ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-6202 от 23.07.2015 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Риттер Н.Н. дело № 33-6202

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июля 2015 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Кубатовой О.А., Кудриной Я.Г.

при секретаре Ким Л.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Надеждинского муниципального района Приморского края на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Надеждинскому району Гончарук И.С. на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 08 мая 2015 года, которым требования удовлетворены: действия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю Гончарук И.С., выразившиеся в вынесении постановления от 22 апреля 2015 года о взыскании с администрации Надеждинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50000 рублей признаны незаконными и нарушающими права и законные интересы администрации Надеждинского муниципального района; признано незаконным и отменено постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю Гончарук И.С. от 22 апреля 2015 года № о взыскании с администрации Надеждинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Заслушав доклад судьи Кубатовой О.А., выслушав объяснения представителя администрации Надеждинского муниципального района Синенко Е.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

администрация Надеждинского муниципального района обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что решением Надеждинского районного суда Приморского края от 11 августа 2014 года удовлетворены исковые требования прокурора Надеждинского района о возложении на администрацию Надеждинского муниципального района обязанности произвести финансирование расходов на установку ограждения по периметру территории МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа п.Тавричанка Надеждинского района», а также на МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа п.Тавричанка Надеждинского района» возложена обязанность установить ограждения по периметру территории общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями п.2.2.3 СаНПиИ 2.4.2.1178-02. Во исполнение решения суда администрацией Надеждинского муниципального района было издано постановление № 327 «О внесении изменений в постановление администрации Надеждинского муниципального района от 1 октября 2012 года № 1641 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие и укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений Надеждинского муниципального района на 2013-2014», согласно которому для МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № п.Тавричанка Надеждинского района» предусмотрены денежные средства, необходимые для оплаты выполненных работ по установке ограждения. Поскольку у МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа п.Тавричанка Надеждинского района» возникли обстоятельства, затрудняющие своевременно исполнить решение суда, она обратилась в суд за отсрочкой исполнения решения. 17 апреля 2015 года требования МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа п.Тавричанка Надеждинского района» удовлетворены, предоставлена отсрочка исполнения решения, сроком до 15 августа 2015 года. 27 марта 2015 года администрация Надеждинского муниципального района направила судебному приставу-исполнителю уведомление, которым сообщила, что решение суда исполнено, денежные средства на финансирование мероприятий по установке ограждений в МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа п.Тавричанка Надеждинского района» в бюджете муниципального района на 2015 год предусмотрены. Однако судебным приставом-исполнителем 22 апреля 2015 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Считает данное постановление незаконным, поскольку администрацией Надеждинского муниципального района приняты все меры, направленные на добровольное исполнение решения суда, обязанности, возложенные на администрацию решением суда, выполнены в полном объеме, финансирование мероприятий по установке видеонаблюдения в бюджете на 2015 год предусмотрены. Просит признать действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю Гончарук И.С., выразившиеся в вынесении постановления от 22 апреля 2015 года № о взыскании с администрации Надеждинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50000 рублей, незаконными и нарушающими права и законные интересы администрации Надеждинского муниципального района, признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю Гончарук И.С. от 22 апреля 2015 года о взыскании с администрации Надеждинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50000 рублей, обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю Гончарук И.С. прекратить в отношении администрации Надеждинского муниципального района исполнительное производство в связи с исполнением решения Надеждинского районного суда Приморского края от 11 августа 2014 года по гражданскому делу .

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

По делу вынесено указанное решение.

В апелляционной жалобе ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю ставится вопрос об отмене решения в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

По делу установлено, что решением Надеждинского районного суда Приморского края от 11 августа 2014 года на администрацию Надеждинского муниципального района возложена обязанность произвести финансирование расходов на установку ограждения по периметру территории в МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа п.Тавричанка Надеждинского района».

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю от 06 марта 2015 года возбуждено исполнительное производство № в отношении должника администрации Надеждинского муниципального района в пользу взыскателя прокуратура Надеждинского района, предмет исполнения: обязать произвести финансирование расходов на установку ограждения по периметру территории в МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа п.Тавричанка Надеждинского района».

Указанным постановлением должнику был предоставлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, – 5 дней. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Постановлением администрации Надеждинского муниципального района № 327 от 23 октября 2014 года внесены изменения в постановление администрации Надеждинского муниципального района от 1 октября 2012 года № 1641 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие и укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений Надеждинского муниципального района на 2013-2014», согласно которому для МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа п.Тавричанка Надеждинского района» предусмотрены денежные средства, необходимые для оплаты выполненных работ по установке ограждения.

Постановлением администрации Надеждинского муниципального района № 753 от 23 октября 2014 года утверждена муниципальная программа «Развитие образования Надеждинского муниципального района на 2015-2019 годы», согласно которому для МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа п.Тавричанка Надеждинского района» предусмотрены денежные средства, необходимые для оплаты выполненных работ по установке ограждения.

На основании указанной муниципальной целевой программы в бюджете Надеждинского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов предусмотрены бюджетные ассигнования на оплату работ по установке ограждений и видеонаблюдения в образовательных учреждениях Надеждинского муниципального района.

Согласно выписке из решения Думы Надеждинского муниципального района от 25 декабря 2014 года № 140 «О бюджете Надеждинского муниципального района на 2015 год и плановый 2016-2017 годов» на иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в том числе устройство ограждений, на 2015 год предусмотрена сумма 800000 рублей.

27 марта 2015 года администрация Надеждинского муниципального района направила судебному приставу-исполнителю ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю уведомление № 890, в котором сообщила, что в бюджете Надеждинского муниципального района предусмотрены бюджетные ассигнования на оплату работ по установке ограждений и видеонаблюдения в образовательных учреждениях Надеждинского муниципального района. Бюджетные ассигнования на вышеуказанные цели были доведены до каждого образовательного учреждения Надеждинского муниципального района. После получения уведомления о доведении бюджетных ассигнований образовательные учреждения приступили к проведению мероприятий, направленных на осуществление у поставщиков работ (услуг) закупок по проведению работ по установке ограждений и видеонаблюдения. После предоставления образовательными учреждениями Надеждинского муниципального района актов приема-передачи выполнения работ по установке ограждений и видеонаблюдения финансовое управление администрации Надеждинского муниципального района перечислит денежные средства, предусмотренные в бюджете района на 2015 года на указанные цели, управлению образования администрации Надеждинского муниципального района, которое, в свою очередь, перечислит указанные средства на расчетные счета образовательных учреждений для последующего расчета с поставщиками, которые выполнили работы по установке ограждений и видеонаблюдения на основании заключенных договоров.

Вместе с тем 22 апреля 2015 года судебный пристав-исполнитель ОСП по Надеждинскому району ВГО УФССП России по Приморскому краю вынес постановление о взыскании с администрации Надеждинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку администрация района на момент вынесения оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя исполнила решение от 11 августа 2014 года, что подтверждается выпиской из решения Думы Надеждинского муниципального района от 25 декабря 2014 года № 140 и постановлением администрации Надеждинского муниципального района № 753 от 23 октября 2014 года, о чем судебный пристав-исполнитель была извещена, постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено с нарушением закона и подлежит отмене.

Довод апелляционной жалобы о том, что в решении суда сказано «произвести финансирование», а не «предусмотреть финансирование», не является основанием к отмене решения суда в силу следующего.

В соответствии со ст. 70 Бюджетного кодекса РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.

С учетом вышеуказанных норм оплата по договору, заключенному в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществляется после выполнения услуг в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Довод апелляционной жалобы о том, что дело было рассмотрено в отсутствие представителя ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю, является необоснованным.

Как следует из материалов дела, ОСП по Надеждинскому району УФССП России по Приморскому краю было надлежащим образом извещено о слушании дела. Судьей районного суда обоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства об отложении дела слушанием.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Надеждинского районного суда Приморского края от 08 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Гончарук И.С. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи