ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-6292/2012 от 01.11.2012 Саратовского областного суда (Саратовская область)

                                                                                    Саратовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Ефимкина Ю.В. Дело № 33 – 6292/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 ноября 2012 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Бартенева Ю.И.,

судей Песковой Ж.А. и Пантелеева В.М.,

с участием прокурора Новичкова Е.А.,

при секретаре Низове И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Пегова А.П. на решение Волжского районного суда города Саратова от 03.08.2012 года, которым Пегову А.П. отказано в удовлетворении заявления о признании нормативного акта в части противоречащим закону.

Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения Пегова А.П., поддержавшего доводы жалобы, представителей Саратовской городской Думы Ч., действовавшей на основании доверенности от ….года, комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Ж., действовавшей на основании доверенности от … года, и администрации муниципального образования «Город Саратов» П., действовавшего на основании доверенности от …года, возражавших против доводов жалобы, заключение прокурора, полагавшего оставление решения суда первой инстанции без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Пегов А.П. обратился в суд с указанным заявлением, уточнив заявленные требования, просил признать недействующей с момента принятия карту градостроительного зонирования, являющуюся неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 с внесенными изменениями решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010 года № 50-595, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером …. площадью …квадратных метров, расположенного по адресу: …, к зоне Ж-2 - зона среднеэтажной многоквартирной застройки, как противоречащую статье 40 Конституции Российской Федерации, статьям 209, 210, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пункту 27 Требований к составлению карты (плана) объекта строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 года № 621.

В обоснование заявленных требований указал, что … года он получил уведомление главы администрации муниципального образования «Город Саратов» об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию принадлежащего ему на праве собственности индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: …. Основанием отказа является несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Согласно градостроительному регламенту, установленному для данной территориальной зоны, вид разрешенного использования земельного участка «отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи» является условно разрешенным видом использования. В то же время, согласно кадастровому паспорту земельный участок, принадлежащий на праве собственности Пегову А.Г., имеет разрешенное использование - под индивидуальную жилую застройку. Такая же информация содержится в свидетельстве о государственной регистрации права на земельный участок. Таким образом, установленное правоустанавливающими документами целевое назначение земельного участка вступило в противоречие с территориальной зоной, утвержденной Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280. Определяя зону среднеэтажной застройки, Саратовская городская дума не учла сложившуюся планировку территории и существующее землепользование. Карта градостроительного зонирования вступает в противоречие с правами собственника на единоличное принятие решения о реконструкции (капитальном ремонте) ветхого индивидуального жилого дома, так как связывает этот вопрос с проведением публичных слушаний для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Сама по себе процедура публичных слушаний предполагает в виде последствия возможность отказа, при этом Пегов А.П. будет произвольно лишен жилища. Финансирование публичных слушаний также накладывает на заявителя дополнительные обязанности. Четких тарифов на проведение указанных слушаний администрация муниципального образования «Город Саратов» не разработала и не утвердила. В нарушение статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и пункта 27 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 года № 621, карта градостроительного зонирования, являющаяся неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», объективно не дает возможности четко понять в какой зоне находится тот или иной земельный участок, тем самым нарушает права правообладателей

Рассмотрев поступившее заявление, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Пегов А.П. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Доводы жалобы аналогичны доводам заявления. Кроме этого, считает, что оспариваемая карта не соответствует техническим характеристикам - не содержит точки, устанавливающие границы соответствующих зон, не идентифицирует земельные участки правообладателей, не указан масштаб карты.

Представитель заинтересованного лица комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», извещённого о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного лица.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям

Согласно статье 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

1. Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

2. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.

3. Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

4. Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.

5. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

6. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).

7. Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.

8. В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются: 1) состав и порядок деятельности комиссии; 2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа); 3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки; 4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки; 5) иные вопросы организации работ.

9. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

10. По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

11. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

12. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

13. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

14. В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

15. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

16. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

17. Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

1. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

2. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

3. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

4. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке в случае несоответствия правил землепользования и застройки законодательству Российской Федерации, а также схемам территориального планирования Российской Федерации, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, утвержденным до утверждения правил землепользования и застройки.

Согласно статье 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 года № 67-649, Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными закона законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.

Статья 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 16 Устава города Саратова предусматривают обязательное проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки. Порядок проведения таких публичных слушаний определяется решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005 года № 65-633 «О Положении о публичных слушаниях в городе Саратове», в частности разделом VI*1.

Согласно пункту 6.1.2.7 Положения глава муниципального образования "Город Саратов" не позднее, чем через 10 дней со дня получения от главы администрации муниципального образования "Город Саратов" проекта Правил землепользования и застройки или проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по данному проекту.

Из пункта 4.3 Положения следует, что оргкомитет (Комиссия) в процессе подготовки к публичным слушаниям: составляет план работы по подготовке и проведению публичных слушаний, определяет ответственных за выполнение отдельных этапов подготовки и плана в целом; определяет вопросы, выносимые на публичные слушания, и включает их в протокол публичных слушаний; публикует объявление о проведении публичных слушаний; организует публикацию проекта муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания. В целях заблаговременного ознакомления жителей города проект соответствующего муниципального правового акта должен быть опубликован не менее, чем за 30 дней до даты проведения публичных слушаний. Сроки публикации муниципальных правовых актов и иных документов по проекту Генерального плана города или его части, проекту о внесении изменений в Генеральный план города, проекту Правил землепользования и застройки, проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, проектам планировки территорий и проектам межевания территорий, по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются с учетом особенностей, предусмотренных разделом VI.1 настоящего Положения; проводит анализ материалов, представленных участниками публичных слушаний; составляет список лиц, участвующих в публичных слушаниях, включая состав приглашенных лиц; назначает секретаря публичных слушаний для составления протокола; определяет докладчиков (содокладчиков); устанавливает порядок выступлений на публичных слушаниях; организует подготовку итогового документа (заключения о результатах публичных слушаний) по образцу согласно приложению 2 к настоящему Положению.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационных систем градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа.

Согласно пункту 6 статьи 22 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 года № 67-649, Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.

В силу статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органом местного самоуправления, обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования.

В соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

С целью обеспечения всех участников градостроительной деятельности необходимой информацией в соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые представляют собой организованный в соответствии с требованиями кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 года № 363 сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графических формах.

Предоставление сведений о разрешенном использовании земельных участков и о границах территориальных зон относится к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Отношения, связанные с установлением территориальных зон в соответствии с муниципальными правовыми актами данный закон не регулирует.

Порядок разработки и принятия Правил землепользования и застройки определен главой 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила включают в себя порядок и их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. При подготовке Правил землепользования и застройки территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах территориальной зоны различных видов использования существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений гранил различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Границы территориальных зон могут устанавливаться по: линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений, красным линиям; границам земельных участков; границам муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам.

Согласно пункту 2.1. Правил в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации они вводят в городе систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования «Город Саратов» на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не
соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Пунктом 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Так, положения аналогичные изложенным в статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержатся и Правилах, согласно пункту 6.1. земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в подпункте 5.3 пункта 5 Правил, а также ставшие несоответствующими после внесения изменений в Правила, могут существовать и использоваться без установления срока их приведения в соответствие с Правилами.

Однако, пункт 6.2. Правил предусматривает, что все изменения несоответствующих объектов, осуществляемые путем изменения видов их разрешенного использования, интенсивности их использования, строительных параметров, могут производиться только в направлении приведения их в соответствие с Правилами.

Данные положения соотносятся с пунктом 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть путем проведения публичных слушаний по данному вопросу.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 4.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство и реконструкцию не требуется в случае капитального ремонта объекта капитального строительства.

В силу части 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

Постановление Российской Федерации от 30.07.2009 года № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» принято в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», согласно которой Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеры Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

В соответствии с частью 1 Федерального закона «О землеустройстве» объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территориальных зон.

Согласно пункту 27 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства на плане границ объекта землеустройства отображаются: границы объекта землеустройства (характерные точки и части границ); установленные границы административно-территориальных образований; границы природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если местоположение отдельных частей границ объекта землеустройства определено через местоположение указанных объектов); границы и кадастровые номера земельных участков (если местоположение объекта землеустройства определено через местоположение границ указанных земельных участков); необходимые обозначения; используемые условные знаки; масштаб.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 17.05.2008 года в специальном выпуске общественно-политической газеты «Саратовская панорама» № 54 (303) опубликовано решение Саратовской городской Думы № 27-280 от 29.04.2008 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». 19.05.2010 года в специальном выпуске общественно-политической газеты «Саратовская панорама» № 46 (563) опубликовано решение Саратовской городской Думы № 50-595 от 27.04.2010 года «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». Глава муниципального образования «Город Саратов» принял постановление от 25.09.2009 года № 05-01-07 «О проведении публичных слушаний». В данном постановлении определяются даты и места проведения публичных слушаний по проекту изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». Функции оргкомитета публичных слушаний возлагались на комиссию по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», осуществляющую свою деятельность на основании пункта 8 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» и постановления главы администрации города Саратова от 27.11.2008 года № 1417 «О комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». По поручению комиссии проект решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» опубликован в газете «Саратовская панорама от 30.09.2009 года № 88/1 (479/1). Так же в данной газете в частности и была опубликована карта градостроительного зонирования территории города в цветном изображении с указанием устанавливаемых территориальных зон, обозначением наименований данных территориальных зон (с указанием цветного изображения каждой территориальной зоны). Кроме того, в газете «Саратовская панорама от 4-10 декабря № 43(716) комитетом архитектуре и градостроительству была опубликована дополнительная информация о месте и времени публичных слушаний по проекту изменений в Правила. В данной публикации указывалось, что все ответы на интересующие вопросы по проекту изменений в Правила возможно получить в комитете по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», расположенном по адресу …. По этому же адресу предлагалось направлять и предложения по проекту изменений в Правила.

Согласно пункту 5.2 Положения о комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» (приложение № 2 к постановлению главы администрации города Саратова от 27.11.2008 года № 1417) комитет по архитектуре и градостроительству осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности комиссии. Кроме того, председателем комиссии является председатель комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов». Все поступившие в ходе проведения публичных слушаний, проводившихся 6, 9, 11, 13 ноября 2009 года по проекту изменений в Правила предложения отражены в заключениях о результатах публичных слушаний, опубликованных в газете «Саратовская панорама» от 10.12.2009 года № 117 (508).

В соответствии с Правилами спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-2 - зоне среднеэтажной многоквартирной жилой застройки.

Согласно градостроительному регламенту, установленному для данной территориальной зоны, вид разрешенного использования земельного участка «отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи» (код вида использования 1.15 таблица 5.1.Правил) является условно разрешенным.

Уведомлением администрации муниципального образования «город Саратов» Пегову А.П. отказано в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу …., в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

Рассматривая вопрос о соответствии карты градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 с внесенными изменениями решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010 года № 50-595, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером … площадью …квадратных метров, расположенного по адресу: …, к зоне Ж-2 - зона среднеэтажной многоквартирной застройки, статье 40 Конституции Российской Федерации, статьям 209, 210, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пункту 27 Требований к составлению карты (плана) объекта строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 года № 621, суд первой инстанции пришёл к выводам, что: 1. Органами местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов» была обеспечена возможность обсуждения изменений в Правила всем заинтересованным лицам. Любой гражданин вправе был представить свои предложения в проект изменений в Правила, в том числе, заявитель. Однако Пегов А.Г. не воспользовался этим правом. С момента опубликования проекта решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» он имел возможность представить свои предложения по проекту изменений в Правила в комиссию по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», в том числе, изложенные им в заявлении. 2. Установление территориальной зоны Ж-2 и соответствующего регламента для неё, согласно которому индивидуальное жилищное строительство является условно разрешённым видом использования, не препятствует осуществлению собственником его прав по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, тем более не лишает его такого имущества. 3. Поддержание своего жилища в пригодном состоянии возможно путём капитального ремонта, для чего не требуется прохождение процедуры публичных слушаний подготовки градостроительного плана земельного участка, с также выдачи разрешения на строительство и реконструкцию. 4. Поскольку заявитель желает возвести новый объект капитального строительства, то осуществление данных мероприятий возможно только при соблюдении градостроительного регламента. 5. Правила землепользования и застройки допускают нахождение в пределах территориальной зоны Ж-2 объекта индивидуального жилищного строительства, вместе с тем, при его изменении путём увеличения необходимо соблюдение действующего законодательства. 6. Необходимость проведения публичных слушаний не является нарушением прав заявителя, поскольку данная процедура предусмотрена статьёй 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 7. Карта градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки, исходя из определения, не является объектом землеустройства. Следовательно, требования в отношении объекта землеустройства не могут распространяться на объект, таковым не являющимся. 8. Соответствующие условия использования земельных участков устанавливаются в зависимости от нахождения их в той или иной территориальной зоне, а не исходя из статуса правообладателя таких участков. 9. Оспариваемая часть Правил не противоречит и статьям 209, 210, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку Правила не регулируют вопросы гражданского законодательства. 10. Решение Саратовской городской Думы № 27-280 от 29 апреля 2008 года «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» и решение Саратовской городской Думы № 50-595 от 27 апреля 2010 года «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» принято в пределах компетенции, его положения не противоречат действующему законодательству.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ. Оснований к переоценке не имеется.

Само по себе несогласие авторов жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.

Довод заявителя о нарушении его прав возможным отказом в получении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного при проведении публичных слушаний не может быть принят во внимание, поскольку в силу части 1 статьи 3 ГПК РФ суд осуществляет защиту нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Доказательства указанного отказа суду не представлены.

С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 03.08.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пегова А.П. - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи: