ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-663/2012 от 21.06.2012 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

                                                                                    Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ



Судья Скрипник А.В. Дело № 33-663/2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2012 г. г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего Кучукова О.М.,

судей Эфендиева М.А. и Хацаевой С.М.,

при секретаре Дауровой А.Х.,

с участием помощника прокурора Майского района Шаповалова Д.А.,

представителя Майского муниципального района ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хацаевой С.М. гражданское дело по иску прокурора Майского района КБР в защиту интересов неопределенного крута лиц к Совету местного самоуправления Майского муниципального района КБР о возложении обязанности предусмотреть в составе ведомственной структуры расходов бюджета местной администрации Майского муниципального района КБР объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Майском муниципальном районе КБР на 2011 - 2014 годы» на 2012 год

по апелляционной жалобе представителя Совета местного самоуправления Майского муниципального района КБР ФИО5

на решение Майского районного суда КБР от 19 апреля 2012 года,

установила:

28 декабря 2010 года решением Совета местного самоуправления Майского муниципального района КБР было принято решение о бюджете на 2012 год.

15 марта 2011 года Советом местного самоуправления Майского муниципального района КБР принято решение № 266 «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Майском муниципальном районе КБР на 2011-2014 годы», в которое решением от 27 сентября 2011 года № 324 внесены изменения в части объема и источников финансирования Программы.

Мотивировав тем, что по результатам проверки исполнения законодательства при расходовании бюджетных средств, выделенных на реализацию долгосрочных целевых программ профилактики экстремизма и терроризма органами местного самоуправления Майского муниципального района, проведенной прокуратурой Майского района КБР, выявлены нарушения положений ч.2 ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ, прокурор Майского района КБР обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету местного самоуправления Майского муниципального района.

В обоснование искового заявления указал, что решение Совета местного самоуправления Майского муниципального района о бюджете на 2012 год принято и изменения в муниципальную долгосрочную целевую программу «Профилактика терроризма и экстремизма в Майском муниципальном районе на 2011-2014 годы» внесены перед утверждением бюджета на 2012 год, в результате чего в ведомственной структуре расходов бюджета местной администрации Майского муниципального района прогнозируемые бюджетные ассигнования не нашли отражения и это препятствует исполнению районного муниципального правового акта и полномочий муниципального образования на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального образования.

В связи с изложенным просил признать бездействие Совета местного самоуправления Майского муниципального района по непринятию мер финансового сопровождения муниципальной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Майском муниципальном районе на 2011-2014 годы» незаконным и о  бязать Совет местного самоуправления Майского муниципального района КБР предусмотреть в составе ведомственной структуры расходов бюджета местной администрации Майского муниципального района КБР объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Майском муниципальном районе на 2011-2014 годы» на 2012 год в сумме 74500 рублей.

В возражении на исковое заявление представитель Совета местного самоуправления Майского муниципального района просил в иске отказать, мотивировав тем, что Бюджетный кодекс Российской Федерации оперирует исключительно понятием «дол­госрочная целевая программа», оставляя программы с иным сроком действия за рамками предмета своего регулирования. Вместе с тем критерии долгосрочности применительно к программам ни в самом кодексе, ни в других законодательных актах Российской Федерации не определены. В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ сроки реализации долгосроч­ных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федера­ции, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Феде­рации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими по­рядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их фор­мирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной админи­страции муниципального образования.

Во исполнение данной нормы законодательства, было издано Постановление главы местной администрации Майского муниципального района от 02 декабря 2010 года № 571 (с из­менениями, внесенными постановлением местной администрации Майского муниципаль­ного района от 06 апреля 2012 года № 175) «Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ Майского муниципального района», в котором установлен срок реализации долгосрочных муниципальных целевых программ - свыше 5 лет.

Исходя из вышеизложенного, муниципальная целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма в Майском муниципальном районе на 2011-2014 годы» не явля­ется долгосрочной. В ведомственной структуре расходов местной администрации Майского муни­ципального района на 2012 год бюджетные ассигнования на реализацию данной программы отдельной строкой (разделом, подразделом или целевой статьей) не предусмотрены, а учте­ны в общей сумме расходов на содержание аппарата местной администрации по разделу 01, подразделу 04, целевой статье 0020401, вид расходов 244 в соответствии с пунктом 3.2 раз­дела 3 «Основных мероприятий муниципальной целевой программы по профилактике тер­роризма и экстремизма в Майском муниципальном районе на 2011-2014 годы», предусмат­ривающем порядок финансирования в виде текущего  финансирования получателя бюд­жетных средств. Указанные расходы отражены в расходной части бюджета Майского муниципального района в соответствии пунктом 2 статьи 18 главы 4 Бюджетного Кодекса Российской Феде­рации и приказом Министерства финансов РФ от 21.12.2011 года № 180-н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

В судебном заседании помощник прокурора Майского района исковые требования прокурора поддержал.

Представитель Майского муниципального района иск не признал.

Решением Майского районного суда КБР от 19 апреля 2012 года постановлено:

Иск прокурора Майского района КБР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету местного самоуправления Майского муниципального района КБР удовлетворить.

Обязать Совет местного самоуправления Майского муниципального района КБР в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предусмотреть в составе ведомственной структуры расходов бюджета Майского муниципального района КБР объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Майском муниципальном районе КБР на 2011 -2014 годы» на 2012 год в сумме 74500 (семьдесят четыре тысячи пятьсот) рублей.

В апелляционной жалобе представитель Совета местного самоуправления Майского муниципального района просит решение суда отменить, сославшись на обстоятельства, аналогичные доводам, указанным в возражении на исковое заявление прокурора.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор Майского района просит жалобу оставить без удовлетворения, решение суда без изменения, мотивировав тем, что согласно ч. 1 ст. 179 БК РФ местной администрацией муниципального образования определяются лишь сроки реализации конкретных долгосрочных целевых программ.

Органы местного самоуправления не наделены полномочиями определять критерии тех или иных программ в зависимости от продолжительности. Согласно Бюджетному кодексу РФ в местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования лишь на разработку, утверждение и реализацию ведомственных и (или) долгосрочных целевых программ в порядке, установленном местной администрацией, что также подтверждает то, что данная программа, реализуемая в течение несколько лет, независимо от продолжительности, является долгосрочной целевой, то есть к ней в полной мере применимо требование предусмотреть бюджетные ассигнования на её реализацию в составе ведомственной структуры расходов бюджета Майского муниципального района КБР. Учет бюджетных средств на реализацию данной программы не отдельной строкой (разделом, подразделом или целевой статьей), а в общей сумме расходов на содержание аппарата местной администрации по виду расходов - «Прочая закупка товаров, работ и услуг» не может гарантировать безусловное выделение и целевое использование предусмотренных на реализацию программы средств.

Заслушав доклад судьи Хацаевой С.М., проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, поддержанных представителем Совета местного самоуправления Майского муниципального района КБР, выслушав прокурора, просившего в удовлетворении жалобы отказать, изучив материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. В целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ утверждается решением о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу. Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению местной администрацией не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете в представительный орган.

  Согласно ч. 3 ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ по каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации, любая программа, реализуемая в течение нескольких лет, независимо от продолжительности, является долгосрочной.

Из дела следует, что Совет местного самоуправления Майского муниципального района КБР, приняв решение № 266 «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Майском муниципальном районе КБР» на 2011-2014 годы», в которое решением от 27 сентября 2011 года № 324 внесены изменения в части объема и источников финансирования Программы в ведомственной структуре расходов местной администрации Майского муни­ципального района на 2012 год бюджетные ассигнования на реализацию данной программы отдельной строкой (разделом, подразделом или целевой статьей) не предусмотрел. Указанные расходы отражены в расходной части бюджета Майского муниципального района в соответствии пунктом 2 статьи 18 главы 4 Бюджетного Кодекса Российской Феде­рации и приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 2011 года № 180-н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Между тем согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ местной администрацией муниципального образования определяются лишь сроки реализации конкретных долгосрочных целевых программ. Программа, реализуемая в течение нескольких лет, независимо от продолжительности является долгосрочной целевой, то есть к ней в полной мере применимо требование предусмотреть бюджетные ассигнования на её реализацию в составе ведомственной структуры расходов бюджета Майского муниципального района КБР.

Довод представителя Совета местного самоуправления Майского муниципального района о том, что долгосрочной является программа на срок пять и более лет, а с меньшим периодом являются краткосрочными и среднесрочными, не основан на нормах права, поскольку действующее законодательство последних двух терминов не предусматривает.

С учетом приведенных требований закона судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что учет бюджетных средств на реализацию программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Майском муниципальном районе на 2011-2014 годы» не отдельной строкой (разделом, подразделом или целевой статьей), а в общей сумме расходов на содержание аппарата местной администрации по виду расходов «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и непринятие надлежащих мер по профилактике терроризма и экстремизма может повлечь угрозу жизни и здоровью жителей района и прочих лиц, находящихся на территории района, состав которых меняется, то есть не может гарантировать безусловное выделение и целевое использование предусмотренных на реализацию программы средств, чем созданы препятствия к осуществлению прав и свобод неопределенного круга лиц.

Судом первой инстанции определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении требований прокурора и находит эти выводы соответствующими нормам материального права и обстоятельствам дела.

Вместе с тем в соответствии с ч.3 ст. 196 УК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Придя к правильным выводам по существу заявленных прокурором требований, суд не отразил в резолютивной части своего решения о разрешении требований о признании бездействия Совета местного самоуправления Майского муниципального района по непринятию мер финансового сопровождения муниципальной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Майском муниципальном районе на 2011-2014 года» незаконным.

Согласно ч.2 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Проверив решение суда первой инстанции в полном объеме, суд апелляционной инстанции находит необходимым дополнить резолютивную часть решения Майского районного суда КБР от 19 апреля 2012 года указанием о признании бездействия Совета местного самоуправления Майского муниципального района по непринятию мер финансового сопровождения муниципальной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Майском муниципальном районе на 2011-2014 года» незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Дополнить резолютивную часть решения Майского районного суда КБР от 19 апреля 2012 года.

Признать бездействие Совета местного самоуправления Майского муниципального района по непринятию мер финансового сопровождения муниципальной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Майском муниципальном районе на 2011-2014 года» незаконным.

В остальной части решение Майского районного суда КБР от 19 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Совета местного самоуправления Майского муниципального района КБР без удовлетворения.

Председательствующий: подпись О.М. Кучуков

Судьи: подписи М.А. Эфендиев

С.М.Хацаева

Копия верна:

Судья С.М. Хацаева