Верховный Суд Республики Коми Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья: Петрова Е.Е. № 33-6541/2011
О П РЕ Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сажина А.В.
судей Харманюк Н.В., Тебеньковой Л.Г.
при секретаре Чебыкиной Е.М.
рассмотрела в судебном заседании 8 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе ООО "СГснаб" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 сентября 2011 года, которым:
На ООО "СГснаб" возложена обязанность организовать и обеспечить функционирование аварийно-диспетчерской службы, в которую жители Корткеросского района могут обратиться круглосуточно, включая выходные и праздничные дни, по телефону № "904".
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения прокурора Ковригиной О.Н., представителей "СГСнаб" Кропачевой Л.Н., Барышева С.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО "СГснаб" о возложении обязанности по организации и обеспечению функционирования аварийно-диспетчерской службы, в которую жители Корткеросского района могут обратиться круглосуточно, включая выходные и праздничные дни, по телефону № "904".
Ответчик иск не признал.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ООО "СГснаб" просит об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности вследствие неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из обстоятельств дела следует, что Распоряжением Правительства Республики Коми от 12 ноября 2010 года № 501-р, в целях обеспечения гарантированных поставок сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения Республики Коми, на основании пункта 4.2 Методики организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 16, ООО "СГснаб" определено на 2011 год уполномоченной организацией по поставке сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Республики Коми, в частности: по обслуживанию населения муниципального образования городского округа "Сыктывкар", муниципальных образований муниципальных районов "Княжпогостский", "Койгородский", "Корткеросский", "Прилузский", "Сысольский", "Сыктывдинский", "Удорский", "Усть-Вымский", "Усть-Куломский".
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определяет газоснабжение как одну из форм энергоснабжения, представляющую собой деятельность по обеспечению потребителей газом.
Обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности газовых сетей, а также учета потребления энергии возлагается на газоснабжающую организацию в случае, когда абонентом по договору газоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, если иное не установлено законом или иными правовыми актами ( пункт 2 статьи 543 ГК РФ).
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г.N 307, газоснабжение -это круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах.
В соответствии с п. 2 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется, в том числе, исходя из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа.
Из п. 21 указанных Правил следует обязанность потребителя газа, в частности, незамедлительно сообщать в аварийно-диспетчерскую службу об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 предусмотрено, что основанием для отказа от заключения договора является отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты. В подпункте "е" пункта 45 Правил указано, что отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией, является основанием для приостановления подачи газа.
Таким образом, Правила поставки газа исключают возможность заключения договора поставки газа при отсутствии договора технического обслуживания ВДГО.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "СГснаб", эксплуатирующая газопровод на территории района, осуществляет, как деятельность по поставке газа в Корткеросском районе, так и осуществляет деятельность по обслуживанию внутридомового газового оборудования в Корткеросском районе
В силу п. 3 Правил организации, осуществляющие деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования должны иметь аварийно-диспетчерскую службу либо заключить договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
Согласно Уставу Общества, основными видами деятельности Общества являются, в частности, техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, газоиспользующего оборудования, внутренних и наружных газопроводов, резервуарных установок и сосудов, а также сооружений из них, аварийно-диспетчерское обслуживание. При этом аварийно-диспетчерская служба у Общества "СГснаб" на территории Корткеросского района отсутствует.
Разрешая спор, суд первой инстанции подробно проанализировал положения Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"; утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан; утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 июня 2009 года № 239 Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, из которых следует, что обязанность организовать и обеспечить функционирование аварийно-диспетчерской службы обусловлена обязанностью обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности газовых сетей и внутридомового газового оборудования.
Возможность надлежащего исполнения потребителями газа обязанности незамедлительно сообщать в аварийно-диспетчерскую службу о возникновении неисправностей подразумевает наличие определенного режима работы аварийно-диспетчерской службы, которая должна обеспечивать своевременное, а при необходимости незамедлительное, устранение аварии.
В свою очередь отсутствие аварийно-диспетчерской службы при обслуживании ВДГО создает угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства, так как возникновение аварийной ситуации в системе ВДГО может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что кроме ООО "СГснаб" розничной торговлей баллонами с газом на территории РК занимается несколько организаций, в связи с чем у суда отсутствовали основания для возложения именно на ответчика обязанности по созданию аварийно-диспетчерской службы в Корткеросском районе, признается судебной коллегией несостоятельной.
Как следует из материалов дела, уставной деятельностью ООО "СГснаб" является извлечение прибыли, техническое и аварийно- диспетчерское обслуживание газового оборудования.
Как указывалось выше, Распоряжением Правительства Республики Коми от 12 ноября 2010 года ООО "СГснаб" определено на 2011 год уполномоченной организацией по поставке сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Республики Коми, в частности: по обслуживанию населения муниципального района "Корткеросский".
Иных организаций, осуществляющих техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение газового оборудования на территории Корткеросского района, не имеется.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, возложив на ООО "СГснаб" обязанность организовать и обеспечить функционирование аварийно-диспетчерской службы, в которую жители Корткеросского района Республики Коми могут обратиться круглосуточно, включая выходные и праздничные дни, по телефону № "904".
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Изложенное свидетельствует о несостоятельности доводов кассационной жалобы и об отсутствии предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "СГснаб" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: