ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-6240/2014 от 25.09.2014 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

 Судья Трусова Е.В. дело № 33-6240/2014

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 25 сентября 2014 года г. Оренбург

 Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей Анненковой К.К., Султанова Р.А., при секретаре Семиной О.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

 по частной жалобе администрации г. Оренбурга

 на определение Центрального районного суда г. Оренбурга от 19 августа 2014 года об отказе в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 марта 2008 года по иску прокурора Центрального района г. Оренбурга о ликвидации объекта размещения отходов на территории п. Нижнесакмарский.

 Заслушав доклад судьи Акчуриной Г.Ж., судебная коллегия

 установила:

 Прокурор Центрального района г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Оренбург, администрации п. Нижнесакмарский Центрального района г. Оренбурга о возложении обязанности ликвидировать свалку (полигон ТБО) и запрете эксплуатации свалки.

 В ходе рассмотрения спора прокурор уточнил свои требования. Окончательно просил суд: признать незаконными действия администрации муниципального образования - город Оренбург, как собственника объекта размещения отходов (свалки ТБО), расположенного на территории п. Нижнесакмарский Центрального района г. Оренбурга в северо-восточном направлении, на расстоянии около 300 метров от жилых домов, в районе овощехранилищ, выразившееся в эксплуатации свалки в отсутствии обеспечения её требованиям ст.34, ст.35, ст.37 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», поскольку в соответствии с пп. 18-20 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; просил также обязать администрацию муниципального образования - город Оренбург выполнить оформление в установленном порядке объекта размещения отходов, а именно - полигона, для размещения отходов согласно ч.1 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.35, ч.2 ст.37 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», оформить отвод земельного участка под размещение и строительство полигона коммунальных отходов, предусмотренный ч.1 ст.34, ч.2 ст.37 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», организовать производственный контроль в области обращения отходов согласно ч.1 ст.26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в течение 6 месяцев.

 Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 марта 2008 года иск прокурора удовлетворен. Признаны незаконными действия администрации муниципального образования г. Оренбург, как собственника объекта размещения отходов (ТБО), расположенного на территории п. Нижнесакмарский Центрального района г. Оренбурга на расстоянии 300 м. от жилых домов, выразившиеся в эксплуатации свалки в отсутствие обеспечения ее требованиям ст. ст. 34, 35, 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Суд возложил на администрацию муниципального образования г. Оренбург обязанность выполнить оформление в установленном порядке объекта размещения отходов, а именно – полигона для размещения отходов, организовать производственный контроль в области обращения отходов согласно Федеральному закону «Об отходах производства», Федеральному закону «Об охране окружающей среды» в течение 6 месяцев.

 Решение вступило в законную силу, возбуждено исполнительное производство.

 По заявлению администрации г. Оренбурга определением Центрального районного суда г. Оренбурга от 14 апреля 2009 года была предоставлена отсрочка исполнения решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 марта 2008 года сроком на 5 месяцев - до 14 сентября 2009 года.

 24 июня 2014 года администрация г. Оренбурга обратилась в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения, указав на то, что решение не может быть исполнено способом и в порядке, установленном в нем по причине того, что в настоящее время на территории поселка Нижнесакмарский введена контейнерная система вывоза мусора. Сбор бытовых отходов осуществляется около каждого индивидуального домовладения с последующим вывозом на городскую свалку, необходимость в оформлении полигона для отходов на территории поселка Нижнесакмарский отсутствует.

 Определением Центрального районного суда г. Оренбурга от 19 августа 2014 года в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 марта 2007 года отказано.

 В частной жалобе представитель администрации г. Оренбурга просит определение Центрального районного суда г. Оренбурга отменить и разрешить вопрос по существу.

 Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда.

 Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе изменить способ и порядок исполнения решения суда.

 Материалами дела подтверждено, что в 2006 году в п. Нижнесакмарский в районе овощехранилищ на расстоянии около 300 м. от жилых домов была расположена несанкционированная свалка (полигон) твердых бытовых отходов площадью около 0,7 га, что послужило основанием для удовлетворения требования прокурора о возложении на администрацию г. Оренбурга обязанности по организации создания полигона для размещения отходов в установленном законом порядке.

 Во исполнение решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 марта 2008 года постановлением Главы г. Оренбурга был утвержден акт выбора земельного участка для свалки твердых бытовых отходов в п. Нижнесакмарский от 23 апреля 2008 года, однако создание полигона для ТБО не было завершено.

 В соответствии с распоряжением Главы Южного округа г. Оренбурга от 17 сентября 2012 года в целях обеспечения сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории п. Нижнесакмарский администрации поселка было передано 204 евроконтейнера.

 В соответствии с распоряжением Главы Южного округа г. Оренбурга от 15 августа 2013 года в целях обеспечения сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории п. Нижнесакмарский администрации поселка было передано еще 72 мусорных контейнера.

 Муниципальным контрактом от 16 августа 2012 года № 181-12 подтверждено, что администрация Южного округа г. Оренбурга заказала ООО «ДельтаМаркет» поставку пластиковых контейнеров для сбора отходов по 91 адресу в п. Нижнесакмарский г. Оренбурга.

 В судебном заседании Глава поселка Нижнесакмарский г. Оренбурга ФИО1 пояснил, что полигон в поселке не был создан, свалка закрыта, поскольку создана контейнерная система вывоза мусора на общегородскую свалку г. Оренбурга. У каждого собственника домовладения заключен договор о вывозе мусора. Крупных организаций в поселке не имеется, школа и детские сады также заключили договоры на вывоз мусора.

 В подтверждение пояснений заинтересованного лица суду были представлены договоры, подтверждающие, что ООО «Оренбургская управляющая компания» (заказчик) (дата) заключила с ООО «***» (исполнитель) договор № а на очистку от твердых бытовых отходов, согласно которому исполнитель принял на себя обязательство оказывать услуги по вывозу бытовых отходов и крупногабаритного мусора от населения, проживающего в жилых домах, находящихся в управлении заказчика, с использованием стандартного бункера объемом 20 м3; МОБУ «***» и МБДОУ «***», расположенные в п. Нижнесакмарский, также заключили с ООО «***» договоры на планово-регулярную очистку от твердых бытовых отходов.

 Таким образом, материалами дела подтверждено, что в п. Нижнесакмарский г. Оренбурга организована система сбора твердых бытовых отходов с использованием контейнеров с последующим их вывозом и размещением на существующем полигоне г. Оренбурга, созданном с соблюдением требований закона.

 Доказательств того, что на несанкционированной свалке в п. Нижнесакмарский до настоящего времени производится складирование ТБО, суду представлено не было. Требования о ликвидации несанкционированной свалки судом не разрешались.

 Отказывая в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения, суд первой инстанции указал, что требования администрации направлены на изменение содержания судебного решения и не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку судебное решение от 4 марта 2008 года было принято в целях соблюдения в п. Нижнесакмарский установленного законом порядка сбора, вывоза и размещения твердых бытовых отходов.

 Федеральным законом от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами (п. 3 ст. 8).

 Материалами дела подтверждено, что администрация г. Оренбурга принимала меры по проектированию и организации полигона по размещению ТБО в п. Нижнесакмарский, при этом вызвало затруднение соблюдение необходимых условий для организации полигона, в том числе необходимость проведения специальных исследований о соответствии предполагаемого к строительству объекта – свалки ТБО экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

 В соответствии с Уставом г. Оренбурга п. Нижнесакмарский является населенным пунктом, входящим в состав города Оренбурга, численность населения которого не превышает 2 000 человек. Проектирование и строительство новых полигонов для муниципального образования требует значительных финансовых вложений, что является наряду с необходимостью соблюдения требований к местам и объектам размещения ТБО существенным затруднением при создании полигона ТБО в малочисленном населенном пункте.

 Вместе с тем, организация системы сбора отходов с использованием контейнеров и последующим их вывозом с территории поселка, входящего в состав муниципального образования, на существующий в данном муниципальном образовании полигон ТБО в целях утилизации и переработки отходов, соответствует закону, не выходит за рамки полномочий органов местного самоуправления города Оренбурга и имеет своей целью соблюдение требований Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в части организации сбора и размещения отходов.

 Учитывая, что закон не предусматривает необходимости организации в каждом населенном пункте полигона ТБО, кроме того, из содержания решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 марта 2008 года следует, что возложение на орган местного самоуправления г. Оренбурга обязанности по организации в п. Нижнесакмарский полигона ТБО было обусловлено необходимостью соблюдения требований закона при размещении отходов в данном населенном пункте, судебная коллегия приходит к выводу о том, что возникшие затруднения при организации объекта размещения отходов и отсутствие в настоящее время такой необходимости, являются основанием для удовлетворения заявления администрации г. Оренбурга об изменении порядка исполнения решения суда от 4 марта 2008 года путем возложения на администрацию г. Оренбурга обязанности по организации сбора и вывоза отходов с территории п. Нижнесакмарский с использованием контейнеров для сбора мусора на существующий полигон ТБО.

 Судебная коллегия полагает, что изменение порядка исполнения судебного решения в данном случае не является изменением содержания судебного решения и не противоречит ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в законе объективно невозможно предусмотреть все юридические факты, которые могут служить основанием для изменения способа и порядка исполнения судебного решения, а установлен лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Это предоставляет суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос о наличии таких оснований с учетом всех фактических обстоятельств конкретного дела и является гарантией реализации права граждан на надлежащее исполнение вступивших в законную силу судебных актов, если такое исполнение в первоначальном установленном судом порядке невозможно или затруднено.

 При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции определение подлежит отмене, а заявление администрации г. Оренбурга об изменении порядка исполнения решения подлежит удовлетворению.

 Руководствуясь ст. 203, ст. 330, 334, Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 определила:

 определение Центрального районного суда г. Оренбурга от 19 августа 2014 года об отказе в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 марта 2008 года по иску прокурора Центрального района г. Оренбурга о ликвидации объекта размещения отходов на территории п. Нижнесакмарский отменить.

 Заявление администрации г. Оренбурга об изменении способа и порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 марта 2008 года удовлетворить.

 Изменить порядок исполнения решения Центрального районного суда г. Оренбурга от 4 марта 2008 года по иску к администрации муниципального образования город Оренбург, администрации п. Нижнесакмарский Центрального района г. Оренбурга о признании незаконными действий и возложении обязанности, указав порядок его исполнения путем возложения на администрацию г. Оренбурга обязанности по организации сбора и вывоза отходов с территории п. Нижнесакмарский г. Оренбурга с использованием контейнеров для сбора мусора.

 Председательствующий Судьи