Свердловский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Свердловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Загидулина О.А. Дело № 33-6385/2011
Определение
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Суханкина А.Н., судей Орловой А.И., Тушнолобовой Л.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 12 мая 2011 года гражданское дело по иску прокурора г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Торг-Сервис» о признании незаконной деятельности по розничной продаже алкогольных напитков с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, прекращении этой деятельности
по кассационному представлению прокурора г. Полевского ... на решение Полевского городского суда Свердловской области от 28 марта 2011 года.
Заслушав доклад судьи Орловой А.И., объяснения прокурора Дубовских Т.В., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Торг-Сервис» о признании незаконной деятельности по розничной продаже алкогольных напитков с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, прекращении незаконной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в магазине ...
В обоснование иска указал, что ООО «Торг-Сервис» осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами в магазине ... В соответствии с лицензий ... от 18 января 2010 года, выданной Министерством торговли, питания и услуг Свердловской области, ответчик реализует алкогольную продукцию на указанном торговом объекте. Действия ответчика противоречат ч. 3 ст. 16 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», поскольку торговля осуществляется в непосредственной близости от образовательного учреждения- ГОУ СО ..., на расстоянии 26 метров до границы с земельным участком, занятым этим учреждением.
В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы искового заявления.
Представители ООО «Торг-Сервис» иск не признал. Гавтадзе В.Р. пояснил, что в 2001 году ... он открыл магазин ..., получил лицензию на право продажи алкоголя. Затем в 2006 года в связи с изменением законодательства было создано ООО «Торг-Сервис», которое получило в установленном порядке лицензию на право продажи алкоголя в магазине ... Действие лицензии было продлено на три года. До настоящего время претензий со стороны контролирующих органов к нему по поводу продажи алкоголя в магазине не было, в том числе и в связи с расположением его недалеко от детского дома. Представитель ответчика Пелевин В.А.указал, что детский дом является местом постоянного проживания детей, оставшихся без попечения родителей, и не является местом массового пребывания людей.
Представитель третьего лица Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором указал, что в соответствии с Порядком лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 21 декабря 2005 года № 1101-ПП, ООО «Торг-Сервис» выдана лицензия на право осуществления торговли алкогольными напитками крепостью более 15%. Местоположение объекта торговли было согласовано с Администрацией Полевского городского округа. Детские и образовательные организации, действующие на территории ..., не отнесены к объектам массового скопления людей.
Решением Полевского городского суда Свердловской области от 28 марта 2011 года в удовлетворении иска прокурора г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Торг-Сервис» о признании незаконной деятельности по розничной продаже алкогольных напитков с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции и о прекращении этой деятельности отказано.
В кассационном представлении прокурор г. Полевского ... просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст.16 Федерального закона от 22 ноября 1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Аналогичные требования к продаже алкогольной продукции закреплены и в п. 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», согласно которому не допускается розничная продажа алкогольной продукции: с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения), на прилегающих к ним территориях, определяемых органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции
Согласно п. 32 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 21 декабря 2005 года № 1101-ПП, прилегающая территория к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности определяется по пешеходной зоне от входа в предприятия розничной торговли или предприятия общественного питания до границ земельного участка, предоставленного под места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности. При определении размера прилегающих территорий устанавливать расстояние не менее 100 метров от входа в организации розничной торговли или организации общественного питания до границ земельного участка, предоставленного под места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности.
Постановлением Главы Полевского городского округа от 24 марта 2006г. № 349 «Об установлении размеров прилегающих территорий при розничной продаже алкогольной продукции на территории Полевского городского округа» определен размер прилегающей территории к объектам розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, расположенных в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности - не менее 100 метров.
Пунктом 33 названного выше Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 21 декабря 2005 года предусмотрено, что при определении прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности следует руководствоваться: строительными нормами и правилами; архитектурно-градостроительной документацией; противопожарными нормами и правилами; требованиями содержания и обеспечения чистоты и благоустройства территорий поселений в Свердловской области.
Постановлением Совета Министров СССР от 5 января 1984 года № 25 «Об общеобразовательных школах-интернатах, детских домах и других интернатных учреждениях» детские дома и общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к интернатным учреждениям.
В соответствии с разделом 5 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденным приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 171, детский дом относится к объектам, предназначенным для постоянного проживания и временного пребывания людей (класс Ф1) - детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений (Ф 1.1).
Аналогичные положения об отнесении детских домов (спальные корпуса детских учреждений) содержатся и в строительных нормах и правилах «СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность здания и сооружений», приняты постановлением Минстроя Российской Федерации о т13 февраля 1997г. № 18-7.
Статьей 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений отнесены к местах постоянного проживания и временного пребывания (Ф1.1).
Пунктом 128 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313, детские дома также отнесены к зданиям, предназначенным для проживания людей.
К объектам массового пребывания людей пунктом 48 этих Правил отнесены объекты с одновременным пребыванием 50 и более человек - зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы).
Понятие помещений с массовым пребыванием людей содержится также в своде правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», согласно пункту 3.71 которого помещение с массовым пребыванием людей - это залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50м2 и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2.
На основе анализа вышеприведенных норм права, суд правильно исходил из того, что законодатель прямо не определил понятие мест массового скопления граждан, критериев, по которым места общественного пользования могут быть отнесены к местам массового скопления граждан, а также не ограничил перечень мест, относимых к местам массового скопления граждан, и поскольку детский дом в силу приведенных норм права предназначен для постоянного проживания людей, а также с учетом численности воспитанников в данном конкретном детском доме (40 человек), суд сделал правильный вывод о том, что здание детского дома не отнесено к объектам массового пребывания людей, в связи с чем осуществляемая ответчиком деятельность по розничной продаже алкогольных напитков с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на расстоянии менее 100 м от земельного участка, используемого детским домом, не противоречит закону.
Доводы кассационного представления о том, что ГОУ СО ... является объектом с массовым пребыванием людей, направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Кроме того, по существу истцом заявлены требования о прекращении деятельности ООО «Торг-Сервис» по розничной продаже алкогольных напитков, осуществляемой ответчиком на основании лицензии, выданной в соответствии с действующим законодательством, что само по себе свидетельствует о законности этой деятельности, при этом правовые основания для прекращения осуществления этой деятельности не приведены (ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации), что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы кассационного представления не являются основанием для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Полевского городского суда Свердловской области от 28 марта 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: