Алтайский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Алтайский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Завьялова И.С. Дело № 33-6595/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2011 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Посох Л.В., Зацепина Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Залесовского районного суда Алтайского края от 16 мая 2011 года
по делу по иску прокурора Залесовского района Алтайского края в интересах Аверина И.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Заринская городская электрическая сеть», Управлению социальной защиты населения по Залесовскому району, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании незаконными действий по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч для предоставления мер социальной поддержки, обязании произвести перерасчет за услуги электроснабжения, выплатить денежную компенсацию расходов по оплате услуг энергоснабжения.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Залесовского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Аверина И.В. к ООО «Заринская городская электрическая сеть», Управлению социальной защиты населения по Залесовскому району, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании незаконными действий по применению с 01.04.2008 г. по 01.03.2011 г. в отношении Аверина И.В., как ветерана труда, норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч в месяц, возложении обязанности на ООО «Заринская городская электрическая сеть» произвести перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению за указанный период, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006 г. № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению», возложить на Управление социальной защиты населения по Залесовскому району обязанность выплатить сумму компенсаций, согласно произведенному перерасчету.
В обоснование требований указывал на применение ООО «Заринская городская электрическая сеть» при расчетах норматива потребления, установленного решением Залесовского районного Совета депутатов от 29.12.2005 г. № 271-р, в размере 54 кВт/ч, что привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации Аверину И.В. оплаты коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренных законодательством.
В ходе судебного разбирательства прокурор Павлов А.П. уточнил требования, просил признать незаконными действия ООО «Заринская городская электрическая сеть» по применению для определения мер социальной поддержки Аверина И.В. с 01 августа 2010 г. по 01 апреля 2011 г. включительно норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч в месяц; обязать ООО «Заринская городская электрическая сеть» за указанный период произвести перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, исходя из норматива потребления, установленного решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению», обязать Управление социальной защиты населения по Залесовскому району выплатить сумму компенсации согласно произведенному перерасчету. От исковых требований к другим ответчикам отказался.
Решением Залесовского районного суда Алтайского края от 16 мая 2011 года иск удовлетворен.
Действия ООО «Заринская городская электрическая сеть» по применению предельного норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Аверина И.В. в период с 01 августа 2010 года по 01 апреля 2011 года включительно признаны незаконными.
На ООО «Заринская городская электрическая сеть» возложена обязанность произвести перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате услуг по электроснабжению в период с 01 августа 2010 года по 01 апреля 2011 года, включительно, в пределах норматива потребления, установленного в указанный период решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению».
На Управление социальной защиты населения по Залесовскому району возложена обязанность выплатить Аверину И.В. недополученную им компенсацию денежного эквивалента мер социальной поддержки, в соответствии с результатами перерасчета за потребленную электроэнергию в период с 01 августа 2010 года по 01 апреля 2011 года включительно.
С ООО «Заринская городская электрическая сеть» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 400 руб.
В кассационной жалобе Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит об отмене решения, направлении дела на новое рассмотрение, указывая, что фактически суд принятым решением возложил обязанность произвести перерасчет в соответствии с нормативами, что при наличии приборов учета, неправильно, поскольку меры поддержки предоставляются исходя из фактически произведенных гражданином затрат.
Произведенные поставщиком услуг расчеты правильные.
Возложение на орган социальной защиты обязанности по выплате компенсации преждевременно, поскольку при перерасчете компенсация будет выплачена автоматически, то есть право истца на получение перерасчета не нарушено и не подлежит судебной защите.
Суд в решении исходит из норматива на одного человека, в то время как данное обстоятельство документально не подтверждено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.
Разрешая спор, суд установил, что Аверин И.В. имеет удостоверение «Ветеран труда», дающее право на льготы по оплате коммунальных услуг.
За спорный период времени Аверин И.В. пользовался как ветеран труда льготами по оплате коммунальных услуг, что подтверждается решением о назначении истцу компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Аверин И.В. до 16.01.2011 г. проживал совместно с Авериной Р.И.(супругой), в одноэтажном жилом доме общей площадью 32,00 кв.м., по адресу: с. , Залесовского района Алтайского края, ул. д. ..>, в доме имеется 1 комната.
Дом, в котором проживает истец, стационарной электроплитой не оборудован, водонагревателей, электрокотлов, электрополов, не имеется.
За потребленную в период с 01.04.2008 г. по 01.04.2011 г. электроэнергию истцу ООО «Заринская городская электрическая сеть» производилось определение мер социальной поддержки от величины норматива - 54 кВт/ч., с передачей сведений в Управление социальной зашиты населения по Залесовскому району, которое осуществляет выплату компенсации мер социальной поддержки в денежном эквиваленте по представленным энергоснабжающей организацией реестрам.
Выплата Управлением социальной защиты населения по Залесовскому району компенсаций за потребленную электроэнергию производится ежемесячно. При этом в текущий месяц выплачивается компенсация по оплате за потребленную электроэнергию за месяц предшествующий выплате.
ООО «Заринская городская электрическая сеть» применялся норматив потребления для определения мер социальной поддержки 54 кВт/ч на основании распоряжения администрации Залесовского района Алтайского края № 271-р от 29.12.2005 г.
На основании изложенных обстоятельств, исходя из характеристики жилого помещения, занимаемого Авериным И.В.(количества комнат, проживающих лиц, отсутствие электроплиты), суд пришел к выводу, что норматив потребления услуг по электроснабжению в период с 01 августа 2010 года по 01 января 2011 года по Решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 для Аверина И.В. должен составлять - 140 кВт/ч, в период с 01 января 2011 года по 01 апреля 2011 года - 226 кВт/ч, в связи с чем применением ООО «Заринская городская электрическая сеть» норматива потребления услуг по электроснабжению 54 кВт/ч в месяц нарушены права истца.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, полагает, что судом сделаны преждевременные выводы.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 г. № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг); ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Порядок определения размера денежных компенсации и их выплаты регламентирован постановлением Администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 г. № 126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».
Согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации; расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме; денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 г. № 22 с 01.08.2010 г. утверждены соответствующие нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению.
Таким образом, суд пришел к верному по существу выводу, что применение в период с 01 августа 2010 года по 01 апреля 2011 года норматива потребления электроэнергии, установленного органом местного самоуправления, не основано на законе.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, прокурором к исковому заявлению расчет невыплаченных сумм в обоснование нарушения прав Аверина И.В. применением неправильного норматива не представлялся, судом самостоятельно расчет не производился, в то время как в силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ защите подлежит только нарушенное право.
Таким образом, поскольку денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате услуг по электроснабжению предоставляется на основании фактически произведенных расходов на оплату коммунальной услуги в пределах норматива потребления, право Аверина И.В. будет нарушено только в случае, если меры социальной поддержки представлялись ему в меньшем объеме, чем полагалось по закону.
Между тем, как видно из материалов дела таких доказательств истцом представлено не было, судом данный факт не устанавливался.
По решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 г. № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» для определения норматива необходимо наличие сведений об оборудовании электроплитой, количестве комнат и проживающих.
То есть, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются сведения: оборудован ли дом прибором учета либо оплата производится по нормативу, а также наличие стационарной электрической плиты, количество комнат и проживающих человек.
Между тем, сведения о жилье Аверина И.В. и количестве проживающих подтверждаются справкой Администрации Залесовского сельсовета от 06.05.2011 г., в то время как из ее содержания не следует, что за период с 01 августа 2010 г. по 01 апреля 2011 г. указанные в ней сведения оставались неизменными, без такой информации невозможно определить норматив потребления коммунальных услуг, подлежащий применению.
Таким образом, поскольку судом не были установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, решение нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, ввиду того, что судебная коллегия лишена возможности устранить имеющиеся недостатки.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить юридически значимые обстоятельства, правильно применив нормы материального и процессуального права, разрешить спор по существу.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне удовлетворить.
Решение Залесовского районного суда Алтайского края от 16 мая 2011 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Председательствующий
Судьи: