ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-617 от 16.03.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело №33-617 судья Романова И.А.

АПЕЛЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2020 года г.Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Бобковой С.А.,

судей Чернецовой Н.А., Полосухиной Н.А.,

при секретаре Тараторкиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия «Одоевское ЖКХ» на решение Одоевского районного суда Тульской области от 7 октября 2019 года по гражданскому делу № 2-479/2019 по иску Скачковой Т.И., Макаричевой Т.С., Сеничевой Т.Е., Беляковой Г.Н, Иванова В.М., Старова Н.С., Евтюшиной Л.В., Язевой Т.А., Фартусова Ф.Н., Бурмистровой В.М., Денисовой Т.Н., Сахаровой Т.В., Шабановой А.С., Полуничевой Н.В., Коренева Б.С., Андреевой В.Н., Чубриковой Т.А., Широковой Т.М., Склейминой Н.И., Самокатовой З.В., Буравцовой Ю.В., Сахарова С.И., Сафроновой А.Б., Осипович Н.И., Бутылкиной Л.В., Алексеевой Н.Ф., Мелихова И.А., Беловой Л.П., Уразбаевой М.А. к муниципальному унитарному предприятию «Одоевское ЖКХ» о признании незаконными действий, возложении обязанности произвести перерасчет платы за услугу по теплоснабжению.

Заслушав доклад судьи Чернецовой Н.А., судебная коллегия

установила:

Скачкова Т.И., Макаричева Т.С., Сеничева Т.Е., Белякова Г.Н., Иванов В.М., Старов Н.С., Евтюшина Л.В., Язева Т.А., Фартусов Ф.Н., Бурмистрова В.М., Денисова Т.Н., Сахарова Т.В., Шабанова А.С., Полуничева Н.В., Коренев Б.С., Андреева В.Н., Чубрикова Т.А., Широкова Т.М., Склеймина Н.И., Самокатова З.В., Буравцова Ю.В., Сахаров С.И., Сафронова А.Б., Осипович Н.И., Бутылкина Л.В., Алексеева Н.Ф., Мелихова И.А., Белова Л.П., Уразбаева М.А., Просунцова Л.Н. обратились в суд к муниципального унитарного предприятия «Одоевское ЖКХ» (далее - МУП «Одоевское ЖКХ») с иском о признании незаконными действий, возложении обязанности произвести перерасчет платы за услугу по теплоснабжению, указывая на то, что созданное 29.04.2015 МУП «Одоевское ЖКХ» осуществляет регулируемый вид деятельности - оказание населению п. Одоев Тульской области коммунальной услуги по теплоснабжению. С сентября 2015 в аренде данного предприятия находилась котельная, расположенная по адресу: <адрес> При эксплуатации данной котельной предприятие во втором полугодии 2016 г. использовало тариф, установленный подпунктом 2.2 пункта 2 постановления комитета Тульской области по тарифам №46/8 от 18.12.2015 на долгосрочный период регулирования на 2016-2018 г.г. потребителям Тульской области согласно Приложению №3(таблица 3), в размере 4169,25 руб./Гкал. Указанный тариф рассчитан комитетом Тульской области по тарифам на основании документов, представленных МУП «Одоевское ЖКХ» по данной котельной, действовал до 30.06.2017. С июня 2016 г. по сентябрь 2016 г. включительно МУП «Одоевское ЖКХ» законно использовало вышеуказанный тариф. Однако, с октября 2016 г. по май 2017 г. ответчик использовал тариф в размере 4169,25 руб./Гкал для взимания платы за коммунальную услугу «отопление» незаконно, поскольку в данный период времени вышеуказанная котельная ответчиком уже не эксплуатировалась, то есть услуга «отопление» на оборудовании старой котельной не оказывалась. В связи с этим взимание ответчиком платы за централизованное отопление 1 кв. м общей отапливаемой площади с населения в месяц в размере 63,71 руб. в жилых домах от 3 до 4 этажей и 62,75 руб. в жилых домах от пяти до девяти этажей осуществлялось незаконно. С 12.07.2016 между администрацией муниципального образования Одоевский район и ЗАО «Спецмонтажналадка» заключен контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: модульная котельная в микрорайоне Агросервис п. Одоев по адресу: <адрес> В октябре 2016 г. строительство модульной котельной было завершено, однако администрацией муниципального образования Одоевский район в 2016 г. право собственности на вновь созданный объект не было зарегистрировано. На основании договора безвозмездного пользования от 05.10.2016 между ЗАО «Спецмонтажналадка» и МУП «Одоевское ЖКХ» с октября 2016 г. осуществлялась подача тепловой энергии для многоквартирных домов <адрес> с использованием модульной котельной по адресу: <адрес> однако тариф на тепловую энергию для модульной котельной микрорайона Агросервис комитетом Тульской области по тарифам не устанавливался, поскольку в комитет не направлялось соответствующее предложение от регулируемой организации об установлении тарифа для модульной котельной. Также МУП «Одоевское ЖКХ» не уведомило комитет Тульской области по тарифам о прекращении оказания услуги теплоснабжения потребителям от котельной по адресу: <адрес>, для которой до 01.07.2017 действовал тариф 4169,25 руб. /Гкал. МУП «Одоевское ЖКХ» также не переоформило лицензию в связи с изменением места осуществления лицензионной деятельности по адресу: <адрес>. 10.02.2017 администрацией муниципального образования Одоевский район получено свидетельство на право собственности на модульную котельную. 21.04.2017 МУП "Одоевское ЖКХ" обратилось в комитет Тульской области по тарифам с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию по котельной, расположенной по адресу: <адрес> Постановлением комитета Тульской области по тарифам №24/2 от 23.05.2017 «Об установлении тарифов на тепловую энергию на 2017-2020 гг. МУП «Одоевское ЖКХ» для данной котельной были установлены тарифы на тепловую энергию, которые вступили в силу с 06.06.2017. В связи с тем, что подлежащие применению тарифы для потребителей не были установлены в период с октября 2016 г. по май 2017 г. включительно и не могли быть установлены по указанной выше причине, истцы полагали, что имеются основания для разрешения спорных правоотношений в соответствии с п.3 ст.424 ГК РФ. Ссылаясь на опубликованную в районной газете «Новая жизнь» №43 от 27.10.2016 статью под названием «Центральное отопление: вчера, сегодня, завтра», полагали, что при отсутствии тарифа на оказание услуги «отопление» по котельной по адресу: <адрес> в период с октября 2016 г. по май 2017 г. включительно размер платы за централизованное отопление в четырехэтажном доме № 150-а должен быть определен аналогично размеру платы за данную услугу по другим котельным п. Одоев и Одоевского района - в сумме 33,09 руб. за 1 кв. м общей отапливаемой площади. В остальных пятиэтажных домах- 150-б, 150-в, 150-г и 135 по ул. <адрес> в спорный период размер платы должен быть определен также аналогично размеру платы за данную услугу по другим котельным п. Одоев и Одоевского района - в сумме 32,59 руб. за 1 кв. м общей отапливаемой площади.

Незаконными действиями ответчика в период с октября 2016 г. по май 2017 г. им (истцам) были причинены убытки.

Просили суд признать незаконными действия ответчика по применению тарифа на тепловую энергию, установленного п.п.2.2 п. 2 постановления комитета Тульской области по тарифам № 46/8 от 18.12.2015 согласно Приложению №3 (таблица 3) в размере 4169,25 руб./ Гкал, в период с октября 2016 г. по май 2017 г. включительно; обязать ответчика в целях полного возмещения причиненных убытков произвести перерасчет начисленных платежей по услуге «отопление» за период с октября 2016 г. по май 2017 г. включительно и незаконно начисленные платежи зачесть в счет будущих платежей: Скачковой Т.И. в сумме 10 680 рублей 32 копеек, Макаричевой Т.С. в сумме 9 602 рублей 40 копеек, Сеничевой Т.Е. в сумме 7 141 рубля 92 копеек, Беляковой Г.Н. в сумме 12 401 рубля 76 копеек, Иванову В.М. в сумме 7 141 рубля 92 копеек, Старову Н.С. в сумме 12 329 рублей 44 копеек, Евтюшиной Л.В. в сумме 7 262 рублей 56 копеек, Язевой Т.А. в сумме 7 262 рублей 56 копеек, Фартусову Ф.Н. в сумме 15 007 рублей 60 копеек, Бурмистровой В.М. в сумме 7 238 рублей 40 копеек, Денисовой Т.Н. в сумме 15 007 рублей 60 копеек, Сахаровой Т.В. в сумме 15 128 рублей 32 копеек, Шабановой А.С. в сумме 15 080 рублей, Полуничевой Н.В. в сумме 11 484 рублей 96 копеек, Кореневу Б.С. в сумме 15 080 рублей, Андреевой В.Н. в сумме 11 484 рублей 96 копеек, Чубриковой Т.А. в сумме 7 190 рублей 16 копеек, Широковой Т.М. в сумме 14 018 рублей 40 копеек, Склейминой Н.И. в сумме 13 897 рублей 76 копеек, Самокатовой З.В. в сумме 8 987 рублей 28 копеек, Буравцовой Ю.В. в сумме 12 208 рублей 80 копеек, Сахарову С.И. в сумме 12 208 рублей 80 копеек, Просунцовой Л.Н. в сумме 7 093 рублей 60 копеек, Сафроновой А.Б. в сумме 14 935 рублей 28 копеек, Осипович Н.И. в сумме 12 208 рублей 80 копеек, Бутылкиной Л.В. в сумме 7 093 рублей 60 копеек, Алексеевой Н.Ф. в сумме 6 804 рублей 08 копеек, Мелихову И.А. в сумме 12 208 рублей 80 копеек, Беловой Л.П. в сумме 7 069 рублей 52 копеек, Уразбаевой М.А. в сумме 12 088 рублей 16 копеек.

Определением Одоевского районного судак Тульской области от 04.10.2019 исковое заявление в части требований, заявленных истцом Просунцовой Л.Н., оставлено без рассмотрения.

В судебном заседании истцы Макаричева Т.С., Белякова Г.Н., Иванов В.М., Старов Н.С., Евтюшина Л.В., Язева Т.А., Фартусов Ф.Н., Бурмистрова В.М., Денисова Т.Н., Сахарова Т.В., Шабанова А.С., Полуничева Н.В., Коренев Б.С., Андреева В.Н., Чубрикова Т.А., Склеймина Н.И., Самокатова З.В., Сахаров С.И., Сафронова А.Б., Бутылкина Л.В., Алексеева Н.Ф., Мелихов И.А., представитель истцов по доверенностям и на основании ч.6 ст. 53 ГПК РФ Комарь Т.В. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Истцы Скачкова Т.И., Сеничева Т.Е., Широкова Т.М., Буравцова Ю.В., Осипович Н.И., Белова Л.П., Уразбаева М.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Директор МУП «Одоевское ЖКХ» Кобзарев К.А. в представленном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя МУП «Одоевское ЖКХ», отказать в удовлетворении заявленных требований.

Ранее в судебном заседании директор МУП «Одоевское ЖКХ» Кобзарев К.А., представитель ответчика МУП «Одоевское ЖКХ» по доверенности Сорокина И.В. заявленные требования не признали, полагая, что тариф на услугу по теплоснабжению для жителей домов <адрес> в период с октября 2016 г. по май 2017 г. включительно применялся законно, основания для перерасчета начисленных платежей по услуге «отопление» за указанный период отсутствуют. Поддержали доводы, изложенные в возражениях, в которых ссылались на то, что на основании распоряжения главы администрации муниципального образования Одоевский район № 166-р от 21.09.2016 отопительный сезон 2016-2017 г.г. начат 29.09.2016. К началу отопительного сезона в микрорайоне «Агросервис» построена новая модульная котельная, для подачи тепла в жилые дома и объекты социальной сферы. Администрацией района было принято решение о подаче тепла в жилые дома мкрн. «Агросервис» от новой модульной котельной, находящейся на тот момент в режиме пуско-наладочных работ. Используя данное имущество, МУП «Одоевское ЖКХ» в указанный период предоставляло коммунальные услуги по теплоснабжению для многоквартирных домов и социально-значимый объект - детский сад «Колосок» по улице <адрес>. Постановлением комитета по тарифам Тульской области от 18.12.2015 №46/8 для МУП «Одоевское ЖКХ» были установлены тарифы на тепловую энергию на 2016-2018 г.г. МУП «Одоевское ЖКХ» обращалось в феврале 2017 г. в комитет Тульской области по тарифам за разъяснениями о возможности установления тарифа по модульной котельной, расположенной по адресу: <адрес> находящейся в стадии строительства. Рассмотрев обращение, комитетом по тарифам был дан ответ о том, что постановлением комитета от 18.12.2015 № 46/8 для МУП «Одоевское ЖКХ» установлены тарифы на тепловую энергию на 2016-2018 г.г. По вопросу обращения с заявлением для установления тарифов на новую модульную котельную комитет разъяснил, что в соответствии с п. 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. Однако, согласно п.п. «и» п. 7 Правил действие указанного пункта не распространяется на решение органов регулирования об установлении тарифов для организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты теплоснабжения и (или) получили права владения и (или) пользования такими объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды. И только в случае соблюдения указанных условий, организация вправе обратиться в комитет Тульской области с заявлением об установлении тарифа на услуги теплоснабжения. Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 14.12.2016 № 47/3 установлен тариф в размере 4 169,25 руб./Гкал для МУП «Одоевское ЖКХ» п. Одоев, а не для конкретной котельной. Указанный тариф в период с октября 2016 г. по май 2017 г. считался действующим и применялся организацией в расчетах по теплоснабжению с населением.

Определением Одоевского районного суда Тульской области от 05.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен комитет Тульской области по тарифам.

Представители третьих лиц администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области, комитета Тульской области по тарифам в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили.

Ранее в судебном заседании представитель третьего лица комитета Тульской области по тарифам по доверенности Крутовец С.И. пояснил, что на основании заявления и предоставленных материалов МУП «Одоевское ЖКХ" комитетом для котельной по адресу: <адрес> д.152 был рассчитан тариф на тепловую энергию на 2015 г. Согласно постановлению комитета от 06.08.2015 №29/4 расчет тарифа на тепловую энергию осуществлялся методом экономически обоснованных затрат. Тариф на тепловую энергию в размере 4054,60 руб./Гкал был утвержден постановлением комитета от 17.09.2015 №33/1. Данный тариф вступил с силу с 01.10.2015.Постановлением комитета от 18.12.2015 №46/8 для данной котельной были установлены тарифы на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования 2016-2018 г.г. Согласно постановлению от 03.12.2015 №44/4, комитетом выбран метод регулирования для МУП «Одоевское ЖКХ» применительно для данной котельной - метод индексации установленных тарифов на тепловую энергию на 2016 г., тариф составил 4169,25 руб./Гкал. Согласно данному постановлению тариф в размере 4169,25 руб./Гкал действовал с 01.07.2016 по 30.06.2017. На основании п. 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа. Согласно постановлению комитета от 14.12.2016 № 47/3 была осуществлена корректировка тарифа на тепловую энергию для указанной котельной на очередной 2017 г. долгосрочного периода регулирования 2016-2018 г.г., однако с января 2017 г. указанный тариф в размере 4169,25 руб./Гкал не изменился и действовал до 30.06.2017 включительно. Уведомлений о прекращении эксплуатации и соответственно прекращении оказания услуг в теплоснабжении присоединенным потребителям от данной котельной, а также заявлений об утверждении тарифов на тепловую энергию для вновь построенной (введенной в эксплуатацию) котельной, а также какой-либо другой официальной информации по данному вопросу от МУП «Одоевское ЖКХ» в адрес комитета в течение 2016 г. не поступало. 21.04.2017 МУП «Одоевское ЖКХ» направило в комитет заявление об установлении тарифа на тепловую энергию по модульной котельной, расположенной по адресу: <адрес> д.152-т, на 2017 г. в комплекте с необходимыми материалами. В качестве документа, подтверждающего основание владения имуществом, МУП «Одоевское ЖКХ» в ходе рассмотрения дела представило договор аренды объекта теплоснабжения от 11.05.2017, сроком действия 10 лет. Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 23.05.2017 №24/2 тариф на тепловую энергию для МУП «Одоевское ЖКХ» применительно для данной вновь построенной модульной котельной утвержден в следующих размерах: 1-е полугодие 2017 – 2552,30 руб./Гкал; 2-е полугодие 2017 – 2665,12 руб./Гкал. Указанные тарифы вступили в законную силу с 06.06.2017. При этом, состав присоединенных потребителей тепловой энергии структурно изменился. От системы теплоснабжения отключились ООО «Рылевоагро» и ИП Трошин. Тем самым полезный отпуск снизился на 7,92%. Использование тарифа на тепловую энергию, установленного для следующих объектов теплоснабжения п. Одоев (котельные: «Центральная», «Первомайская», «Карин-лес» и тепловых пунктов с. Рылево) для осуществления расчетов за оказанные услуги в теплоснабжении для жителей указанных многоквартирных домов будет противоречить действующему законодательству Российской Федерации в сфере ценообразования в теплоснабжении и может повлечь за собой негативные последствия для регулируемой организации. Так, в соответствии с п. 25 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом также не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.

Решением Одоевского районного суда Тульской области от 07.10.2019 действия МУП «Одоевское ЖКХ» по применению тарифа на тепловую энергию, установленного п.п. 2.2 п.2 постановления Комитета Тульской области по тарифам №46/8 от 18.12.2015 согласно приложению №3, в период с октября 2016 по май 2017 признаны незаконными.

На МУП «Одоевское ЖКХ» возложена обязанность произвести перерасчет начислений Скачковой Т.И., Макаричевой Т.С., Сеничевой Т.Е., Беляковой Г.Н., Иванову В.М., Старову Н.С., Евтюшиной Л.В., Язевой Т.А., Фартусову Ф.Н., Бурмистровой В.М., Денисовой Т.Н., Сахаровой Т.В., Шабановой А.С., Полуничевой Н.В., Кореневу Б.С., Андреевой В.Н., Чубриковой Т.А., Широковой Т.М., Склейминой Н.И., Самокатовой З.В., Буравцовой Ю.В., Сахарову С.И., Сафроновой А. Б., Осипович Н.И., Бутылкиной Л.В., Алексеевой Н.Ф., Мелихову И.А., Беловой Л.П., Уразбаевой М.А. за коммунальную услугу по отоплению за период с октября 2016 г. по май 2017 г. с зачетом излишне выплаченных сумм в счет будущих платежей.

В апелляционной жалобе ответчик МУП «Одоевское ЖКХ» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Полагает, что судом первой инстанции дана неправильная оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, подтверждающим, что с момента начала эксплуатации новой модульной котельной, находящейся в стадии пуско-наладочных работ, МУП «Одоевское ЖКХ» продолжало эксплуатацию котельной по адресу: <адрес> д. 150. Подлежащий применению в спорный период тариф, утвержденный для данной котельной, являлся действующим и подлежал применению. Указывает на наличие объективных причин, в связи с которыми не был установлен тариф для новой модульной котельной по адресу: <адрес> д. 152-т (отсутствие правоустанавливающих документов). Судом первой инстанции не приняты во внимания объяснения представителя комитета Тульской области по тарифам, представителей ответчика о невозможности использования тарифа на тепловую энергию, установленного для котельных других микрорайонов.

От истцов и их представителя Комарь Т.В. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП «Одоевское ЖКХ» - без удовлетворения.

Представитель ответчика МУП «Одоевское ЖКХ» - директор Кобзарев К.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.

Истцы Сахаров С.И., Сахарова Т.В., представитель истцов Уразбаевой М.А. и Андреевой В.Н. по доверенностям Комарь Т.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы возражений на апелляционную жалобу.

Представитель третьего лица комитета Тульской области по тарифам по доверенности Крутоверцев С.И. в судебном заседании суда апелляционной жалобы пояснил, что тариф определяется для конкретной котельной или группы котельных. Применение тарифа по аналогии, как просят истцы, действующим законодательством не установлено. Комитет Тульской области по тарифам таких аналогий не применяет. Конкретный тариф должен быть установлен для конкретного объекта и конкретных потребителей, с учетом соответствующих затрат.

По установленному тарифу организация должна обеспечить бесперебойную работу. Кроме количества потребителей для определения тарифа учитывается также объем энергетических ресурсов, таких как: газ, электроэнергия для работы насосов, вода для технологического обслуживания и другие эксплуатационные затраты на материалы, реагенты и др.

Представитель третьего лица комитета Тульской области по тарифам по доверенности Маловинский Е.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что тариф на тепловую энергию зависит от количества потребителей. Чем меньше потребителей, тем выше тариф. Подобрать аналог котельной, которая обеспечивала бы подачу тепловой энергии в дома в спорный период, нельзя. Аналогичных котельных, характеристики которых были бы схожи с характеристиками новой котельной, в пос. Одоеве нет. У иных котельных другие характеристики, у каждого объекта свои индивидуальные особенности. Тариф на новую котельную рассчитан с учетом всех технических характеристик на 2017 г. Принцип тарифного регулирования, начиная с 2012 г., следующий: с июля этого года по июль следующего года тарифы остаются неизменными. Если бы определялся тариф для новой котельной в сентябре месяце 2016 г., то он был бы таким же, как и в марте 2017 г. Тариф изменился с 01.07.2017, стал равным 2 665,12 руб. /Гкал, до этого тариф был 2 552,30 руб./Гкал.

Представитель третьего лица комитета Тульской области по тарифам по доверенности Волкова А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснила, что в случае отмены тарифа в судебном порядке в спорный период комитет по тарифам чаще всего отменяет тариф с момента его принятия, поскольку в решении суда чаще всего содержится указание на то, что необходимо принять новый нормативный акт взамен действующего. И комитет по тарифам принимает заменяющий акт на прошлый период.

Изучив материалы дела в порядке ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика МУП «Одоевское ЖКХ» директора Кобзарева К.А., истцов Сахарова С.И., Сахаровой Т.В., представителя истцов Уразбаевой М.А. и Андреевой В.Н. по доверенностям Комарь Т.В., представителей третьего лица комитета Тульской области по тарифам по доверенностям Крутоверцева С.И., Маловинского Е.В., Волковой А.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истцы проживают и являются собственниками жилых помещений в домах <адрес>: Скачкова Т.И. - квартира в доме , Макаричева Т.С. - квартира в доме , Сеничева Т.Е. - квартира в Белякова Г.Н. - квартира в доме , Иванов В.М. - квартира в доме , Старов Н.С. - квартира в доме , Евтюшина Л.В. - квартира в доме , Язева Т.А. - квартира доме , Фартусов Ф.Н. - квартира в доме , Бурмистрова В.М. - квартира в доме , Денисова Т.Н. - квартира в доме , Сахарова Т.В. - квартира в доме , Шабанова А.С. - квартира в доме , Полуничева Н.В. - квартира в доме , Коренев Б.С. - квартира в доме , АндрееваВ.Н.- квартира в доме , Чубрикова Т.А.- квартира в доме , Широкова Т.М.- квартира в доме , Склеймина Н.И. - квартира в доме , Самокатова З.В. - квартира в доме , Буравцова Ю.В. - квартира в доме , Сахаров С.И. - квартира в доме , Сафронова А.Б. - квартира дома , Осипович Н.И.- квартире доме ,Бутылкина Л.В. - квартира в доме , Алексеева Н.Ф. - квартира в доме , Мелихова И.А.- квартира в доме , Белова Л.П. - квартира в доме , Уразбаева М.А. - квартира в доме .

Лицевые счета на указанные жилые помещения открыты на имя истцов.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

02.09.2015 между муниципальным образованием р.п. Одоев в лице главы администрации муниципального образования Одоевский район Крупнина В.Е. (арендодатель) и МУП «Одоевское ЖКХ» муниципального образования Одоевский район (арендатор) заключен договор аренды котельной общей площадью 669,8 кв.м по адресу: <адрес> д. 152 и земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 848 кв.м из земель населенных пунктов, предоставленный для размещения модульной котельной по адресу: <адрес> д. 152-т, на срок с 02.09.2015 по 01.08.2016.

В соответствии с дополнительным соглашением к указанному договору аренды от 02.08.2016, срок аренды недвижимого имущества определен с 02.08.2016 по 01.07.2017.

На основании заявления и представленных материалов МУП "Одоевское ЖКХ" комитетом Тульской области по тарифам был рассчитан тариф на тепловую энергию на 2015 г. Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 17.09.2015 №33/1 был утвержден тариф на тепловую энергию в размере 4054 руб./Гкал, который вступил в силу с 01.10.2015.

Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 18.12.2015 №46/8 установлены долгосрочные параметры регулирования, тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение)) в закрытых системах горячего водоснабжения на долгосрочный период регулирования на 2016-2018 г.г. и установлены производственные программы для организаций Тульской области.

В таблице 3 приведены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям МУП «Одоевское ЖКХ», работающим на упрощенной системе налогообложения.

Для котельной по адресу: <адрес> д. 152 установлен тариф на тепловую энергию в размере 4169,25 руб./Гкал на период с 01.07.2016 по 30.06.2017.

05.10.2016 между ЗАО «Спецмонтажналадка» в лице генерального директора Клейменова А.И. и МУП «Одоевское ЖКХ» муниципального образования Одоевский район заключен договор безвозмездного временного пользования модульной котельной в мкр. «Агросервис» по адресу: <адрес> 152-т для дальнейшей ее эксплуатации в состоянии, пригодном для использования сооружения по его назначению, на срок до 30.04.2017.

Распоряжением администрации муниципального образования Одоевский район от 21.09.2016 №166-р установлена дата начала отопительного сезона с 22.09.2016 для объектов социальной сферы.

Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 03.10.2016 №35/3 установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на тепловую энергию на 2016-2019 г.г. для МУП «Одоевское ЖКХ», согласно приложению №1.

Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 14.12.2016 №47/3 установлены тарифы на тепловую энергию на 2017 г. долгосрочных периодов регулирования 2015-2019, 2016-2018 и 2016-2019.

В соответствии с таблицей 30 указаны скорректированные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям МУП «Одоевское ЖКХ»», работающим на упрощенной системе налогообложения, на 2017 г. долгосрочного периода регулирования 2016-2018 г.г.

С января 2017 г. тариф на тепловую энергию для котельной <адрес> д. 152 в размере 4169,25 руб./Гкал не изменился.

28.12.2016 получено разрешение на ввод в эксплуатацию модульной котельной в мкр. «Агросервис» в п. Одоев.

По сведениям ЕРГН нежилое здание с кадастровым номером площадью 46,4 кв.м с 10.02.2017 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Одоевский район Тульской области, на основании договора аренды объекта теплоснабжения от 11.05.2017 находится в пользовании МУП «Одоевское ЖКХ».

06.02.2017 директор МУП «Одоевское ЖКХ» Кобзарев К.А. обратился к председателю комитета Тульской области по тарифам Васину Д.А. с просьбой разъяснить возможность подачи заявления с пакетом документов для установления тарифа на услуги теплоснабжения по модульной котельной по адресу: <адрес> д. 152-т, находящейся в стадии строительства, указав, что МУП «Одоевское ЖКХ» эксплуатирует и обслуживает вновь построенную котельную на основании договора безвозмездного временного пользования с ЗАО «Спецмонтажналадка» от 05.10.2016.

В ответе комитета Тульской области по тарифам №40-01-11/476 от 06.03.2017 на данное обращение указано, что постановлением комитета от 18.12.2015 №46/8 для МУП «Одоевское ЖКХ» установлены тарифы на тепловую энергию на 2016-2018 г.г. На основании п. 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа. В соответствии с п. 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. Однако согласно п.п. «и» п.7 Правил действие указанного пункта не распространяется на решения органов регулирования об установлении тарифов для организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты теплоснабжения и (или) получили права владения и (или) пользования такими объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды. В случае соблюдения условий, МУП вправе обратиться с заявлением об установлении тарифа на услуги теплоснабжения.

21.04.2017 МУП «Одоевское ЖКХ» в адрес комитета Тульской области по тарифам направило документы и материалы для установления тарифа на услугу теплоснабжения по модульной котельной: <адрес> методом экономически обоснованных расходов на 2017 г., указав предварительный тариф на теплоснабжение на период регулирования по котельной <адрес> д. №150-Т – 2973,40 руб./Гкал.

11.05.2017 между администрацией муниципального образования Одоевский район в лице зам. главы администрации муниципального образования Одоевский район Толкачева В.И. (арендодатель) и МУП «Одоевское ЖКХ» в лице директора Кобзарева К.А. (арендатор) заключен договор аренды объекта теплоснабжения нежилого здания – блочной модульной котельной мкр. «Агросервис» с кадастровым номером , общей площадью 46,4 кв.м по адресу: <адрес>, котельная мкр. «Агросервис», с земельным участком из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , общей площадью 1148 кв.м по адресу: <адрес>, в районе д. №152-Т, с разрешенным использованием для размещения модульной котельной, сроком аренды на 10 лет.

К договору сторонами прилагается акт приема-передачи объекта теплоснабжения от 11.05.2017.

Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 23.05.2017 №24/2 установлены тарифы на тепловую энергию на 2017 – 2020 г. г. для МУП «Одоевское ЖКХ», на долгосрочный период регулирования 2017-2020 г.г. на тепловую энергию, поставляемую МУП «Одоевское ЖКХ» по котельной <адрес> д. 152-т согласно приложению, в следующих размерах: 1 полугодие 2017 г.- 2 552,30 руб. /Гкал, 2 полугодие 2017 г. - 2 665,12 руб. /Гкал. Данные тарифы вступают в силу с 06.06.2017 и действуют по 31.12. каждого года долгосрочного периода регулирования 2017-2020 г. г. соответственно с учетом календарной разбивки.

В ответе начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Тульской области от 07.02.2017 №7/1-112-2017 указано, для МУП «Одоевское ЖКХ» размеры тарифов на тепловую энергию по котельной по адресу: <адрес> д. 152, составили: с 01.10.2015 – 4054,60 руб./Гкал в соответствии с постановлением комитета Тульской области по тарифам от 17.09.2015 №33/1; с 01.07.2016 – 4169,25 руб./Гкал в соответствии с постановлением комитета Тульской области по тарифам от 18.12.2015 №46/8; с 01.07.2017 – 4311,13 руб./Гкал в соответствии с постановлением комитета Тульской области по тарифам от 14.12.2016 №47/3. В ходе проверки обоснованности расчета размера тарифа на тепловую энергию ООО «Теплосервис», МУП «Одоевское ЖКХ» на 2010-2016 г. г. установлено, что размер тарифа на тепловую энергию соразмерен затратам обществ на выработку тепловой энергии. После 01.01.2016 предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, не применяются. Проверкой также установлено, что в настоящее время тариф на тепловую энергию для модульной котельной микрорайона «Агросервис» комитетом Тульской области по тарифам не устанавливался по причине того, что до настоящего времени в комитет не направлялось соответствующее заявление от регулируемой организации об установлении тарифа. При этом МУП «Одоевское ЖКХ» не уведомляло комитет о прекращении оказания услуги теплоснабжения потребителям от действующей котельной, для которой в настоящее время действует тариф на тепловую энергию в размере 4169,25 руб./Гкал. В целях устранения указанных нарушений прокурором Одоевского района 06.02.2017 внесены представления. Прокурором Одоевского района Тульской области 06.02.2017 в отношении директора МУП «Одоевское ЖКХ» Кобзарева К.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ, за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которое направлено для рассмотрения по существу в комитет Тульской области по тарифам.

Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 28.03.2017 №34 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица директора МУП «Одоевское ЖКХ» Кобзарева К.А. прекращено в связи с действием лица в состоянии крайней необходимости.

15.05.2017 в адрес жителей домов <адрес> министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области направлен ответ на коллективное обращение, в котором указано на то, что 21.04.2017 МУП «Одоевское ЖКХ» обратилось в комитет Тульской области по тарифам с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию по котельной по адресу: <адрес> д. 150-Т, в связи с чем открыто дело об установлении тарифа на тепловую энергию. Таким образом, тарифы на тепловую энергию для МУП «Одоевское ЖКХ» на долгосрочный период регулирования 2016-2019 г.г. будут установлены комитетом в сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Из ответа прокурора Одоевского района Тульской области от 05.07.2017 №63ж-2017 в адрес жителей микрорайона «Сельхозтехника» следует, что в соответствии с обращением граждан проведена проверка, в ходе которой установлено, что на основании договора безвозмездного пользования от 05.10.2016 МУП «Одоевское ЖКХ» эксплуатирует модульную котельную, расположенную по адресу: <адрес>, д. 152-т. Используя данное имущество, МУП «Одоевское ЖКХ» предоставляло коммунальные услуги по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению для многоквартирных домов п. Одоев: <адрес> и детский сад «Колосок». При этом плата за коммунальную услугу «отопление» в микрорайоне «Агросервис» взималась по тарифу 63,71 руб. за 1 кв.м отапливаемой площади в месяц в жилых домах от 3 до 4 этажей; 62,75 руб. за 1 кв.м отапливаемой площади в месяц в жилых домах от 5 до 9 этажей. Однако, МУП «Одоевское ЖКХ», фактически эксплуатируя котельную, расположенную по адресу: <адрес> д. 152-т, предложение об установлении тарифов на услугу по теплоснабжению на 2016 г. в орган регулирования тарифов не представило. В связи с выявленными нарушениями 06.02.2017 в адрес директора МУП «Одоевское» ЖКХ» внесено соответствующее представление. В октябре 2016 строительство модульной котельной в мкр. «Агросервис» завершено, вместе с тем в связи с отсутствием права собственности муниципального образования Одоевский район на котельную, МУП «Одоевское ЖКХ» не имело возможности своевременно обратиться в комитет по тарифам Тульской области для получения тарифов на эксплуатируемую котельную. В настоящее время постановлением комитета Тульской области по тарифам от 23.05.2017 №24/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию на 2017-2020 г.г. для МУП «Одоевское ЖКХ» установлены тарифы для котельной по адресу: <адрес> д. 152-т с 06.06.2017 по 31.12.2017. Однако, несмотря на то, что уполномоченным регулирующим органом тариф для модульной котельной в мкр. «Агросервис» пос. Одоев по адресу: <адрес> 152-т, подлежащий применению к спорным правоотношениям, установлен не был, данное обстоятельство не освобождает абонентов от оплаты фактически потребленной тепловой энергии.

Обращаясь в суд с иском, истцы ссылались на то, что в период с октября 2016 г. по май 2017 г. эксплуатировалась новая модульная котельная, расположенная по адресу: <адрес> д. 152-т, в отношении которой тариф на тепловую энергию не был установлен. МУП «Одоевское ЖКХ» при начислении им платы за коммунальную услугу по теплоснабжению применяло тариф, установленный в отношении старой котельной, расположенной по адресу: <адрес> д. 152, в размере 4169,25 руб. /Гкал.

Возражая против иска, ответчик сослался на то, что постановлением комитета Тульской области по тарифам от 14.12.2016 №47/3 установлен тариф в размере 4169,25 руб. /Гкал для МУП «Одоевское ЖКХ» п. Одоев, а не для конкретной котельной. Указанный тариф в период с октября 2016 г. по май 2017 г. считался действующим и применялся организацией в расчетах по теплоснабжению с населением. В спорный период эксплуатировались две котельные.

Удовлетворяя заявленные требования и обязывая ответчика произвести перерасчет, суд первой инстанции исходил из того, что при отсутствии тарифа по котельной по адресу: <адрес> д.152-т в период с октября 2016 г. по май 2017 г. включительно размер платы за централизованное отопление в доме150-а должен быть определен аналогично размеру платы за данную услугу по другим котельным п. Одоев и Одоевского района - в сумме 33,09 руб. за 1 кв. м общей отапливаемой площади, а в домах <адрес> - в сумме 32,59 руб. за 1 кв. м общей отапливаемой площади.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, в связи с этим полагает доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимание.

В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Поскольку коммунальный ресурс (тепловая энергия) истцами фактически был потреблен, у истцов возникла обязанность по оплате коммунального ресурса.

Отсутствие в спорный период времени тарифа, утвержденного уполномоченным органом конкретно в отношении ответчика, в рассматриваемом случае не может быть квалифицировано как отсутствие тарифа вовсе, и не может препятствовать начислению стоимости коммунальных услуг, а также способствовать освобождению потребителей истцов и членов их семей от исполнения обязательств по оплате фактически принятого количества ресурса.

Иное противоречило бы положениям ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, согласно которой граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, и нарушало бы основополагающий принцип гражданского права – возмездности обязательственных правоотношений.

В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 названного кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (ч. 2).

В соответствии с п.п. «и, к» п. 34 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. При отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.

Согласно п.38 указанных Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В соответствии с п.7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения органов регулирования об установлении тарифов для организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты теплоснабжения и (или) получили права владения и (или) пользования такими объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды (п. «и»).

В силу п.1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится, в том числе реализация предусмотренных ч.3 ст.7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В п.8 ст. 2 указанного Федерального закона теплоснабжение определяется как обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Согласно ч.2.1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей: цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

В соответствии с п.п. а, б п.4 «Основ ценообразования в сфере теплоснабжения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся: предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов: на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более; на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; а также тарифы: на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов; на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов; на тепловую энергию (мощность), поставляемую другим теплоснабжающим организациям теплоснабжающими организациями; на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя; тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения).

В соответствии с п. 11 указанных «Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования тарифов осуществляются органами регулирования в соответствии с регламентом.

Из материалов дела следует, что коммунальная услуга по теплоснабжению истцам в период с октября 2016 по май 2017 оказывалась. В данный период в эксплуатации МУП «Одоевское ЖКХ» находилась модульная котельная, расположенная по адресу: <адрес> д. 152-т. Фактически используя данную котельную, МУП «Одоевское ЖКХ» предоставляло коммунальную услугу по теплоснабжению в дома <адрес> и начисляло плату жителям данных домов за услугу «отопление» по тарифу, утвержденному для котельной, расположенной по адресу: <адрес> д. 152. Однако, подлежащий применению в спорный период тариф для модульной котельной в мкр. «Агросервис» п. Одоев, расположенной по адресу: <адрес> д. 152-т, уполномоченным регулирующим органом установлен и утвержден не был.

Согласно п.18 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, предложение об установлении цен (тарифов) представляется в орган регулирования руководителем регулируемой организации или иным уполномоченным лицом, либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, либо представляется в электронной форме. Предложение об установлении цен (тарифов) в случае его представления в виде электронного документа подписывается электронной подписью заявителя.

Между тем, как следует из пояснения представителя комитета Тульской области по тарифам, уведомлений о прекращении эксплуатации и соответственно прекращении оказания услуг в теплоснабжении присоединенным потребителям от данной котельной, а также заявлений об утверждении тарифов на тепловую энергию для вновь построенной (введенной в эксплуатацию) котельной, а также какой - либо другой официальной информации от МУП «Одоевское ЖКХ» в адрес комитета в течение 2016 г. не поступало.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

Директор МУП «Одоевское ЖКХ» Кобзарев К.А. в целях осуществления регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения в установленном законодательством порядке не обратился в комитет Тульской области по тарифам с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию для модульной котельной микрорайона «Агросервис», с приложением расчетных материалов.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители третьего лица комитета Тульской области по тарифам также подтвердили, что тариф на тепловую энергию устанавливается для каждой конкретной котельной.

Суд первой инстанции правильно признал несостоятельным довод ответчика о том, что постановлением комитета Тульской области по тарифам от 14.12.2016 №47/3 установлен тариф в размере 4 169,25 руб./Гкал для МУП «Одоевское ЖКХ» п. Одоев, а не для конкретной котельной и в период с октября 2016 г. по май 2017 г. считался действующим.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.8 Федерального закона от 27.07. 2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", устанавливающего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, являются одним из видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию.

Согласно статье 10 Закона "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1-2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона (ч.1).

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4).

Согласно п. 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее Основы ценообразования), тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с п.25 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.

Согласно п.52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Согласно положениям п.п. 13,15,16, 17, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее Правила регулирования тарифов), установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложения регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и представленных в его обоснование в срок до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, материалов, в числе которых расчет полезного отпуска, в котором отдельно отражается объем тепловой энергии, реализуемой для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, расчет расходов и необходимой валовой выручки с приложением экономического обоснования исходных данных, разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Таким образом, расходы, заявленные регулируемой организацией, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении спора о размере начислений за оказанные услуги, поставленные в отсутствие утвержденного тарифа, необходимо определить экономически обоснованную цену этого ресурса.

Из материалов дела следует, что тарифы в отношении модульной котельной, расположенной по адресу: <адрес> д. 152-т были утверждены постановлением комитета Тульской области по тарифам от 23.05.2017 №24/2 в следующих размерах: 1 полугодие 2017- 2 552,30 руб. /Гкал, 2 полугодие 2017 - 2 665,12 руб. /Гкал. Данные тарифы вступили в силу с 06.06.2017.

Истцы, ссылаясь на отсутствие тарифов на тепловую энергию для потребителей, проживающих в домах <адрес>, полагали, что для определения размера платы за коммунальную услугу теплоснабжение в соответствии с положениями ч.3 ст.424 ГК РФ подлежат применению тарифы на тепловую энергию, установленные для следующих объектов теплоснабжения п. Одоев (котельные: «Центральная», «Первомайская», «Карин-лес» и тепловых пунктов с. Рылево).

Судебная коллегия также полагает невозможным применение данных тарифов при определении размера платы истцов за потребленную тепловую энергию, поскольку они установлены исходя из экономически обоснованного расчета, актуального для других объектов.

Судебная коллегия, руководствуясь вышеуказанными нормами права, принимая во внимание объяснения представителей третьего лица комитета Тульской области по тарифам, учитывая установленные обстоятельства по делу, полагает возможным применить тариф, установленный постановлением комитета Тульской области по тарифам от 23.05.2017 №24/2 в отношении модульной котельной, расположенной по адресу: <адрес> д. 152-т, на первое полугодие в размере 2 552,30 руб. /Гкал.

При этом принимает во внимание экспертное заключение по указанным тарифам, представленное из тарифного дела комитетом по тарифам Тульской области по запросу суда первой инстанции.

Данное экспертное заключение содержит обоснование расходов, учтенных при расчете тарифов, определение параметров расчета тарифов.

Тарифы на тепловую энергию, установленные постановлением комитета по тарифам Тульской области от 23.05.2017 в отношении новой модульной котельной, не оспаривались, в связи с чем сомнений в их обоснованности не имеется.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что несмотря на то, что тариф, установленный комитетом тарифного регулирования, начал действовать только с 06.06.2017, в данном случае он может быть применен при определении стоимости коммунальных ресурсов за весь период потребления, поскольку обосновывает расчеты ответчика на поставку ресурса, что подтверждено представленным экспертным заключением; тариф утвержден в сопоставимом периоде и в установленном законом порядке.

В данном случае размер платы за потребленную тепловую энергию истцами является экономически обоснованным и не превышает тариф, если бы тот был утвержден в спорный период в законном порядке.

Оснований полагать о придании обратной силы тарифам не имеется, поскольку применение в данном случае к спорному периоду тарифа в размере 2 552,30 руб. /Гкал направлено на исключение правовой неопределенности в уже существующих отношениях ресурсоснабжающей организации и абонента, и согласуется с разъяснениями, содержащимися в п.п. 4-6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 63 от 27.12.2016 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативно правового акта, которым установлена регулируемая цена».

В соответствии с п.п. 5 п.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Применение указанного тарифа при перерасчете услуги по теплоснабжению будет способствовать сохранению экономических интересов теплоснабжающей организации и потребителей.

Из материалов дела следует, что МУП "Одоевское ЖКХ" в период с октября 2016 г. по май 2017 г. производило истца плату за потребленную тепловую энергию исходя из тарифа в размере 4169,25 руб. /Гкал, что не может быть обоснованным.

При таких обстоятельствах, начисленная истцам ответчиком плата за коммунальную услугу по теплоснабжению за период с октября 2016 г. по май 2017 г. подлежит перерасчету исходя из тарифа на тепловую энергию, установленного постановлением комитета Тульской области по тарифам от 23.05.2017 №24/2 в отношении модульной котельной, расположенной по адресу: <адрес> д. 152-т, в размере 2 552,30 руб. /Гкал.

С учетом требований ч. 5 ст.198, ст.ст. 199 - 202 ГПК РФ, судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить, возложив на МУП «Одоевское ЖКХ» произвести перерасчет начислений истцам за коммунальную услугу по отоплению за период с октября 2016 года по май 2017 года исходя из тарифа в размере 2 552 рублей 30 копеек за 1 Гкал с зачетом излишне выплаченных сумм в счет будущих платежей.

Руководствуясь ст.ст.328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Одоевского районного суда Тульской области от 7 октября 2019 года изменить, изложив абзац третий резолютивной части в следующей редакции:

Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Одоевское ЖКХ» обязанность произвести перерасчет начислений Скачковой Т.И., Макаричевой Т.С., Сеничевой Т.Е., Беляковой Г.Н., Иванову В.М., Старову Н.С., Евтюшиной Л.В., Язевой Т.А., Фартусову Ф.Н., Бурмистровой В.М., Денисовой Т.Н., Сахаровой Т.В., Шабановой А.С., Полуничевой Н.В., Кореневу Б.С., Андреевой В.Н., Чубриковой Т.А., Широковой Т.М., Склейминой Н.И., Самокатовой З.В., Буравцовой Ю.В., Сахарову С.И., Сафроновой А.Б., Осипович Н.И., Бутылкиной Л.В., Алексеевой Н.Ф., Мелихову И.А., Беловой Л.П., Уразбаевой М.А. за коммунальную услугу по отоплению за период с октября 2016 года по май 2017 года исходя из тарифа в размере 2 552 рублей 30 копеек за 1 Гкал с зачетом излишне выплаченных сумм в счет будущих платежей.

В остальной части решение Одоевского суда Тульской области от 7 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Одоевское ЖКХ» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи