края» укомплектовать библиотечный фонд учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных; обязать Департамент финансов Приморского края выделить денежные средства Департаменту образования и науки Приморскою края для предоставления их фонд МОКУ «СОШ № 2 п. Кировский, Кировского района Приморского края» с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учебников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе; обязать Департамент образования и науки обеспечить фонд МОКУ «СОШ № 2 п. Кировский, Кировского района Приморского края» денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями, но общей основной образовательной программе.
В судебном заседании помощник прокурора Цыганова Е.А. исковые требования поддержал, подтвердил доводы и основания, изложенные в иске.
Представитель ответчика МОКУ «СОШ № 2 п. Кировский Кировского района Приморского края» ФИО1 в судебном заседании заявленные требования признала и пояснила, что на текущий учебный год все ученики школы обеспечены учебниками в полном объеме. Однако на следующий год вводятся новые стандарты, что требует приобретения нового комплекта учебников, вместе с тем, согласно бюджетной смете учреждению выделены средства на эти цели, которых достаточно для приобретения необходимого количества учебников. В настоящее время учреждением проводится подготовка документов по проведению аукциона по приобретению учебников. В связи с тяжелым финансовым положением учреждения просила освободить его от уплаты госпошлины.
Представитель ответчика Департамент образования и науки Приморского края, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Департамент финансов Приморского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседании извещен надлежащим образом. В направленном суду письменном отзыве просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал, что поскольку при осуществлении полномочий на обеспечение государственных гарантий прав на образование в Приморском крае департамент действует в рамках федерального и краевого законодательства, расчет норматива производится в соответствии с установленными краевым законом нормами. Размеры норматива утверждены Законами о краевом бюджете, финансовые средства на обеспечение названных гарантий в бюджете Приморского края предусмотрены уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, финансирование производится департаментом финансов Приморского края по заявкам муниципальных образований Приморского края. Просил в удовлетворении исковых требований, заявленных к Департаменту финансов Приморского края, отказать.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласился Департамент финансов Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Представители ответчиков на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Прокурор Маторина О.А. полагала решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 вышеназванного закона обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 35 ФЗ «Об образовании» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ (подпункт 13 пункт 2 статьи 26.3).
Пунктом 8.17 Положения о Департаменте образования и науки Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 03.07.2009 № 171-па к полномочиям Департамента, как органа исполнительной власти Приморского края, отнесены полномочия по обеспечению муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, с учетом указанных норм материального права, а также того, что факт неполной обеспеченности учащихся МОКУ «СОШ № 2 п. Кировский Кировского района Приморского края» бесплатной учебной литературы подтвержден, пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на Департамент образования и науки Приморского края обязанности по обеспечению денежными средствами мероприятий учебного учреждения по обеспечению учебной литературой.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте финансов Приморского края, утв. Постановлением Администрации Приморского края от 31.01.2006 № 32-па, Департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.
В соответствии с пунктом 7.2 раздела II Положения о Департаменте финансов Приморского края, утв. Постановлением Администрации Приморского края от 31.01.2006 № 32-па, Департамент финансов ПК осуществляет планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на Департамент финансов Приморского края обязанность по выделению денежных средств Департаменту образования и науки Приморского края, как на орган, осуществляющий управление финансовыми ресурсами Приморского края.
Доводы апелляционной жалобы Департамента финансов Приморского края о неправильном применении норм материального права со ссылкой на нормативы расходов, предусмотренные Законом Приморского края от 23.12.2005 № 320-КЗ «О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края» признаются судебной коллегией несостоятельными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Приморского края № 320-КЗ величина базовых учебных расходов, принятых за основу при расчете величины учебных расходов на один класс, определена в сумме 250 рублей в год на одного учащегося (обучающегося) в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Вместе с тем недостаточное финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами, не является основанием для нарушения законных прав несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного общего образования.
Ссылки в жалобе на то, что обеспечение дополнительных расходов, возникающих в связи с обеспечением учебниками образовательных учреждений, должно осуществляться за счет местного бюджета, основаны на неправильном толковании нормативно-правовых актов и не влекут за собой отмену постановленного по делу решения.
Доводы жалобы не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда Приморского края от 20 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов Приморского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: