ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-6603-13 от 20.08.2013 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Чернета С.А. Дело № 33- 6603-13

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 августа 2013 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Кулеш О.А.,

судей Новиковой Н.В. Зацепина Е.М.,

при секретаре Добротворской В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Заринский» на решение Заринского городского суда Алтайского края от 26 июня 2013 г. по заявлению ФИО1 о признании неправомерными действия должностного лица РЭО ГИБДД МО МВД России «Заринский», обязанности произвести прием квалификационного экзамена.

Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об обжаловании действий должностного лица РЭО ГИБДД МО МВД России «Заринский» и обязанности произвести прием экзамена. В обоснование ссылается, что ДД.ММ.ГГ он обратился с заявлением в РЭО для принятия у него квалификационного экзамена на получение права управления составами транспортных средств категорий «ВЕ» и «DE», им были представлены: заявление о принятии экзамена, паспорт, медицинская справка *** от ДД.ММ.ГГ, выданная ЧУЗ МСЧ ОАО «Алтай-кокс», свидетельство о прохождении обучения по программе категории «Е» *** от ДД.ММ.ГГ, выданное <адрес>ной оборонной спортивно-технической организацией, водительское удостоверение *** от ДД.ММ.ГГ, выданное РЭО ГИБДД <адрес>. После рассмотрения представленных документов ему было отказано в устной форме в допуске к сдаче квалификационных экзаменов, затем ДД.ММ.ГГ начальником РЭО ГИБДД МО МВД России «Заринский» ФИО2 предоставлен письменный отказ ***. Считает данный отказ незаконным, поскольку им были представлены все необходимые документы, в отказе нет ссылки на конкретные пункты Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Просит обязать МО МВД России «Зариннкий» принять у него квалификационный экзамен на право управления составами транспортных средств категорий «ВЕ» и «DE».

Решением Заринского городского суда Алтайского края от 26 июня 2013 года постановлено заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными действия должностного лица РЭО ГИБДД МО МВД России «Заринский».

Обязать МО МВД России «Заринский» осуществить прием квалификационных экзаменов на право управления составами транспортных средств «ВЕ» и «DЕ».

В апелляционной жалобе МО МВД России «Заринский» просит отменить решение суда как незаконное, вынести по делу новое решение, ссылаясь на то, что судом не принята во внимание информация, представленная МО ООГО ДОСААФ по Заринскому району, о том, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ данная учебная организация проводила переподготовку водителей транспортных средств категории с «С» на «Е» по программе утвержденной в ДД.ММ.ГГ. Проводить переподготовку водителей с категории «В» и «Д» на категорию «Е» названная организация не имела возможности в связи с отсутствием материально-технического обеспечения. Хотя ФИО1 формально представил свидетельство об обучении, но фактически его не проходил. При выдаче водительского удостоверения ФИО1 в особых отметках не были указаны подкатегории «Е» к «В» и «Е» к «Д», не смотря на то, что на момент выдачи водительского удостоверения, ФИО1 уже прошел обучение на категорию «Е».

В возражениях на апелляционную жалобу заявитель ФИО1 считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Просит решение суда от 26 июня 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав заявителя ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с ч.1 ст.25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.04.2013) "О безопасности дорожного движения" граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права управления транспортными средствами.

В силу статьи 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации. Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 2, 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (далее - Правила).

К сдаче экзаменов допускаются лица: 1) прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующих категорий; 2) прошедшие подготовку или переподготовку на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и получившие документ о прохождении подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности (далее именуется - образовательное учреждение); 3) достигшие возраста: шестнадцать лет - для категории "А"; восемнадцать лет - для категорий "В" и "С"; двадцать лет - для категории "D", а также для управления трамваями и троллейбусами (пункт 10 Правил).

Лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий (далее именуется - кандидат в водители), представляет в Государственную инспекцию: 1) заявление; 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 3) документ, подтверждающий регистрацию кандидата в водители по месту жительства или по месту пребывания (при наличии регистрации); 4) медицинскую справку; 5) документ о прохождении обучения (за исключением лиц, получивших подготовку в индивидуальном порядке); 6) водительское удостоверение (если ранее выдавалось); 7) фотографию (за исключением случаев автоматизированного изготовления водительских удостоверений в Государственной инспекции) (пункт 16 Правил).

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 имел водительское удостоверение *** от ДД.ММ.ГГ категории «А В С D и отметку С к Е» сроком на 10 лет.

У кандидатов в водители, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "А", "В", "С" или "D", проверяются теоретические знания и навыки управления транспортными средствами соответствующих категорий, категории "Е" - только навыки управления, а трамваями и троллейбусами - только теоретические знания (пункт 19 Правил).

В ответе *** от ДД.ММ.ГГ ФИО3 об отказе в допуске практического экзамена на категории ВЕ и ДЕ начальник РЭО ГИБДД МО МВД России «Заринский» ФИО2 сослался на приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О введении в действие Примерных программ подготовки водителей транспортных средств», который в настоящее время не действует.

Как следует из письма заместителя директора Департамента Министерства Образования и науки Российской Федерации ФИО4 от ДД.ММ.ГГ *** «О введении в учебный процесс примерных программ подготовки водителей транспортных средств» в адрес Президента Международной ассоциации автошкол ФИО5, «Приказ Минобрнауки России от 30 сентября 2008 г. № 278 «О введении в действие Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» ввел в действие доработанные с учетом современных тенденций развития отрасли Примерные программы, первоначально утвержденные приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 2 апреля 1999 г. № 644 «О введении в действие Примерных программ подготовки водителей транспортных средств». Примерные программы действовали в переходный период, вплоть до вступления в силу новых программ, разработанных уже на основе профессиональных стандартов и с учетом новых категорий транспортных средств, согласно поправки к Венской конвенции.

В настоящее время подготовка водителей транспортных средств различных категорий проводится в соответствии с приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий».

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ссылка начальника РЭО ГИБДД МО МВД России «Заринский» ФИО2, на приказ № 644 от 02.04.1999, является не законной. Кроме того, в соответствии с Приказом МВД РФ № 782 от 20.07.2000 «О мерах по реализации постановления правительства РФ от 15.12.1999 № 1396» пунктом 11 Инструкции следует, что при отказе в допуске к экзаменам должностное лицо обязано сообщить заявителю в письменной форме с указанием причин отказа со ссылкой на соответствующие пункты Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений.

Согласно приказу МВД РФ от 13.05.2009 N 365 (ред. от 29.08.2011) "О введении в действие водительского удостоверения" в водительском удостоверении в разделе 9 указываются разрешенные категории транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения. Указанные категории печатаются в отдельных рамках, которые располагаются в одну строку с соблюдением следующей последовательности: A, B, C, D, BE, CE, DE, трамвай, троллейбус.

До этого времени в соответствии с Конвенцией о дорожном движении подкатегории BE, CE, DE не существовали. Существовали категории «А, В, С, Д, Е».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396, водительское удостоверение - это документ, подтверждающий право гражданина управлять транспортным средством определенной категории.

При выдаче водительского удостоверения на право управления транспортными средствами другой категории ранее выданное удостоверение изымается, а разрешающие отметки и записи из него переносятся в новое.

Водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах "А", "В", "С", "D" и "Е" подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий: в том числе - категория "Е" - составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям "В", "С" или "D", которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.

На момент обучения ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ действовала примерная программа подготовки водителей транспортными средствами категории «Е» (далее Примерная программа), которая разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», стандарта Российской Федерации по профессии «водитель транспортного средства категории «Е».

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО6 суду показал, что в период ДД.ММ.ГГ являлся преподавателем в Заринском РОСТО и обучение курсантов проходило в полном соответствии с примерной программой подготовки водителей транспортными средствами категории «Е». Свою программу они не утверждали.

Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами.

В примерной программе подготовки водителей транспортными средствами категории «Е» имеются указания на то, что в зависимости от наличия у обучающегося категории «В», «С», «Д» изучаются соответственно прицепы легковых автомобилей, прицепы и полуприцепы грузовых автомобилей и сочлененные автобусы. Таким образом, обучение строилось в зависимости от наличие у обучающегося тех или иных категорий.

Судом верно усатновлено, что ФИО1 имел открытые категории «А» и «В» с ДД.ММ.ГГ, категорию «С» с ДД.ММ.ГГ. Обучение на категорию «Д» прошел с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Таким образом, на момент обучения по программе «Е» он имел категории «В», «С», «Д».

Согласно квалификационным требованиям Примерной программы водитель транспортного средства категории «Е» должен уметь буксировать прицепы массой свыше 750 кг. Квалификационные требования не содержат указания на умение буксировать прицепы по каждой категории.

Данный вывод подтверждается указанием в лицензии от ДД.ММ.ГГ, на дату обучение ФИО1, права обучения ОСТО водителей транспортных средств по категории «Е» по профессии водитель автопоезда (л.д. 30-31). В то время как в лицензии на право образовательной деятельности от 2011 года указано право на обучение водителей по категории «Е» для лиц имеющих право на управление транспортными средствами категории «С» (л.д. 35-37).

Стандартом Российской Федерации по профессии водитель транспортного средства категории «Е» ОСТ 9ПО 04.02.05-96 введенного в действие 15.10.1996 предусмотрено, что водитель транспортного средства категории «Е» имеет право управлять составами транспортных средств с тягачами, относящимися к категории транспортных средств «В», «С» и «Д». При этом в профессиональный блок водителя транспортного средства категории «Е» включено общее понятие автопоезд, его устройство. В главу вождение автопоезда включены приемы управления автопоездом и маневрирование без разграничение на категории.

Квалификационными требованиями закреплено, что водитель категории «Е» должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов и автомобилей-тягачей. При этом программа обучения, по которой обучался ФИО1, содержит ссылки на общие понятия «автомобиль-тягач» и их классификацию в зависимости от применяемого двигателя, а не от разрешенных категорий. Также изучалось общее понятие «прицеп», сущность технической эксплуатации автопоездов. Программа связанная с вождением автопоездов предусматривала также общие требования к автопоезду без разграничения на их виды. Перечень учебного оборудования предусматривал только комплект прицепа и полуприцепа без из разграничений.

Городским судом верно установлено, что ФИО1 приказом от ДД.ММ.ГГ по ФИО7 ОСТО был зачислен в учебную группу по обучению водителей транспортных средств категории «Е». Как следует из выписки из приказа группа была набрана без конкретизации подкатегорий, а в целом на категорию «Е». Об этом же свидетельствует указание на утверждение инструктора группы по вождению автопоездов - ФИО8, без конкретизации категории автомобилей (л.д. 41).

Приказом от ДД.ММ.ГГ по ФИО7 ОСТО группа, в которой проходил обучение ФИО1 успешно окончила курсы по подготовке водителей транспортных средств категории «Е» с выдачей свидетельства (л.д. 40).

Экзаменационным протоколом *** от ДД.ММ.ГГ подтверждается сдача ФИО1 экзаменов, в том числе практических, правил движения, вождения, общих по программе категории «Е», без каких либо оговорок о подкатегориях (л.д. 42-43).

После замены водительского удостоверения ФИО1 было выдано ДД.ММ.ГГ удостоверение *** на право управления транспортными средствами категорий «А В С D СЕ», водительское удостоверение не имеет отметок о том, что он имеет право управления транспортными средствами категорий «ВЕ и ДЕ». В водительской карточке на имя ФИО1 указано на выдачу удостоверения *** с открытыми категориями «А, В, С, Д, Е», заверенная подписью должностного лица РЭП и печатью.

Согласно представленных документов ФИО1 обладал водительским удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГ МРЭО ГИБДД <адрес>, сроком действия на 10 лет, он имел право управления транспортными средствами категории АВСD, и указанием в особых отметках подкатегории С к Е, стаж с 1993 г.

Согласно свидетельства серии ВС *** ФИО1 с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ обучался по программе «Категория «Е».

Из подлинного акта от ДД.ММ.ГГ следует, что в РС ОСТО имеется инструктор по практическому вождению ФИО8 с открытыми категориями «А, В, С, Д, Е». Также в РС ОСТо имеются учебные автомобили ***, ***, ***, ***, ***, автоприцеп *** (в судебном заседании установлена описка, прицеп ***).

Согласно технических данных на прицеп автомобильный *** следует, что масса снаряженного прицепа *** кг, полная масса *** кг, то есть более чем *** кг, требуемых квалификационными требованиями, предусмотренными примерной программой подготовки водителей транспортными средствами категории «Е».

В связи с чем, судом верно установлено, что примерной программой подготовки водителей транспортными средствами категории «Е» от 1999 года была предусмотрена возможности прохождения обучения на любом виде транспортных средств в составе автопоезда, что давало право обучаемому в последствие быть допущенным к сдачи экзамена по категориям «ВЕ», «СЕ», «ДЕ». ФИО1 прошел обучение именно по категории «Е» и был допущен к сдачи экзамена, после которого ему присвоена подкатегория «СЕ». В настоящее время ФИО1, имеющий категории «В и Д», имеет право на допуск к сдачи квалификационного экзамена по подкатегории «ВЕ» и «ДЕ».

Довод должностного лица МО МВД России «Заринский», что ФИО1 не проходил обучение по тем программам, которые были введены с ДД.ММ.ГГ и дают право на управление определенными категориями транспортных средств, судом обоснованно не принят, так как ФИО1 не несет ответственности за организацию, проводящую подготовку водителей, кроме этого, на основании обучения ему уже выдавалось свидетельство о прохождении обучения, на основании чего получено категория «СЕ».

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, основаны на неверном толковании закона и нормативных актов, а поэтому не влекут отмену или изменения обжалуемого решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

апелляционную жалобу заинтересованного лица Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Заринский» на решение Заринского городского суда Алтайского края от 26 июня 2013 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи