ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-639/2013 от 20.02.2013 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Лысенин Н.П. Дело № 33-639/2013

Судья Шопина Е.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 февраля 2013 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Лысенина Н.П.,

судей Александровой А.В. и Димитриевой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Кузьминой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 и дополнительную апелляционную жалобу его представителя ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 декабря 2012 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконным решения комиссии об отказе в установлении ежемесячной доплаты к пенсии, признании права на доплату к пенсии, возложении обязанности определить размер ежемесячной доплаты, установить и назначить ежемесячную доплату к пенсии,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 с учетом последующего уточнения обратился в суд с иском к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее – Минздравсоцразвития ЧР) о признании незаконным и отмене решения Комиссии Кабинета Министров Чувашской Республики по установлению ежемесячной доплаты к пенсии от /../ августа 2011 года об отказе в установлении ежемесячной доплаты к пенсии; обязании Кабинета Министров Чувашской Республики в лице Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии установить ему ежемесячную доплату к пенсии с /../ августа 2011 года; обязании Минздравсоцразвития ЧР в 10-дневный срок со дня получения документов из Кабинета Министров Чувашской Республики определить размер ежемесячной доплаты к пенсии истцу с /../ августа 2011 года; признании за ним права на доплату к пенсии и обязании назначить доплату с /../ августа 2011 года.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 является получателем трудовой пенсии по старости с /../ августа 2011 года, при этом в период с /../ июня 1996 года по /../ июля 1998 года он исполнял обязанности депутата Государственного Совета Чувашской Республики на профессиональной постоянной основе и освобожден от должности в связи с прекращением полномочий Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва, о чем имеются соответствующие записи в его трудовой книжке. Замещаемая истцом государственная должность Чувашской Республики предусмотрена Сводным перечнем государственных должностей Чувашской Республики, утвержденным Указом Президента Чувашской Республики от 28 мая 1996 года № 56, срок замещения указанной должности составил более 2 лет, в связи с чем он имеет право на получение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 1999 года № 287 «О социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Чувашской Республики и должности в органах государственной власти и управления Чувашской АССР, Чувашской ССР, Чувашской Республики». В силу названного постановления доплата должна была быть ему назначена со дня установления пенсии. /../ августа 2011 года истец обратился в уполномоченную Комиссию и ФИО3 с заявлением о назначении доплаты с приложением всех необходимых документов, однако доплата ему назначена не была, что истец считает незаконным, нарушающим его права.

Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 декабря 2012 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано по тем основаниям, что правом на надбавку в соответствии с п.2 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Чувашской Республики и должности в органах государственной власти и управления Чувашской АССР, Чувашской ССР и Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 1999 года № 287, обладают лица, замещавшие не менее одного года государственные должности Чувашской Республики, предусмотренные Сводным перечнем государственных должностей Чувашской Республики, а на момент осуществления истцом полномочий депутата Государственного Совета Чувашской Республики на профессиональной постоянной основе занимаемая им должность в указанный Сводный перечень включена не была, последующее включение указанной должности в Сводный перечень не влечет возникновения у истца права на установление ежемесячной доплаты к пенсии.

На указанное решение истцом ФИО1 и его представителем ФИО2 поданы апелляционные жалобы о его отмене и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе указывается на несогласие с выводами суда о том, что действующие в настоящее время законодательные акты не распространяются на правоотношения, возникшие ранее. Поскольку спорные отношения возникли в августе 2011 года в связи с выходом ФИО1 на пенсию по старости, суд необоснованно применил нормативные акты Чувашской Республики, утратившие силу. При этом суд не применил законодательство, в том числе, российское, подлежащее применению, в частности, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, Закон Чувашской Республики «О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики», Указ Президента Чувашской Республики «О сводном перечне государственных должностей Чувашской Республики и Реестр должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики» от 01 сентября 2006 года № 73. Кроме того, суд не учел, что при разрешении заявления истца о назначении доплаты к пенсии ответчики исходили из того, что истец работал в Государственном Совете Чувашской Республики по трудовому контракту от /../ февраля 2001 года, а работа в качестве депутата ими не рассматривалась, что следует из содержания письма Минздравсоцразвития ЧР от /../ августа 2011 года и пояснений представителя ответчика, однако суд не дал этим обстоятельствам никакой оценки.

В дополнительной апелляционной жалобе отмечено, что должность депутата Государственного Совета Чувашской Республики была предусмотрена действующей на момент работы истца в этой должности Конституцией Чувашской Республики от 31 мая 1978 года (в ред. 24 ноября 1993 года), Законом Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики» от 24 ноября 1993 года и др. Должность депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, предусматривалась и штатным расписанием Государственного Совета Чувашской Республики. Исполняя свои обязанности депутата, истец исполнял полномочия (функции) органа законодательной власти, как и председатели комитетов и в целом Государственный Совет Чувашской Республики, и игнорирование данного обстоятельства влечет явное нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом. В пользу доводов истца свидетельствует и то обстоятельство, что 27 мая 2010 года за № 152 внесено изменение в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 287 от 31 декабря 1999 года, где в Перечень должностей для установления ежемесячной доплаты к пенсии включены должности КПСС, тогда как лица, замещавшие эти должности, были уволены до включения самих должностей в Перечень, однако это предоставило им право на соответствующую доплату.

ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержали.

Представитель третьего лица Министерства финансов Чувашской Республики ФИО4 просила жалобу оставить без удовлетворения, представитель третьего лица Государственного Совета Чувашской Республики ФИО5 оставила рассмотрение жалобы на усмотрение суда.

Представители ответчиков Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и Кабинета Министров Чувашской Республики, надлежащим образом извещённых о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что ФИО1 был избран депутатом Государственного Совета Чувашской Республики /../ июня 1996 года от ... избирательного округа . В период с /../ июня 1996 года по /../ июля 1998 года он являлся депутатом, работающим на профессиональной постоянной основе, и был освобожден от должности в связи с прекращением полномочий Государственного Совета Чувашской Республики первого созыва согласно постановлению от /../ июля 1998 года.

С /../ августа 2011 года ФИО1 назначена пенсия по старости в связи с достижением пенсионного возраста.

/../ августа 2011 года истец обращался с заявлением в Комиссию по установлению ежемесячной доплаты к пенсии Кабинета Министров Чувашской Республики в связи с замещением должности депутата Государственного Совета Чувашской Республики на профессиональной постоянной основе. Решением Комиссии от /../ августа 2011 года истцу было отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии по мотиву несоответствия статуса истца категории лиц, указанных в п. 2 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Чувашской Республики, государственные должности государственной службы Чувашской Республики и должности в органах государственной власти и управления Чувашской АССР, Чувашской ССР, Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 1999 года № 287, что оформлено протоколом заседания Комиссии от 25 августа 2011 года № 8.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Комиссии является правильным и отказал в удовлетворении исковых требований по изложенным выше основаниям.

Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными.

30 декабря 1999 года было принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 287 «О социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Чувашской Республики и должности в органах государственной власти и управления Чувашской АССР, Чувашской ССР, Чувашской Республики», утвердившее Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Чувашской Республики, государственные должности государственной службы Чувашской Республики и должности в органах государственной власти и управления Чувашской АССР, Чувашской ССР, Чувашской Республики (далее – Положение).

Пунктом 2 Положения определен круг лиц, которым назначается ежемесячная доплата к пенсии. К таковым отнесены, в том числе: лица, замещавшие на постоянной основе не менее одного года государственные должности Чувашской Республики, предусмотренные Сводным перечнем государственных должностей Чувашской Республики, получавшим денежное вознаграждение (денежное содержание) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и освобожденным после 14 декабря 1996 года от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями.

Действующий в настоящее время Сводный перечень государственных должностей Чувашской Республики, утвержденный Указом Президента Чувашской Республики от 1 сентября 2006 года, содержит должность депутата Государственного Совета Чувашской Республики, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

В силу указанных нормативных актов, действовавших на момент возникновения у ФИО1 права на пенсию и соответствующие доплаты к ней, и действующих в настоящее время, ФИО1, осуществлявший деятельность депутата Государственного Совета Чувашской Республики на профессиональной постоянной основе свыше одного года, имеет право на надбавку к пенсии.

Тот факт, что указанная должность не была включена в Сводный перечень, действовавший на момент осуществления ФИО1 депутатской деятельности на постоянной профессиональной основе, не может являться основанием для признания ФИО1 не имеющим право на указанную доплату.

Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации субъект Российской Федерации вправе устанавливать социальные и иные гарантии деятельности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

26августа1994года был принят Закон Чувашской Республики N2 «О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики». В силу ст. 1 указанного Закона депутатом Государственного Совета Чувашской Республики является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственном Совете и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Чувашской Республики и настоящим законом. Статья 24 Закона предусматривала возможность депутатов работать в Государственном Совете Чувашской Республике на профессиональной постоянной основе с оплатой соответствующего труда.

Вопросы организации деятельности Государственного Совета Чувашской Республики в период осуществления ФИО1 полномочий депутата регламентировались Законом Чувашской Республики от 24 ноября 1993 года «О Государственном Совете Чувашской Республики». В силу ст. 3 указанного Закона, в редакции, действовавшей в указанный период, депутаты Государственного Совета Чувашской Республики, избранные по территориальным округам, работали на постоянной основе. Штатным расписанием Государственного Совета Чувашской Республики на 1996 год в перечне выборных должностей Государственного Совета были предусмотрены депутаты, работающие на профессиональной основе (л.д.37-40). Распоряжением Председателя Государственного Совета Чувашской Республики от 18 июля 1996 года ФИО1 был признан приступившим к осуществлению депутатской деятельности на профессиональной основе (л.д.42), за осуществление которой ему с июля 1996 года по июль 1998 года выплачивалась заработная плата (л.д.43).

В силу ст. 1 Закона Чувашской Республики от 14 декабря 1996 года № 19 «О государственной службе Чувашской Республики» государственная должность - должность в органах государственной власти Чувашской Республики, а также в иных государственных органах Чувашской Республики, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чувашской Республики, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики (далее - государственные органы), с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

К числу государственных должностей категории «А» были отнесены должности, устанавливаемые Конституцией Чувашской Республики для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Чувашской Республики, Председатель Государственного Совета Чувашской Республики, Вице-президент Чувашской Республики, Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики, депутаты, министры, судьи и другие).

Таким образом, указанным Законом депутаты, осуществляющие полномочия на профессиональной постоянной основе с установлением соответствующего денежного содержания, были отнесены к лицам, замещающим государственные должности. Перечень наименований государственных должностей категории "А" подлежал включению в Сводный перечень государственных должностей Чувашской Республики.

В дальнейшем законодатель также последовательно относил указанную должность к государственным должностям. Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года № 1381 был утвержден Перечень типовых должностей субъектов Российской Федерации, в который были включены депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указом Президента Чувашской Республики № 36 от 3 апреля 2000 года должность депутата Государственного Совета Чувашской Республики, работающего на постоянной (профессиональной) основе, была включена в Сводный перечень государственных должностей Чувашской Республики, утвержденный Указом Президента Чувашской Республики от 28 мая 1996 года № 56. После признания указанного Сводного перечня утратившим силу был принят новый Сводный перечень государственных должностей Чувашской Республики, утвержденный Указом Президента Чувашской Республики от 1 сентября 2006 года, в который также включены депутаты, осуществляющие деятельность на постоянной (профессиональной) основе.

Исходя из того, что указанными выше нормативными актами, в том числе Законами Чувашской Республики, действовавшими в период исполнения ФИО1 полномочий депутата на профессиональной постоянной основе, указанная должность была отнесеа к государственным должностям, которые подлежали включению в Сводный перечень, факт отсутствия ее в Сводном перечне в спорный период в условиях начала формирования законодательства о государственных должностях и должностях государственной службы, не должно влечь отказа в защите прав на социальное обеспечение.

С учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку суд неправильно применил нормы материального права, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В связи с тем, что обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и собирание дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия считает необходимым вынести по делу новое решение, которым признает решение Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии от /../ августа 2011 года незаконным.

В силу п.9 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Чувашской Республики и должности в органах государственной власти и управления Чувашской АССР, Чувашской ССР, Чувашской Республики, полномочия по принятию решения об установлении ежемесячной доплаты к пенсии принимается Комиссией по установлению ежемесячной доплаты к пенсии, персональный состав которой утверждается распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики (п.3 Положения о комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии).

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня увольнения с государственной должности Чувашской Республики и назначения пенсии (п.10). Решение Комиссии об установлении ежемесячной доплаты к пенсии со всеми прилагаемыми к заявлению документами в 5-дневный срок со дня его принятия направляется в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, которое в 10-дневный срок со дня получения документов осуществляет их проверку, определяет размер ежемесячной доплаты к пенсии и оформляет соответствующее решение (п.11).

Как следует из материалов дела по обращению ФИО1 за назначением надбавки к пенсии, заявление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии было им подано в Комиссию по установлению ежемесячной доплаты к пенсии по утвержденной форме с приложением копии трудовой книжки, копии решения об освобождении от государственной должности Чувашской Республики, справки органа, осуществляющего пенсионное обеспечение о назначенной пенсии. Непредставление необходимых документов основанием для отказа в назначении надбавки не явилось. Основанием для отказа явился вывод Комиссии о несоответствии статуса заявителей категории лиц, указанных в пункте 2 Положения.

Поскольку предметом спора является оспаривание решения Комиссии об отказе в назначении доплаты по мотиву отсутствия права на назначение доплаты, а судебной коллегией установлено, что ФИО1 соответствует категории лиц, имеющих в соответствии с п.2 Положения право на назначение доплаты к пенсии, подлежит удовлетворению и требование о возложении обязанности по установлению ФИО1 соответствующей доплаты. Поскольку Комиссия юридическим лицом не является, а персональный состав Комиссии утверждается Кабинетом Министров Чувашской Республики, данная обязанность подлежит возложению на Кабинет Министров Чувашской Республики в лице Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии.

Требование ФИО1 о возложении на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обязанности по определению размера доплаты в течение десяти дней со дня получения документов, по существу, является изложением п.11 Положения и удовлетворено быть не может, поскольку в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики соответствующее решение комиссии о назначении доплаты не поступало и какого-либо решения, нарушающего права истца, Министерство еще не принимало. Что касается заявленного к указанному ответчику требования о признании за ФИО1 права на назначение надбавки к пенсии, то установление наличия такого права является основанием иска об оспаривании решения Комиссии об отказе в назначении надбавки к пенсии и о возложении обязанности по назначению указанной надбавки, и выделение требования в качестве самостоятельного предмета иска в данном случае не требуется.

Исходя из изложенного, судебная коллегия не находит оснований для признания незаконным и отмены решения суда в остальной части.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 декабря 2012 года в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании незаконным решения Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии от /../ августа 2011 года и возложении обязанности по установлению ежемесячной надбавки к пенсии отменить и вынести по делу новое решение.

Признать незаконным решение Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии от /../ августа 2011 года об отказе в установлении ФИО1 ежемесячной доплаты к пенсии.

Обязать Кабинет Министров Чувашской Республики в лице Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии установить ФИО1 ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 287 «О социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Чувашской Республики и должности в органах государственной власти и управления Чувашской АССР, Чувашской ССР, Чувашской Республики» с /../ августа 2011 года.

В остальной части апелляционные жалобы ФИО1 и его представителя ФИО2 на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 17 декабря 2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи