Дело №
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 03 ноября 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Тумашевич Н.С.,
судей Головиной Е.Б., Свирской О.Д.,
с участием прокурора Капсамун И.С.,
при секретаре Максимчуке В.И.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Лужского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования Лужского прокурора в защиту интересов Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района, неопределенного круга лиц к ФИО1, администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района о признании незаконными отказов в удовлетворении протестов Лужского городского прокурора, признании незаконным распоряжения главы администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., ответчика ФИО1 по доводам апелляционной жалобы, возражения прокурора Капсамун И.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Лужский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту интересов муниципального образования Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района, неопределённого круга лиц, обратился к ФИО1 о взыскании денежных сумм.
Уточнив исковые требования в части указания в качестве соответчика администрацию Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района, просил признать незаконным отказ администрации Осьминского сельского поселения в удовлетворении протестов прокурора, принесенных ДД.ММ.ГГГГ на распоряжения главы администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, признать незаконными указанные распоряжения, взыскать с ФИО1 в счет неосновательного обогащения <данные изъяты> рублей в пользу Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района (л.д. 86-92 том 1).
Определением Лужского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части исковых требований о признания незаконными распоряжений главы администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, в части не касающихся ФИО1 в связи с отказом от исковых требований (л.д.11-14 том 2).
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что Лужской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии коррупции при расходовании бюджетных средств в администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района.
В ходе проведения проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главой МО Осьминское сельское поселение Лужского муниципального района ФИО2 заключен контракт с ФИО1 на должность главы администрации поселения на основании решения Совета депутатов Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому ФИО1 осуществляет полномочия в указанной должности. При проведении проверки установлено, что в период с февраля ДД.ММ.ГГГГ г. по март ДД.ММ.ГГГГ г. начислено ежемесячное денежное поощрение и материальная помощь главе администрации Осьминского сельского поселения ФИО1 распоряжениями главы администрации поселения:
- от ДД.ММ.ГГГГ№. за январь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) -<данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7%)- <данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за февраль 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за март 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за апрель 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за май 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за июнь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за июль 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за август 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за сентябрь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за октябрь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за ноябрь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) <данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за декабрь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за январь 2016 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за февраль 2016 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) <данные изъяты>0 руб.;
За указанный период времени из фонда заработной платы администрации муниципального образования ФИО1 получено в качестве ежемесячного денежного поощрения <данные изъяты>,00 руб., в качестве ежемесячной материальной помощи <данные изъяты> руб., а всего: <данные изъяты>,00 руб.
Прокурор указывает, что п.1 абз.1 и п.2 абз. 1 распоряжений противоречат требованиям федерального законодательства в части установления главой администрации ФИО1 самой себе ежемесячного денежного поощрения и материальной помощи.
Также прокурор ссылается на положения ч.2 ст.22 Федерального закона №25-ФЗ от 2.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч.3 ст. 11 Областного закона от 11.03.2008 г. №14-03 «О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области», указывая на то, что Областным законом не предусмотрена ежемесячная дополнительная выплата в виде материальной помощи.
В связи с приведенным выше полученные ФИО1 денежные суммы в размере <данные изъяты> руб. являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию в пользу администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ Лужский городской суд Ленинградской области постановил решение, которым исковые требования Лужского городского прокурора удовлетворил (л.д.17-26 том 2).
Суд признал незаконным отказ администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении протестов Лужского городского прокурора на распоряжения администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Суд признал незаконным распоряжение администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ в части, касающейся начисления ежемесячного денежного содержания и материальной помощи главе администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района ФИО1
Взыскал с ФИО1 в счет неосновательного обогащения в пользу МО Осьминское сельское поселение Лужского муниципального района <данные изъяты> рублей, государственную пошлину в доход бюджета Лужского муниципального района в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
ФИО1 не согласилась с постановленным решением, представила апелляционную жалобу, в которой просит решение Лужского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение.
В качестве оснований для отмены постановленного решения ответчик ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Податель жалобы указывает на то, что суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ежемесячных выплат ФИО1 в виде денежного поощрения в размере <данные изъяты> от оклада и ежемесячной материальной помощи в размере <данные изъяты> от оклада.
Однако для осуществления оспариваемых выплат имелись все необходимые законные основания и ФИО1, издавая оспариваемые распоряжения, действовала не по своему усмотрению, а на основании актов, изданных её работодателем.
ДД.ММ.ГГГГ главой МО Осьминское сельское поселение ФИО2 был заключен контракт на осуществление полномочий главы администрации поселения с ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов Осьминского сельского поселения №-а глава поселения был наделен полномочиями по изданию распоряжений о денежном поощрении и материальной помощи. Данное решение является правовым актом представительного органа местного самоуправления. При этом ни одна из сторон не заявляла требование о признании недействительными вышеуказанных актов.
Ссылку суда на норму п.3 ст. 1102 ГК РФ ФИО1 считает необоснованной, поскольку ей было известно, что данные выплаты предусмотрены заключенным с ней контрактом, кроме того муниципальным правовым актом глава МО был наделен полномочиями на издание распоряжений о её ежемесячном денежном поощрении, и она не имела оснований считать данные распоряжения незаконными.
Ссылается на то, что оспариваемые выплаты были заложены в бюджет муниципального образования и исполнение бюджета было утверждено советом депутатов администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района без каких-либо замечаний, в связи с чем какого-либо ущерба причинено не было, ничьи права не были нарушены (л.д.63 том 2).
В отсутствие возражений со стороны ответчика, прокурора суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ главой МО Осьминское сельское поселение Лужского муниципального района ФИО2 заключен контракт с ФИО1 на осуществление полномочий главы администрации поселения на основании решения Совета депутатов Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.71-77 том 1).
Согласно п. 4.1. контракта ФИО1 установлено денежное содержание, включающие, в том числе ежемесячное денежное поощрение, размер которого определяется в соответствии с Положением, утвержденным правовым актом Совета депутатов, а также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и областными законами.
В период с февраля 2015 г. по март 2016 г. главой администрации Осьминского сельского поселения ФИО1 приняты распоряжения о начислении ежемесячного денежного поощрения и материальной помощи сотрудникам администрации поселения, среди которых указана и глава администрации Осьминского сельского поселения ФИО1:
- от ДД.ММ.ГГГГ№. за январь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) -<данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7%)- <данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за февраль 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за март 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за апрель 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за май 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за июнь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за июль 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за август 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за сентябрь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за октябрь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за ноябрь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за декабрь 2015 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за январь 2016 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
от ДД.ММ.ГГГГ№ за февраль 2016 года начислено ежемесячное денежное поощрение (133%) <данные изъяты>,00 руб., ежемесячная материальная помощь (16,7 %) -<данные изъяты>,0 руб.;
За указанный период из фонда заработной платы администрации муниципального образования ФИО1 получено в качестве ежемесячного денежного поощрения <данные изъяты> рублей, в качестве ежемесячной материальной помощи <данные изъяты> рубля, а всего: <данные изъяты> рублей.
Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования Осьминского сельского поселения в указанный период отсутствовал, а представленное Положение о денежном содержании муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не относящиеся к муниципальным служащим, от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное распоряжением главы администрации Осьминского сельского поселения, не является таковым актом, то распоряжения главы Осьминского сельского поселения о выплате главе администрации поселения ФИО1 денежного поощрения и материальной помощи являются незаконными.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) муниципальный служащий имеет право на оплату труда в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором.
Частью 2 ст. 22 Закона N 25-ФЗ определено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. При этом размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования.
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, состоящего из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Согласно ст.11 Областного закона Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 14-оз (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области" - оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, состоящего из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Размер должностного оклада, а также размер дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим областным законом.
Пунктом 4.1 абзаца 7 контракта с главой администрации, утвержденного решением Совета депутатов Осьминского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что лицу, замещаемому должность главы администрации, устанавливается денежное содержание, включающее ежемесячное денежное поощрение, размер которого определяется в соответствии с Положением, утвержденным правовым актом Совета депутатов.
Из анализа приведенного законодательства следует, что вопросы установления основных и дополнительных гарантий муниципальным служащим урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, Областным законом Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 14-оз, муниципальными нормативными правовыми актами, которыми не предусмотрена возможность установления дополнительных гарантий главе исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления самостоятельно назначать себе поощрительные выплаты и устанавливать их размер.
При этом в силу ст. 191 Трудового кодекса РФ решение о поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, принимается работодателем.
Согласно приведенного выше контракта с ФИО1 представителем нанимателя (работодателя) муниципального образования Осьминское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области является глава муниципального образования.
Разрешая заявленные прокурором Лужского района Ленинградской области требования в части незаконности выплаты главе администрации сельского поселения ФИО1 денежного поощрения и материальной помощи, суд первой инстанции установил, что указанные выплаты произведены с нарушением полномочий, предоставленных главе администрации сельского поселения, в связи с чем они подлежат взысканию с ФИО1
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии законных оснований и необходимых полномочий для издания распоряжений ФИО1 были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы направлены на иную оценку доказательств и толкование закона и не могут служить основанием к отмене решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.2 ст. 328, ч.1 ст.329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья: Михайлов В. В.