Судья Красуцкая Н.Б. дело № 33- 6345
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.
судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.
при секретаре Гукасяне А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 марта 2011 года дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования поселок Томилино Люберецкого района Московской области, кассационному представлению Люберецкого городского прокурора на решение Люберецкого городского суда Московской области от 13 декабря 2010 года по заявлению Люберецкого городского прокурора о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования поселок Томилино Люберецкого района Московской области от 29.11.2005 года №19/6 «О порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде поселка Томилино».
Заслушав доклад судьи Хлопушиной Н.П., заключение прокурора Тришиной В.В.
установила:
Люберецкий городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования поселок Томилино Люберецкого района Московской области от 29.11.2005 года №19/6 «О порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде поселка Томилино»в части пунктов 1.2, 3.2 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде п. Томилино (Приложение № 1) ( далее Положение), в части пунктов 2, 3, 4, 7 Перечня органов местного самоуправления, унитарных предприятий и муниципальный организаций п. Томилино, работникам, которых могут быть предоставлены служебные жилые помещения в муниципальном жилом фонде п. Томилино (приложение № 2) (далее Перечень ).
Прокурор просит признать недействующим с 25.06.2010 оспариваемое в части решение, поскольку пункт 3.2 Положения вопреки требованиям действующего законодательства, устанавливает дополнительное основание предоставления муниципального жилья по договору социального найма. Совет депутатов п. Томилино превысил полномочия органов местного самоуправления в сфере правового регулирования жилищных отношений, установив для владельцев служебных жилых помещений - иной, чем предусмотрен ЖК РФ порядок предоставления муниципального жилья по договору социального найма.
Прокурором оспаривается п. 1.2 Положения, поскольку по смыслу ст. 93, ч. 3 ст. 104 ЖК РФ в перечень лиц, которым жилые помещения муниципального жилищного фонда могут быть предоставлены в качестве служебного жилья, не предусматривают возможность включения органами местного самоуправления п. Томилино в этот перечень работников муниципальных предприятий, за исключением директора муниципального предприятия, находящегося в трудовых отношениях с главой муниципального образования, из муниципального жилищного фонда г.п. Томилино жилые помещения не могут предоставляться сотрудникам учреждений образования и здравоохранения Люберецкого муниципального района, даже находящимся на территории п. Томилино, поскольку обеспечение этих учреждений не относится к вопросам местного значения п. Томилино и не направлено на обеспечение деятельности муниципальных учреждений п. Томилино. Иное приводило бы к нарушению вышеперечисленных норм Федерального закона № 131-Ф3.Возможность предоставления служебного жилья сотрудникам унитарных предприятий ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрена. Сотрудники Томилинского ГОМ УВД по Люберецкому муниципальному району являются работниками федерального органа исполнительной власти (подразделение МВД), поэтому подлежат обеспечению служебным жильём из фонда служебного жилья МВД, а не из муниципального служебного фонда.
Представитель Совета депутатов п. Томилино и администрации п. Томилино в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 13 декабря 2010 года заявление удовлетворить частично.
Признано недействующим с 25.06.2010 года решение Совета депутатов п. Томилино Люберецкого района Московской области от 29.11.2005 года № 19\6 «О порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде п. Томилино» в части пункта 3.2 2 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде п. Томилино.
В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
В кассационном представлении прокурор просит отменить решение в части отказа в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Совет депутатов муниципального образования поселок Томилино Люберецкого района Московской области просит отменить решение в части удовлетворения заявления прокурора.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационного представления, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и публикованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих слагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному ивовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой и недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как усматривается из материалов дела, 29.11.2005 года Советом депутатов муниципального образования поселок Томилино Люберецкого района Московской области принято решение № 19/6 «О порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде п. Томилино», которым утверждено Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде п. Томилино (Приложение № 1) и Перечень органов местного самоуправления, унитарных предприятий и муниципальный организаций п. Томилино, работникам, которых могут быть предоставлены служебные жилые помещения в муниципальном жилом фонде п. Томилино (приложение № 2).
Решением Совета депутатов муниципального образования поселок Томилино Люберецкого района Московской области от 25.06.2010 года N 7/5 внесены изменения и дополнения в Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде п. Томилино и в Перечень органов местного самоуправления, унитарных предприятий и муниципальный организаций п. Томилино, работникам которых могут быть предоставлены служебные жилые помещения в муниципальном жилом фонде п. Томилино.
Решением Совета депутатов муниципального образования поселок Томилино Люберецкого района Московской области от 08.09.2010 года 12/5 абз. 1 п. 3.2 Положения изложен в новой редакции.
Изменения, внесенные в решение Совета депутатов от 29.11.2005 года № 19\6, решениями от 25.06.2010 года № 7 и от 08.09.2010 года № 12 опубликованы в газете «Томилинская Новь» от 14.07.2010 года № 32 (271) и от 04.10.2010 года № 56 (295) соответственно.
В силу п. 3.2. Положения не подлежат выселению, в случае окончания срока действия договора найма служебного жилого помещения граждане, замещающие муниципальные должности в муниципальном образовании п. Томилино не менее 5 лет, а так же категории граждан, перечисленные в Перечне органов местного самоуправления, унитарных предприятий и муниципальных организаций п. Томилино, работникам которых могут быть предоставлены служебные жилые помещения в муниципальном жилом фонде п. Томилино (Приложение 2), при наличии на момент окончания срока действия договора найма служебного жилого помещения действующего трудового договора (контракта, соглашения) между гражданином-работником и работодателем, согласованного с администрацией поселка Томилино.
С такими гражданами, после издания распоряжения администрации п. Томилино об исключении занимаемого нанимателем жилого помещения из специализированного жилищного фонда заключается договор социального найма занимаемого им жилого помещения.
С момента заключения договора социального найма к отношениям по пользованию данным жилым помещением применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Выселение гражданина из служебного жилого помещения в силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ возможно в случаях расторжения, прекращения договоров найма специализированных жилых помещений и по основания, предусмотренным ч. 2 ст. 102ЖКРФ.
Из смысла абз. 1 п. 3.2 Положения следует, что не является основанием для выселения гражданина из служебного жилого помещения окончание срока действия договора найма такого помещения при условии действующего трудового договора между гражданином и работодателем.
Выселение гражданина из служебного жилого помещения в силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ возможно в случаях расторжения, прекращения договоров найма специализированных жилых помещений и по основания, предусмотренным ч. 2 ст. 102 ЖК РФ.
Таким образом, абз. 1 п. 3.2 Положения противоречит ч. 1 ст. ст. 103 ЖК РФ, имеющей большую юридическую силу, в связи с чем, правильно признан судом подлежащим признанию недействующим.
Основания и порядок предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма, регулируются положениями гл. 7 ЖК РФ. На основании договора социального найма жилые помещения предоставляются гражданам, признанными нуждающимися в социальном жилье, в порядке очерёдности, исходя из времени принятия на учёт.
Из смысла абз. 2, 3 п. 3.2 (с учетом абз. 1 п. 3.2) Положения усматривается, что в случае истечения срока договора найма служебного жилого помещения, но при наличии действующего трудового договора, администрацией п. Томилино служебное жилое помещение, предоставленное гражданину по договору найма служебного жилого помещения, исключался из специализированного жилищного фонда. Затем с гражданином, которому предоставлялось служебное жилое помещение по соответствующему договору, заключается договор социального найма жилого помещения. С момента заключения договора социального найма жилого помещения к отношениям по пользованию жилым помещением применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Следовательно, без установления оснований (нуждаемости в жилом помещении) для предоставления жилого помещения по договору социального найма, без соблюдения порядка предоставления жилого помещения по договору социального найма, гражданин, занимавший жилое помещение по договору найма служебного жилого помещения, обеспечивается в силу абз. 2,3 Положения социальным жильем. Положением определяется категория граждан, не предусмотренная ЖК РФ, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, по основаниям, так же непредусмотренным ЖК РФ.
Таким образом, утверждая Положение в части абз. 2,3 п. 3.2 Совет депутатов п. Томилино превысил полномочия органа местного самоуправления в сфере правового регулирования жилищных отношений, установив дополнительную категорию граждан, которым предоставляется социальное жилье.
При таких обстоятельствах решение Совета депутатов п. Томилино от 29.11.2005 года № 19\6 «О порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде п. Томилино» (в редакции от 25.06.2010 года и от 08.09.2010 года) правильно признано недействующим в части п. 3.2 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде п. Томилино со дня его принятия.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы администрации муниципального образования поселок Томилино Люберецкого района Московской области не состоятельные и направлены на иную оценку доказательств по делу.
Пунктом 1.2. Положения установлено, что служебные жилые помещения предназначаются для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, в связи с прохождением службы, в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления.
Согласно пунктам 2,3,4,7 Перечня такие помещения предоставляются работникам МУП «Производственно-технический трест ЖКХ п. Томилино», муниципальных учреждений сферы образования п. Томилино, муниципальных учреждений сферы здравоохранения п. Томилино, сотрудникам Томилинского ГОМ на период прохождения службы в отделе.
Проанализировав действующее законодательство, сопоставив его с нормой, закрепленной в п. 1.2 Положения и Перечнем, суд пришел к выводу, что п. 1.2 Положения и указанные пункты Перечня не противоречат действующему законодательству, приняты в пределах полномочий Совета депутатов п. Томилино, в связи с чем, доводы заявителя в данной части представляются надуманными.
Однако с выводами суда в этой части нельзя согласиться.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора о признании недействующими пункта 1.2 Положения, а также пунктов 2, 3, 4, 7 Перечня, суд допустил нарушение и неправильное применение норм материального права и норм процессуального права, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в кассационном порядке.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны, в том числе, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм процессуального права судом отказ в удовлетворении требований прокурора о признании недействующими пункта 1.2 Положения, а также пунктов 2, 3, 4, 7 Перечня немотивирован и необоснован.
В решении о данном требовании прокурора приведены лишь отдельные нормы жилищного законодательства и законодательства о местном самоуправлении в форме их перечисления без какого-либо анализа применительно к требованиям прокурора и тем доводам, которые указаны в заявлении прокурора, поддержаны в ходе судебного заседания, и на основании этого, сделан вывод о том, что доводы прокурора представляются надуманными.
Прокурором оспаривается норма п. 1.2 Положения, поскольку она предусматривает возможность предоставления служебных жилых помещений гражданам в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, в связи с прохождением службы, в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления без указания на то, что все эти структуры, органы и институты должны быть структурами именно г.п. Томилино, а не других муниципальных образований, а также пункты 2, 3, 4, 7, включающие работников муниципального унитарного предприятия «Производственно-технический трест жилищно-коммунального хозяйства посёлка Томилино», муниципальных учреждений сферы образования посёлка Томилино, муниципальных учреждений сферы здравоохранения посёлка Томилино, сотрудников Томилинского ГОМ на период прохождения службы в отделе, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения.
По смыслу ст. 93, ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ в перечень лиц, которым жилые помещения муниципального жилищного фонда п. Томилино могут быть предоставлены в качестве служебного жилья, подлежат включению только лица, находящиеся в трудовых отношениях с органами местного самоуправления п. Томилино, муниципальными учреждениями п. Томилино, лица, проходящие муниципальную службу в органах местного самоуправления п. Томилино (поскольку прохождения иного вида службы в органах муниципальной власти и иных муниципальных структурах действующее законодательство не предусматривает), а также лица, избранные на выборные должности в органы местного самоуправления п. Томилино.
Нормы ЖК РФ не предусматривают возможность включения органами местного самоуправления п. Томилино в этот перечень работников муниципальных предприятий (работников МУП ПТТ ЖКХ), за исключением директора муниципального предприятия, находящегося в трудовых отношениях с главой муниципального образования (статья 93 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления служебного жилья только работникам государственных унитарных предприятий, а не муниципальных), работников муниципальных учреждений других муниципальных образований (работники муниципальных учреждений здравоохранения и образования, расположенных в г.п. Томилино, являются работниками муниципальных учреждений другого муниципального образования - Люберецкого муниципального района - и подлежат обеспечению служебным жильём органами местного самоуправления именно этого муниципального образования), работников государственных органов, государственных предприятий и учреждений, а также лиц, избранных на выборные должности в иные государственные и муниципальные органы.
Кроме того, при вынесении решения суд не учёл, не проанализировал нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", имеющие значение для правильного разрешения дела, не дал им оценку, не указал доводы, по которым он их отверг в качестве обоснования правомерности требований прокурора.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Таким образом, имущество, находящееся в собственности муниципального образования, имеет строгое целевое назначение при его использовании, и, оно может использоваться только для решения вопросов местного значения и для осуществления переданных полномочий. Для решения вопросов местного значения иных муниципальных образований либо полномочий государственных органов оно использоваться не может в отсутствие соответствующих соглашений, возможность заключения которых предусмотрена законом, либо делегации полномочий. Также имущество конкретного муниципального образования может направляться на обеспечение деятельности только своих муниципальных предприятий и учреждений, то есть созданных именно этим муниципальным образованием для содействия в осуществлении вопросов местного значения именно этого муниципального образования, а не на обеспечение деятельности учреждений и предприятий иных муниципальных образований, даже находящихся на этой территории.
В связи с чем, из муниципального жилищного фонда п. Томилино жилые помещения не могут предоставляться сотрудникам учреждений образования и здравоохранения Люберецкого муниципального района, даже находящихся на территории п. Томилино, поскольку создание учреждений такого профиля не вытекает из вопросов местного значения п. Томилино и не направлено на обеспечение деятельности муниципальных учреждений п. Томилино.
Возможность предоставления служебного жилья сотрудникам муниципальных унитарных предприятий ст. 93 ЖК РФ не предусмотрена(указаны только государственные унитарные предприятия), тогда как согласно п. 1.2 Положения и п. 2 Приложения они могут обеспечиваться служебным жильём.
Работники МУП «ПТТ ЖКХ п. Томилино» не подлежат обеспечению служебным жильём из муниципального фонда, так как они находятся в трудовых отношениях не с органом местного самоуправления, а с директором предприятия (только директор МУП может рассчитывать на служебное жильё согласно действующему законодательству, так как трудовой договор с ним заключает глава поселения).
Государственные унитарные предприятия органами местного самоуправления г.п. Томилино не могут создаваться.
Сотрудники Томилинского ГОМ УВД по Люберецкому муниципальному району являются работниками федерального органа исполнительной власти (подразделение МВД), поэтому подлежат обеспечению служебным жильём из фонда служебного жилья МВД, а не из муниципального служебного фонда.
С учётом изложенных обстоятельств, у суда не было оснований для отказа в удовлетворении заявления прокурора по указанным требованиям, а поэтому решение в этой части нельзя признать законным и оно подлежит в силу абз.4 ст. 361 ГПК РФ отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств.
Руководствуясь абз.2, 4 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 13 декабря 2010 года в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими пункта 1.2 Положения, пунктов 2, 3, 4, 7 Перечня отменить, принять новое решение, которым признать недействующими с 25.06.2010 пункт 1.2 Положения, утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования поселок Томилино Люберецкого района Московской области от 29.11.2005 № 19/6 «О порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде п. Томилино» (в редакции решений Совета депутатов г.п. Томилино от 25.06.2010 № 7/5 и от 08.09.2010 № 12/5), а также пункты 2, 3, 4, 7 Перечня органов местного самоуправления, унитарных предприятий и муниципальных организаций посёлка Томилино, работникам которых могут быть предоставлены служебные жилые помещения в муниципальном жилом фонде посёлка Томилино, являющегося приложением № 2 к решению Совета депутатов г.п. Томилино от 29.11.2005 № 19/6.
В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи