Хабаровский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Хабаровский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-6474/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 октября 2012 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Федоровой Г.И.
судей Кулигина Д.В., Порохового С.П.
с участием прокурора Халипова А.В., Белова Р.Ю.
при секретаре Третьяковой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 октября 2012 года гражданское дело по заявлению Дальневосточного транспортного прокурора о признании незаконным бездействия первого заместителя руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте, признания незаконным бездействия руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте, о возложении обязанности на руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте выполнения законных требований Дальневосточного транспортного прокурора, по апелляционному представлению Дальневосточного транспортного прокурора на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 26 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения прокурора, представителя Дальневосточного следственного управления на транспорте, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Дальневосточный транспортный прокурор обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия первого заместителя руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте и руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте, о возложении обязанности на руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте выполнения законных требований Дальневосточного транспортного прокурора.
В обоснование заявленных требований указал, что Дальневосточной транспортной прокуратурой в рамках проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции и соблюдения государственными служащими ограничений и запретов руководителю Дальневосточного следственного управления на транспорте ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос № о предоставлении за период ДД.ММ.ГГГГ и первый квартал ДД.ММ.ГГГГ, плана мероприятий по противодействию коррупции и документов о его исполнении; документов о создании подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также документов по их работе; документов о поступлении на службу государственных служащих (о проведении конкурса, документов об образовании и квалификации государственных служащих); справок государственных служащих о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также данных сведений в отношении их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2011 год; документов о создании и формировании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, а также документов по работе указанных комиссий; документов об исполнении законодательства в случае обращений к государственным служащим в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений (уведомления государственных служащих, журналы регистрации уведомлений); документов об оказании государственными служащими услуг по гражданско-правовым договорам, осуществлении ими педагогической и иной оплачиваемой деятельности. Запрос указанных сведений обусловлен необходимостью организации проверки исполнения должностными лицами Дальневосточного следственного управления на транспорте требований Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 28.12.2010 года № 403-ФЭ «О Следственном комитете Российской Федерации» и принятых во исполнение этих законов нормативных правовых актов. Письмом первого заместителя руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ за № в предоставлении упомянутых сведений Дальневосточной транспортной прокуратуре отказано со ссылкой на отсутствие у органов прокуратуры полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ указанные выше документы были повторно запрошены. Письмом руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ за № Дальневосточной транспортной прокуратуре отказано в предоставлении запрошенных документов. В качестве основания для отказа в предоставлении сведений руководителем Дальневосточного следственного управления на транспорте указано на отсутствие у органов прокуратуры полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, за исключением надзора, осуществляемого в рамках предоставленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации полномочий. Также руководитель Дальневосточного следственного управления на транспорте ссылается на то, что следственный комитет Российской Федерации и входящие в его систему следственные органы не входят в установленный перечень органов и должностных лиц, за исполнением законов которыми осуществляет надзор прокуратура. Считает, что невыполнение требований прокурора о предоставлении документов и сведений, необходимых для проверки исполнения Дальневосточным следственным управлением и его должностными лицами антикоррупционного законодательства, является незаконным, препятствует осуществлению функций надзора, возложенных на прокуратуру законом, нарушает общественные и государственные интересы, не позволяет реализовывать постановленные Президентом Российской Федерации задачи государственной антикоррупционной политики. Просит признать незаконным бездействие первого заместителя руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте, признания незаконным бездействия руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте, возложить обязанность на руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте выполнения законных требований Дальневосточного транспортного прокурора.
Дело рассмотрено с участием сторон по делу.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 26 июля 2012 года, в удовлетворении требований Дальневосточному транспортному прокурору, отказано.
В апелляционном представлении Дальневосточный транспортный прокурор, просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судом первой инстанции неправильно были применены нормы Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утверждённого Указом Президента РФ 13.03.2012 года во исполнения Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также в нарушение требований ст.ст. 195, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ не исследованы все значимые для вынесения обоснованного решения обстоятельства, в решении отсутствуют выводы, по которым суд отвергает доводы заявителя.
В возражениях на апелляционное представление представитель Дальневосточного следственного управления на транспорте Кононов В.В., считает решение законным и обоснованным, с доводами апелляционного представления не согласен.
В заседание судебной коллегии прокурор Дальневосточной транспортной прокуроры просит отменить решения суда как незаконное и необоснованное, вынесенное в нарушение материального права, без учёта всех обстоятельств имеющих существенное значение по делу и вынести по делу новое решение удовлетворив заявленные требования в полном объёме.
Представитель Дальневосточного следственного управления на транспорте просит решения суда первой инстанции как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения, считая доводы апелляционного представления не обоснованными, которые были предметом рассмотрения судом первой инстанции и которым была судом дана правильная правовая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, обсудив доводы апелляционного представления и возражения на него, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на запрос Дальневосточной транспортной прокуратуры первым заместителем руководителя Дальневосточного следственного правления на транспорте ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ за №, в предоставлении сведений Дальневосточной транспортной прокуратуре за период ДД.ММ.ГГГГ и первый квартал ДД.ММ.ГГГГ, а именно: плана мероприятий по противодействию коррупции и документов о его исполнении; документов о создании подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также документов по их работе; документов о поступлении на службу государственных служащих (о проведении конкурса, документов об образовании и квалификации государственных служащих); справок государственных служащих о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также данных сведений в отношении их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за ДД.ММ.ГГГГ; документов о создании и формировании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, а также документов по работе указанных комиссий; документов об исполнении законодательства в случае обращений к государственным служащим в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений (уведомления государственных служащих, журналы регистрации уведомлений); документов об оказании государственными служащими услуг по гражданско-правовым договорам, осуществлении ими педагогической и иной оплачиваемой деятельности, отказано по тем основаниям, что полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов Следственным комитетом РФ, за исключением надзора, осуществляемого в рамках полномочий, предоставляемых уголовно-процессуальным законодательством (ст.29, 30 ФЗ «О прокуратуре РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №) органам прокуратур РФ не предоставлены.
На повторный запрос Дальневосточной транспортной прокуратуры первым руководителем Дальневосточного следственного управления на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ №, в предоставлении запрошенных документов отказано по основаниям, указанным в первоначальном ответе на запрос.
В своем решении, суд первой инстанции ссылаясь на Федеральный закон от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон «О противодействии коррупции» от ДД.ММ.ГГГГ №, указал, что в соответствии с п.2 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Доказательств поступления недостоверности сведений, либо иных оснований, свидетельствующих о фактах нарушения закона, для необходимости истребования указанных сведений, не представлено. В связи с чем, пришел к выводу о том, что предоставление персональных данных сотрудников Дальневосточного следственного управления на транспорте, по запросу прокурора, законом не предусмотрено.
Выводы суда первой инстанции, не могут быть признаны обоснованными по следующим мотивам.
Согласно подпункту «б» пункта 4 Национального плана противодействия коррупции на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 года № Пр-1568, Генеральному прокурору Российской Федерации поручено организовать рассмотрение вопроса о работе прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам поручено также принять меры по совершенствованию организации надзора за исполнением законодательства Российской Федерации органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами дознания и предварительного следствия; усилить надзор за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе (подпункты «а», «б» пункта 5 Национального плана противодействия коррупции на 2010- 2011 годы).
Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.
Согласно статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных правовых норм, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела, следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЭ, вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.
В соответствии с п.2 ст. 15 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» установлено, что сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Право Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации предусмотрено и частью 3 статьи 67 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.
Приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о соответствии требований Дальневосточного транспортного прокурора действующему законодательству.
Поскольку, целью истребования информации о сотрудниках следственного управления на транспорте являлась проверка выполнения должностными лицами следственного управления на транспорте установленных действующим законодательством обязанностей, а также ограничений и запретов, то есть на выявление и пресечение коррупционных правонарушений, как это предписывает Федеральный закон № 273-ФЭ, нельзя согласиться с выводом суда первой инстанций о том, что прокурор вправе проводить проверку только при поступлении информации о фактах нарушения законов, при наличии согласия сотрудника на ознакомление с его персональными данными, содержащимися в личном деле.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Дальневосточного транспортного прокурора, постановлен на неправильном применении и толковании норм материального права в связи с чем, подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
РешениеЦентрального районного суда г. Хабаровска от 26 июля 2012 года по заявлению Дальневосточного транспортного прокурора о признании незаконным бездействия первого заместителя руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте, признания незаконным бездействия руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте, о возложении обязанности на руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте выполнения законных требований Дальневосточного транспортного прокурора, отменить и принять новое решение.
Признать незаконными отказ первого заместителя руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте и руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте в предоставлении Прокурору Дальневосточной транспортной прокуратуры необходимых сведений и документов в рамках проверки исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции.
Возложить на руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте обязанность предоставить Прокурору Дальневосточной транспортной прокуроры сведения и документы за период ДД.ММ.ГГГГ и первый квартал ДД.ММ.ГГГГ указанные в запросе Дальневосточной транспортной прокуроры направленного в адрес Дальневосточного следственного управления на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Председательствующий: Федорова Г.И.
Судьи: Кулигин Д.В.
Пороховой С.П.