Свердловский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Свердловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Минеев А.Н. Дело № 33-6377/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Чумак Г.Н.,
ФИО1
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Свердловской Областной прокуратуры Истоминой И.В.
при секретаре Бабаевой Н.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании 12.05.2011 гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Новоуральска в интересах инвалида ... ФИО2 к администрации Новоуральского городского округа о возложении обязанности по подготовке технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также по обеспечению инженерной инфраструктурой в соответствии с техническими условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения по кассационной жалобе администрации Новоуральского городского округа на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 23.03.2011.
Заслушав доклад судьи Чумак Г.Н., объяснения представителя ответчика – администрации Новоуральского городского округа Банных М.В., действующей по доверенности и поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор ЗАТО г. Новоуральска, действуя в интересах инвалида ... ФИО2, обратился в суд с иском к администрации Новоуральского городского округа о возложении обязанности по подготовке технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также по обеспечению инженерной инфраструктурой в соответствии с техническими условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В обоснование заявленных требований указал, что на основании постановления администрации Новоуральского городского округа от 24.03.2009 года ... и заключенного на его основании договора аренды земельного участка от 30.03.2009 ... ФИО2 был предоставлен земельный участок площадью 1056 кв. м с кадастровым номером ... в аренду для строительства индивидуального жилого дома сроком на 10 лет. Обязанность администрации Новоуральского городского округа по предоставлению указанного земельного участка была установлена вступившим в законную силу решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 17.11.2008. В связи с этим, по мнению прокурора, на администрации Новоуральского городского округа в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п.п. 4 и 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 ... лежит обязанность по подготовке проектной документации в отношении предоставленного ФИО2 земельного участка в части определения технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также по обеспечению инженерной инфраструктурой предоставленного на праве аренды ФИО2 земельного участка в соответствии с техническими условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, указанных в проектной документации. Просил обязать администрацию Новоуральского городского округа подготовить проектную документацию в отношении спорного земельного участка в части определения технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и в срок не позднее 01.03.2012 обеспечить инженерной инфраструктурой данный земельный участок в соответствии с названными техническими условиями, указанными в проектной документации.
В судебном заседании прокурор Белякова И.П. поддержала исковые требования в полном объеме.
Истец ФИО2 поддержал исковые требования, пояснив, что администрация Новоуральского городского округа нарушает действующее законодательство и ущемляет его права как инвалида, отказывая в подключении предоставленного ему земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения, мотивирую данный отказ отсутствием в бюджете муниципального образования необходимых денежных средств. Считал, что администрация Новоуральского городского округа обязана подготовить соответствующие технические условия и обеспечить предоставленный ему земельный участок необходимой инженерной инфраструктурой.
Представитель ответчика ФИО3, действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что администрацией Новоуральского городского округа действительно было принято решение о предоставлении на правах аренды четырех земельных участков в МКР-13 ..., данные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет, а затем было установлено, что к указанным земельным участкам, среди которых имеется и впоследствии предоставленный на основании решения суда земельный участок ФИО2, отсутствуют технические возможности подведения сетей инженерно-технической инфраструктуры, о чем в газете ... 02.04.2008 было опубликовано соответствующее извещение. Считала, что подключение к сетям инженерно-технического обеспечения возможно лишь при наличии возможности такого подключения, а при отсутствии такой возможности эксплуатирующая организация вправе отказать в выдаче технических условий. Учитывая изложенное, полагала, что ФИО2 должен подождать, пока построят необходимую трансформаторную подстанцию, проведут водопроводные и другие сети, и только тогда возможно подключение объектов капитального строительства на спорном земельном участке, которых, помимо прочего, в настоящее время на данном земельном участке не имеется, в связи с чем подключить их к сетям инженерно-технической инфраструктуры было бы невозможно. Кроме того, считала, что поскольку земельный участок был предоставлен ФИО2 на основании судебного решения, то у администрации Новоуральского городского округа не возникло обязанности по проведению работ по определению технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технической инфраструктуры.
Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора ЗАТО г. Новоуральска, действующего в интересах ФИО2 удовлетворены. На администрацию Новоуральского городского округа возложена обязанность подготовить технические условия подключения объекта капитального строительства, находящегося на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном в МКР-13, ..., арендатором которого является ФИО2, к сетям инженерно-технического обеспечения, а также обеспечить инженерной инфраструктурой объект капитального строительства, находящийся на данном земельном участке.
Не согласившись с таким решением представитель ответчика – администрации Новоуральского городского округа ФИО3, действующая по доверенности, в кассационной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. Считает, что суд не принял во внимание отсутствие доказательств существования на земельном участке истца объекта капитального строительства, что делает исполнение судебного постановления не возможным. Полагает, что по этой же причине не могут быть применены и Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, поскольку они подлежат применению только к строящимся, реконструируемым или построенным, но не подключенным объектам, чего в рассматриваемом случае не имеет места быть. Кроме того, считает, что суд необоснованно возложил на ответчика обязанность, которая в соответствии с законом к его полномочиям не отнесена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что во исполнение решения Новоуральского городского суда от 17.11.2008, вступившего в законную силу на основании определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10.02.2009, ФИО2 как инвалиду ... во внеочередном порядке согласно постановлению администрации Новоуральского городского округа от 28.03.2009 ... на праве аренды был предоставлен земельный участок площадью 1056 кв. м с кадастровым номером ... для строительства индивидуального жилого дома в МКР-13 .... 30.03.2009 между ФИО2 и администрацией Новоуральского городского округа заключен договора аренды указанного земельного участка ... сроком на 10 лет. После получения спорного земельного участка ФИО2 обращался в администрацию Новоуральского городского округа с требованием о проведении электросетей к предоставленному ему земельному участку и строительстве инженерной инфраструктуры. Однако в удовлетворении данных требований истцу было отказано по причине отсутствия проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы выполнения строительных работ (строительство новой трансформаторной подстанции, магистральных инженерных коммуникаций, внутриплощадочных проездов), а также по причине отсутствия в бюджете муниципального образования необходимых средств для финансирования указанных проектных и строительных работ, с чем прокурор ЗАТО г. Новоуральска, действуя в интересах ФИО2, не согласился, обратившись в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. п. 4 и 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, на администрации Новоуральского городского округа до передачи спорного земельного участка ФИО2 лежала обязанность по подготовке технических условий подключения объекта капитального строительства, находящегося на земельном участке, арендатором которого является ФИО2, к сетям инженерно-технического обеспечения и обеспечению данного земельного участка инженерной инфраструктурой в соответствии с указанными техническими условиями.
Однако судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Статья 17 данного Федерального закона устанавливает полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе и полномочия по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Из анализа приведенных положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, как таковое, не осуществляются непосредственно органами местного самоуправления, а только организовываются ими. Так, к организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.
По общему правилу в соответствии со ст. ст. 539 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по снабжению потребителей через присоединенную сеть электро- и теплоэнергией, а также газом, водой и другими товарами применяются положения о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Таким образом, как следует из вышеприведенных норм материального права, обязанность по предоставлению энергии через присоединительную сеть возложена на энергоснабжающую организацию, а не на органы местного самоуправления.
Учитывая изложенное, обязанность по предоставлению технических условий, предусматривающих максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информации о плате за подключение, согласно ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возложена на организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, коими органы местного самоуправления, в силу закона, не являются.
Именно организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в соответствии с ч. 8 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
Органы же местного самоуправления, на основании ч. 9 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязаны только предоставить заинтересованным лицам не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям, которые они, согласно ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании запроса истребуют у организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерно-технического обеспечения.
При таких обстоятельствах законом не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по подготовке технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, на что указывали прокурор ЗАТО г. Новоуральска и
ФИО2 в своем исковом заявлении, поскольку данная обязанность возложена на вышеуказанные организации.
Ссылка же истца на п. 4 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, предусматривающий обязанность органа местного самоуправления подготовить технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, не является правомерной, поскольку данные Правила, согласно п. 1 регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что на спорном земельном участке, предоставленном ФИО2 на праве аренды, имеется какой-либо строящийся, реконструируемый или построенный, но не подключенный объект капитального строительства, коим в силу п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Более того, как следует из п. 4 вышеназванных Правил орган местного самоуправления подготавливает технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, именно при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства. Однако, материалы дела не содержат сведений об обращении ФИО2 за подготовкой градостроительного плана принадлежащего ему на праве аренды земельного участка в порядке ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, в силу абз.4 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку установления юридически значимых обстоятельств по делу и их доказывания для правильного разрешения не требуется (они установлены на основании имеющихся в материалах дела), руководствуясь требования ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции при наличии вышеуказанных обстоятельств не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурору ЗАТО г. Новоуральска в интересах инвалида ... ФИО2 к администрации Новоуральского городского округа о возложении обязанности по подготовке технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также по обеспечению инженерной инфраструктурой в соответствии с техническими условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 23.03.2011 отменить, кассационную жалобу администрации Новоуральского городского округа – удовлетворить.
Вынести новое решение которым:
В удовлетворении исковых требований прокурору ЗАТО г. Новоуральска в интересах инвалида ... ФИО2 к администрации Новоуральского городского округа о возложении обязанности по подготовке технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также по обеспечению инженерной инфраструктурой в соответствии с техническими условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения отказать.
Председательствующий:
Судьи: