Иркутский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Иркутский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Казарян Т.В.
Судья – докладчик Быкова Н.А. По делу № 33-6646/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2012 года
г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Давыдовой О.Ф.,
судей Быковой Н.А. и Жилкиной Е.М.,
при секретаре Макаровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тулунского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации об оспаривании решения представительного органа,
с апелляционным представлением помощника прокурора Кравченко Е.В. на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 22 июня 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Тулунский межрайонный прокурор, обратившись в суд с заявлением указал, что 28 марта 2012 года Думой городского округа было принято решение №14 РГО «О ликвидации муниципального учреждения «Контрольно-счетная палата городского округа МО «город Тулун». Указанным решением предусмотрено лишение КСП статуса юридического лица и ликвидация муниципального учреждения «Контрольно-счетная палата городского округа МО «город Тулун».
Прокурор полагает, что данное решение Думы принято в противоречие с действующим законодательством, в частности, с частью 1 статьи 34 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривающей, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган МО, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом МО и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с п.4 ст.20 Устава МО «город Тулун» в структуру органов местного самоуправления входит также контрольно-счетная палата (КСП). Частью 7 ст.34 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в Устав МО. Изменения в статью 20 Устава МО «город Тулун» не вносились и КСП из структуры органов местного самоуправления не исключена. Срок полномочий настоящей Думы не истек.
Просил признать незаконными решение Думы городского округа муниципального образования –«город Тулун» от 28.03.2012 № 14 РГО «О ликвидации муниципального учреждения «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования –«город Тулун» и действия Думы городского округа МО –«город Тулун» по ликвидации МУ «Контрольно-Счетная палата городского округа муниципального образования –«город Тулун».
Решением суда от 22 июня 2012 года в удовлетворении заявления прокурору отказано.
В апелляционном представлении помощник прокурора Кравченко Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что суд оставил без внимания положения ч. 1 ст. 34 ФЗ РФ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 20 Устава муниципального образования – «город Тулун» в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе, Контрольно-счетная палата городского округа. Изменения в указанную статью не вносились и КСП из структуры органов местного самоуправления не исключена. Ликвидация КСП как юридического лица не может быть осуществлена без ликвидации КСП как органа местного самоуправления. Из буквального толкования ч.2 ст. 3 « Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» следует, что решение вопроса о наделении контрольно-счетного органа статусом юридического лица возможно только при его создании. Изменение статуса уже созданного контрольно-счетного органа законом не предусмотрено. При таких обстоятельствах у Думы городского округа не имелось оснований для принятия решения о ликвидации.
Заслушав доклад судьи Быковой Н.А., пояснения представителя МУ Дума г.Тулуна Краевой О.В, просившей решение суда оставить без изменения, пояснения прокурора Дудиной В.П., поддержавшей доводы апелляционного представления, изучив материалы дела, проверив решение суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что КСП городского округа муниципального образования-«город Тулун» как орган не ликвидируется и структура ОМС не меняется, учитывая, что при принятии 28 марта 2012года Думой городского округа решения №14-РГО «О ликвидации муниципального учреждения «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования –«город Тулун» с последующим внесением изменений в Устав муниципального образования-«город Тулун», решение муниципального учреждения»Дума городского округа муниципального образования –«город Тулун» № 14 Р-ДГО от 28 марта 2012 года «О ликвидации муниципального учреждения «контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования –«город Тулун» в соответствии с которым КСП городского округа муниципального образования –«город Тулун» лишена статуса юридического лица, принято Думой г.Тулуна в соответствии с Конституцией и Федеральным законом от 06 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в пределах полномочий органа местного самоуправления
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может по следующим основаниям:
Решением Думы городского округа МО «город Тулун» от 07.12.2011 года №60-ДГО «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования-«город Тулун», ст.37 Устава МО -«город Тулун» изложена в новой редакции:
« Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуемым Думой города. Полномочия, состав и порядок деятельности КСП устанавливаются
положением о контрольно-счетной палате города, утверждаемым Думой города. КСП подотчетна Думе города».
28 марта 2012 года Дума городского округа МО «город Тулун» приняла решение №14 РДГО «О ликвидации Муниципального учреждения «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования —«город Тулун»:
1.Лишить Контрольный орган- КСП городского округа муниципального образования -«город Тулун» статуса юридического лица.
2.Ликвидировать Муниципальное учреждение «Контрольно-счетная палата городского округа «Муниципального образования- «город Тулун», для чего утвержден персональный состав ликвидационной комиссии.
Согласно пункту 7 решения муниципальное учреждение КСП считается ликвидированным после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
06 апреля 2012 года Межрайонной ИФНС №6 по Иркутской области была внесена запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации муниципального учреждения КСП г. Тулуна.
Решением Думы городского округа №11-ДГО от 10.04.2012 года было утверждено Положение о КСП городского округа муниципального образования-«город Тулун», согласно п.. 1.1 которого КСП является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля не наделенным правами юридического лица. КСП является контрольным органом местного самоуправления города Тулуна (п. 1.2).
Анализ принятых Думой городского округа МО «город Тулун» решений свидетельствует о том, что КСП городского округа МО «город Тулун» была ликвидирована именно как «муниципальное учреждение», но не исключена из структуры органов местного самоуправления.
Согласно ч.4 ст.7 Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Судебная коллегия, проанализировав нормы ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ст. 16,17,34,35,) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав Муниципального образования «город Тулун»(п.7 ст.22; п.8 ст.33), Постановление Администрации МО «Город Тулун» от 29 ноября 2010года №1340 «Об
утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждение уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений» (ст.23), приходит к выводу, что действующим законодательством к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также определение порядка принятия решений об установлении тарифов на их услуги.
Принятие же решения о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также установление тарифов на их услуги, относится к компетенции органов местного самоуправления в лице администрации города.
Учитывая, что Дума городского округа МО «город Тулун» не имела полномочий на принятие решения о ликвидации Муниципального учреждения КСП МО «город Тулун», решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований нельзя признать законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, решение суда об отказе в удовлетворении требований Тулунского межрайонного прокурора о признании решения Думы городского округа Муниципального образования «город Тулун» от 28 марта 2012года №14 Р/ДГО «О ликвидации муниципального учреждения «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования «город Тулун», нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене на основании п.3 и 4 ч.1ст 330 ГПК РФ.
Учитывая, что все юридически значимые обстоятельства могут быть установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия находит правильным принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.п.3 и 4 ч.1 ст.330, п.2ч1 ст. 328,ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 22 июня 2012года по данному делу отменить, апелляционное представление Тулунского межрайонного прокурора удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
Требования Тулунского межрайонного прокурора о признании незаконными решения Думы городского округа муниципального образования-«город Тулун» от 28 марта 2012года №14 –РГО «О ликвидации муниципального учреждения «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования-«город Тулун» и действия Думы городского округа муниципального образования-«город Тулун» по ликвидации муниципального учреждения «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования-«город Тулун» удовлетворить.
Признать незаконными решение Думы городского округа муниципального образования-«город Тулун» от 28 марта 2012года №14 –РГО «О ликвидации муниципального учреждения «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования-«город Тулун».
Признать незаконными действия Думы городского округа муниципального образования-«город Тулун» по ликвидации муниципального учреждения «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования-«город Тулун».
Председательствующий: О. Ф. Давыдова
Судьи:
Н.А. Быкова
Е.М. Жилкина