ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-6184 от 23.07.2015 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Храмцова Л.П. дело № 33-6184

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июля 2015 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Кудриной Я.Г., Кубатовой О.А.

при секретаре Труновой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению УМВД России по г.Владивостоку об оспаривании бездействия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае по апелляционной жалобе территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 23 апреля 2015 года, которым заявление УМВД России по г.Владивостоку удовлетворено: признано незаконным бездействие территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в части непринятия мер по обращениям УМВД России по г.Владивостоку от 16.09.2014, 02.10.2014, 17.10.2014, 20.10.2014, 23.09.2014, 24.10.2014, 28.10.2014, 30.10.2014, 14.11.2014, 05.12.2014, а именно по обращению движимого имущества (оружия), хранящегося в отделах полиции УМВД России по г.Владивостоку более одного года, в собственность государства, проведении оценки этого имущества и принятии решения о его реализации, уничтожении. На территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморское крае возложена обязанность принять меры к обращению данного имущества в собственность государства, провести оценку имущества и принять решение о его реализации либо уничтожении в течении 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя УМВД по г.Владивостоку – Шуппа Д.В., представителя территориального управления Росимущества в Приморском крае – Салимьянова И.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

УМВД России по г.Владивостоку обратилось в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что отделами полиции УМВД России по г.Владивостоку, УМВД России по г.Владивостоку руководителю территориального управления Росимущества в Приморском крае были направлены информационные письма с приложением списка оружия и документов в отношении оружия, хранящегося более одного года, для принятия мер по признанию этого оружия бесхозяйным или выморочным имуществом и обращению его в собственность Российской Федерации. Руководителем территориального управления Росимущества в Приморском крае в отделы полиции были направлены ответы, разъясняющие, что территориальное управление имеет право обращаться в суды с исками о признании движимого имущества бесхозяйным, однако этим правом обладает также УМВД России по г.Владивостоку. Каких-либо мер по обращению указанного имущества в собственность государства территориальным управлением Росимущества в Приморском крае принято не было, документы были возвращены. Определением судьи Советского районного суда г.Владивостока от 20 января 2015 года заявление ОП № 6 УМВД России по г.Владивостоку о признании оружия, хранящегося в комнате хранения оружия более одного года, бесхозяйным оставлено без рассмотрения, т.к. в ходе рассмотрения заявления было установлено, что полномочиями по обращению в суд с исковым заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным УМВД России по г.Владивостоку не наделено. Хранящееся в отделах полиции оружие отвечает признакам, указанным в п.1 ст.225 ГК РФ, поскольку заявлений от физических, юридических лиц об их возврате не поступало, лицензии и разрешения владельцам этого оружия не аннулированы, в их продлении отказано не было, в связи с чем должно быть признано бесхозяйным и обращено в собственность Российской Федерации. Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом вправе обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным. Просит признать незаконным бездействие территориального управления Росимущества по Приморскому краю в части отказа от обращения в суд с заявлением о признании оружия, хранящегося более одного года в комнатах хранения оружия отделов полиции УМВД России по г.Владивостоку, бесхозяйным или выморочным в целях обращения его в собственность государства, проведения оценки и принятия решения о его реализации или отчуждении, возложить на территориальное управление Росимущества в Приморском крае обязанность обратиться в суд с исковым заявлением о признании оружия, хранящегося более одного года в комнатах хранения оружия отделов полиции УМВД России по г.Владивостоку, бесхозяйным или выморочным в целях обращения его в собственность государства, провести оценку и принять решение о его реализации или отчуждении.

Представитель заявителя в судебном заседании уточнил требования, просил признать незаконным бездействие территориального отдела Росимущества по Приморскому краю, возложить обязанности по принятию мер о признании движимого имущества бесхозяйным или выморочным в целях обращения его в собственность государства, провести оценку и принять решения в отношении хранящегося более одного года в комнатах хранения оружия отделов полиции УМВД России по г.Владивостоку.

Представитель территориального управления Росимущества по Приморскому краю не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на пропуск УМВД России по г.Владивостоку срока на обращение в суд с заявлением. Территориальное управление не наделено полномочиями по реализации оружия, а также полномочиями по предоставлению документов, разрешающих реализацию оружия. Решением Хорольского районного суда Приморского края от 5 февраля 2015 года удовлетворены требования ОМВД по Хорольскому району о признании имущества выморочным и его реализации.

По делу вынесено указанное решение.

В апелляционной жалобе территориального управления Росимущества по Приморскому краю ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (ст.226 ГК РФ).

Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи (ч.2 ст.290 ГПК РФ).

В силу ч.1 ст.1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

По делу установлено, что начальниками отделов полиции УМВД России по г.Владивостоку, УМВД России по г.Владивостоку в адрес руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае были направлены письма со списками движимого имущества (оружия), хранящегося в отделах полиции более одного года, для обращения в суд с заявлением о принудительном отчуждении и/или признании движимого имущества бесхозяйным или выморочным и обращении его в собственность Российской Федерации.

На указанные письма территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае были даны ответы, что право на обращение в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным не является исключительным правом Росимущества и его территориальных управлений; у отдела полиции и УМВД России по г.Владивостоку имеются полномочия на самостоятельную подачу в суд заявлений о признании движимого имущества бесхозяйным и обращении его в собственность государства.

Удовлетворяя требования УМВД России по Приморскому краю, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что полномочиями по обращению в суд с заявлениями о признании движимого имущества бесхозяйным отдел полиции УМВД России по г.Владивостоку не наделен; в комнатах хранения оружия отделов полиции УМВД России по г.Владивостоку более одного года хранится гражданское оружие, изъятое в связи с совершением его владельцами нарушений в сфере оборота оружия или смертью собственников, перечень которого неоднократно предоставлялся в Управление Росимущества в Приморском крае, однако решение об обращении движимого имущества (оружия), хранящегося в отделе полиции более одного года, в собственность государства, проведении оценки этого имущества и принятии решения о его реализации, уничтожении Управлением Росимущества в Приморском крае не принималось; со стороны территориального управления Росимущества в Приморском крае имеет место бездействие в части оценки, принятия решения о реализации либо уничтожении указанного выше имущества.

Однако данные выводы постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального права.

Оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот гражданского и служебного оружия регулируется специальными нормативными актами – Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях.

В силу ст.27 Закона № 150-ФЗ изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случаях ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие.

Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п.79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814, оружие и патроны изымаются органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.

Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации (п.83).

Пунктом 10 Правил утвержден исчерпывающий перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, в который входит, в том числе, Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (п.6).

Юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу от органов внутренних дел оружие и патроны, обращенные в установленном порядке в государственную собственность (п.9).

Из указанных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия в России на всех его стадиях, включая реализацию и уничтожение, являются органы внутренних дел (полиция).

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом правом на реализацию гражданского и служебного оружия и патронов к нему не наделено, функция по уничтожению непригодного к эксплуатации оружия на данный орган не возложена.

В своем заявлении ОМВД России по г.Владивостоку ссылается на то, что часть оружия была изъята в связи с совершением его владельцами правонарушений в сфере оборота оружия.

Действительно, в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок реализации (уничтожения) невостребованного оружия, изъятого в связи с совершением административного правонарушения.

Приказ МВД СССР от 19 марта 1986 года N 63 дсп "О мерах по совершенствованию порядка обеспечения сохранности в органах внутренних дел изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов", который детальным образом определял порядок работы органов внутренних дел по данному направлению, утратил силу.

Вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для возложения на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обязанности принять меры к обращению данного имущества в собственность государства, провести оценку имущества и принять решение о его реализации либо уничтожении.

С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления УМВД России по г.Владивостоку.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 23 апреля 2015 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении заявления УМВД России по г.Владивостоку об оспаривании бездействия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае отказать.

Председательствующий

Судьи