ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-6441 от 16.05.2011 Ростовского областного суда (Ростовская область)

                                                                                    Ростовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ростовский областной суд — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Судья Тахиров Э.Ю. Дело № 33-6441

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 мая 2011 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего судьи: СИДОРЕНКО О.В.

судей: ЖИЛЯЕВОЙ О.И., БАТАШЕВОЙ М.В.

при секретаре Головатенко И.Е.

заслушав в судебном заседании по докладу судьи Сидоренко О.В. дело по кассационной жалобе УСЗН Администрации Аксайского района на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 01 марта 2011 года по гражданскому делу по иску Крутинь И.А. к Управлению социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области о взыскании задолженности и понуждении ответчика предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные пп. 1 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах»аза жилищно-коммунальные услуги, определении достаточными для предостваления льгот документов, ________________________________,

У С Т А Н О В И Л А:

Крутинь И.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области о взыскании задолженности и понуждении ответчика предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные пп. 1 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».

В обоснование исковых требований истец указал, что в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» он относится к категории «Ветеран боевых действий» и в силу пп. 5 п. 1 ст. 16 этого Закона имеет право на представление меры социальной поддержки в виде оплаты 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений.

Истец с семьей из двух человек проживает в служебной трехкомнатной квартире № х по ул. Ц-ьная, х в пос. С-ной Акс-кого района (в закрытом военном городке); в период 2007 – 2008 гг. УСЗН Аксайского района перечисляло на счет истца в Сбербанке России соответствующие компенсации в полном объеме.

Однако с января 2009 г. указанная компенсация стала перечисляться в размере, меньшем 50% оплаты жилья, несмотря на то, что тарифы на эти услуги выросли. Эти действия ответчик мотивировал принятием Областного закона от 13.10.2008 № 102-ЗС «О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с введением расчета компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан по региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг».

Истец полагал, что действия ответчика противоречат действующему законодательству, ограничивают его право на предоставление мер социальной поддержки как ветерана боевых действий, гарантированные Федеральным законом «О ветеранах», которые никаким образом не связаны с нормативными актами, регулирующими предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и устанавливающими региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Решением Аксайского районного суда от 25 мая 2010 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 июля 2010 г., Крутинь И.А. в иске отказано.

Постановлением президиума Ростовского областного суда от 13 января 2011 года решение Аксайского районного суда от 25 мая 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 15 июля 2010 года отменены и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (л.д. 123).

При новом рассмотрении дела истец с учетом уточненных исковых требований просил суд взыскать с ответчика в его пользу задолженность по ежемесячным денежным выплатам на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 01 января 2009 года по 31 января 2011 года в сумме 8486,63 рублей, обязать ответчика предоставлять ему с 01 февраля 2011 года меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», исходя из фактически представленных и оплаченных истцом услуг.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, просил суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении иска отказать.

Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 01 марта 2011 года исковые требования Крутинь И.А. удовлетворены; с Управления социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области в пользу Крутинь И.А. взыскана задолженность по предоставлению меры социальной поддержки на оплату жилого помещения за период с 01 января 2009 года по 31 января 2011 года в сумме 8486,63 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 4000 рублей, а всего 12 - 486,63 рублей; на Управление социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области возложена обязанность начиная с 01 февраля 2011 года предоставлять Крутинь И.А. меры социальной поддержки в виде оплаты 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений исходя из фактической стоимости предоставленных услуг; с Управления социальной защиты населения Аксайского района Ростовской области взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 600 рублей.

Не согласившись с постановленным решением суда, ответчик подал кассационную жалобу, в которой просит об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности.

В кассационной жалобе он ссылается на то, что поскольку Крутинь И.А. проживает в квартире по договору социального найма и имеет право на меры социальной поддержки как ветеран боевых действий только на оплату занимаемой общей площади жилых помещений, при расчете компенсации используется региональный стандарт стоимости жилищных услуг для нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах.

Кассатор указывает, что согласно представленным квитанциям истец производит оплату за жилищные услуги по тарифу 23,39 руб. за 1 кв. м., что значительно превышает региональный стандарт стоимости жилищных услуг для нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах.

По мнению кассатора, суд неправомерно взыскал с ответчика государственную пошлину, поскольку в силу требований п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ УСЗН Администрации Аксайского района освобождается от уплаты государственной пошлины.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы жалобы, истца, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит установленных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене обжалуемого решения в кассационном порядке.

В ходе судебного разбирательства судом установлено и материалами дела подтверждается, что Крутинь И.А. проживает совместно с сыном К. в квартире по ул. Ц-ная, х кв. х в пос. С-ной Акс-кого района общей площадью хх кв. м., занимаемой по договору социального найма. В базе данных льготных категорий граждан УСЗН Администрации Аксайского района истец зарегистрирован с 01 декабря 2004 года как ветеран боевых действий. Крутинь И.А. мерами социальной поддержки на оплату жилищных услуг пользуется в соответствии со ст. 16 ФЗ «О ветеранах».

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 указанного Закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе, членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими.

Указанная мера социальной поддержки, как и другие меры, установленные статьями 14 - 19, 21 названного Закона, в соответствии с его статьей 10 относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование мер социальной поддержки, предоставляемой ветеранам в соответствии с требованиями Федерального закона «О ветеранах», осуществляется с учетом принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем производится в порядке, определенном статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

В силу п.п. 1, 2 названной статьи полномочия по предоставлению названных мер социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации; средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 23.2 установлено, что предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации объем средств по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи (п. 12, введенный Федеральным законом от 18.10.2007 №230-Ф3).

Форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (в том числе, ветеранам и членам семей погибших (умерших) ветеранов в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах») определена Областным законом Ростовской области от 12 марта 2007 г. № 635-ЗС (в ред. Областного закона от 13 октября 2008 г. № 102-ЗС), который действовал до 1 января 2010 г. и утратил силу с указанной даты в связи с принятием Областного закона от 31 июля 2009 г. № 274-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан».

Статьей 3 Областного закона № 635-ЗС установлено:

Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат осуществляется органом исполнительной власти Ростовской области в сфере социальной защиты населения на основании заявления гражданина через почтовые и (или) доставочные предприятия, либо путем перечисления на лицевой счет в кредитной организации (банке) по выбору гражданина в порядке и на условиях, определяемых Администрацией Ростовской области.

Указанная выплата рассчитывается по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам (абзац введен Областным законом от 13.10.2008 № 102-ЗС).

Постановлением Администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 г. № 537 (с послед, изм.) утверждено Положение о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального Фонда компенсаций на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (Приложение № 1).

В пункте 8 названного Положения, в частности, установлено, что органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов производят расчет в срок не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу выплаты, сумм ежемесячных денежных выплат по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам, в течение 3 дней формируют выплатные ведомости (списки) и передают их в кредитные организации (банки) и почтовые предприятия.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты 1 субъектов Российской Федерации

В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (т.е. по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения); в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Предусмотренная подп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими, является индивидуализированной в отношении каждого ветерана боевых действий льготой и не может быть усредненной. Реализация этой льготы статьей 16 не связывается ни с федеральными, ни с региональными стандартами оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Следовательно, и денежный эквивалент этой меры социальной поддержки должен соответствовать половине расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг исходя из фактически занимаемой льготником площади, потребленных им коммунальных услуг.

Объем и условия предоставления соответствующей меры социальной поддержки ветеранам боевых действий непосредственно урегулированы федеральным законом, а нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации призваны урегулировать лишь форму предоставления этих мер (п. 6 ст. 23.2 Федерального закона I «О ветеранах»). При этом Федеральный закон «О ветеранах», в том числе его ст. 23.2, возможность изменения объема этих мер нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации не предусматривает.

Меры социальной поддержки граждан, установленные федеральным законодательством и финансируемые за счет средств федерального бюджета, должны предоставляться соответствующим категориям граждан в том объеме и той форме, которые предусмотрены нормами соответствующих федеральных законов. Иное означало бы нарушение конституционных принципов равенства всех перед законом, разделения власти между Федерацией и ее субъектами, приоритета федерального законодательства по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с положениями статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов в установленном порядке.

Во взаимосвязи с этими положениями статья 23.2 Федерального закона «О ветеранах» не может рассматриваться как регулирующая отношения между гражданином-получателем меры социальной поддержки и соответствующим органом государственной власти, местного самоуправления, наделенными соответствующими государственными полномочиями по ее предоставлению.

Само по себе то обстоятельство, что соответствующая мера социальной поддержки ветеранов осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Федерации, перечисляемых в виде субвенцией из состава Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в данном случае не могло служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.

При рассмотрения дела судом установлено, что ответчиком были применены расчеты предоставления меры социальной поддержки ветеранам боевых действий за жилищные услуги, исходя из регионального стандарта, в связи с чем с 2009 года по 2011 год ответчик недоплачивал истцу подлежащие возмещению расходы за жилищные услуги.

Учитывая данное обстоятельство, руководствуясь вышеприведенным законодательством, регулирующим спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по предоставлению меры социальной поддержки на оплату жилого помещения за период с 01 января 2009 года по 31 января 2011 года согласно представленному истцом расчету.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правильно определил круг значимых для дела обстоятельств, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела существенных нарушений норм материального и процессуального права.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных истцом требований и не могут быть приняты судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены постановленного по делу решения.

Несостоятельны и доводы кассационной жалобы в части взыскания с ответчика государственной пошлины.

Согласно части 1 пункта 19 статьи 336.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с частями 1,2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 ФЗ (в ред. от 20 марта 2011 г., с изм. от 29 марта 2011 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Из смысла нормы закона следует, что обязательным условием включения в структуру органов местного самоуправления иных органов (кроме представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации) является наделение этого органа собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из Устава муниципального образования «Аксайский район» следует, что структуру органов местного самоуправления Аксайского района составляют: Администрация Аксайского района, Глава Аксайского района, Собрание депутатов Аксайсмкого района (ст. 23 Устава).

В Уставе муниципального образования отсутствует указание на включение в структуру органов местного самоуправления такого органа как Управление социальной защиты населения и наделение данного управления какими либо собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 1 Положения об Управлении социальной защиты населения Администрации Аксайского района, утвержденного решением Собрания депутатов Аксайского района от 17 июня 2009 г., Управление социальной защиты населения Администрации Аксайского района Ростовской области является органом Администрации Аксайского района, обеспечивающим во взаимодействии с другими органами Администарции Аксайского района, внебюджетными фондами, предприятиями и учреждениями, общественными организациями реализацию переданных органам местного самоуправления отдельных полномочий в области социальной поддержки населения.

Из указанного выше следует, что Управление социальной защиты населения Аксайского района не включено в систему органов местного самоуправления Уставом Аксайского района и не наделено собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, поэтому у суд не имелось оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст.ст. 361-364 ГПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции допущено не было, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Аксайского районного суда Ростовской области от 01 марта 2011 года – оставить без изменения, а кассационную жалобу УСЗН Администрации Аксайского района – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи облсуда