ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-6672/19 от 07.11.2019 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дело

Судья ФИО4

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦТОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 ноября 2019 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего ---- судей ФИО2 и ---

при секретаре судебного заседания -----

при рассмотрении апелляционной жалобы ФИО1 на решение Хасавюртовского районного суда от <дата>, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «АВТОВАЗ» о взыскании стоимости, уплаченной за некачественный автомобиль, в размере 428 400 руб., компенсации морального вреда в размере 400 000 руб., неустойки в размере 1 % от стоимости товара и штрафа в размере 457 500 руб. отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО2,

Судебная коллегия

установила:

ФИО3 А.А. обратился в Хасавюртовский районный суд с исковым заявлением к ПАО «АВТОВАЗ» о взыскании стоимости, уплаченной за некачественный автомобиль, в размере 428 400 руб., компенсации

морального вреда в размере 400 000 руб., неустойки в размере 1 % от стоимости товара и штрафа в размере 457 500 руб.

В обоснование своих требований указал, что у него в собственности находится автомобиль марки «LADA GRANTА», 2016 года выпуска, белого цвета, VIN , на который согласно документации завода изготовителя срок службы установлен 8 лет, а срок гарантийного обслуживания 3 года. Автомобиль изначально был приобретен в <адрес> в автосалоне ООО «ТЛ-АВТО». Автомобиль по сей день эксплуатируется согласно руководству по эксплуатации, в дорожно- транспортных происшествиях участия не принимал, механических повреждений не имеет, лакокрасочное покрытие заводское. В настоящее время имеет место недостаток в виде отличия цвета на кузове автомобиля, который при покупке замечен не был, ввиду чего нареканий по внешнему осмотру истцом выраженно не было и лишь на следующий день был замечен данный существенный недостаток, который считает, что является заводским браком. Данный недостаток на ЛКП авто весьма существенный, изначально не был оговорен при покупке автомобиля. Он обратился к ответчику с претензией <дата> в порядке ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Однако, по сей день, требования, указываемые в изложенной норме закона, изготовителем принадлежащего ему автомобиля выполнены не были.

На основании изложенного, ФИО3 А.А. просит взыскать с ПАО «АВТОВАЗ» денежные средства, уплаченные за некачественный автомобиль, в размере 428 400 руб., компенсацию морального вреда в размере 400 000 руб., неустойку в размере 1 % от стоимости товара за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя по день вынесения решения суда и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 457 500 руб.

Как следует из искового заявления, ФИО1 принадлежит транспортное средство марки «LADA GRANTA», модель 219070, VIN , 2016 года выпуска, организацией - изготовителем является ПАО «АВТОВАЗ».

В подтверждение этих обстоятельств к иску прилагаются не заверенные в установленном законом порядке ксерокопия свидетельства о регистрации транспортного средства и ксерокопия паспорта транспортного средства серии <адрес>, выданного <дата> ОАО «АВТОВАЗ».

Принадлежность транспортного средства истцу ФИО1 и то, что организацией - изготовителем является ПАО «АВТОВАЗ», в суде представителем ответчика ФИО5 не оспаривалась.

Согласно чч.1 и 2 ст.469 Гражданского кодекса РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

В соответствии со ст.475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пп. 1 и 2 ст.475 ГК РФ, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. В случае ненадлежащего качества части товаров, входящих в комплект, покупатель вправе осуществить в отношении этой части товаров права, предусмотренные пп.1 и 2 ст.479 ГК РФ. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если ГПК РФ или другим законом не установлено иное.

В силу положения ст.4 Закона Российской Федерации от <дата> «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно п.З Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от <дата> «О судебном решении» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата>) решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

По данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию является выяснение вопроса имело ли место наличие у приобретенного ФИО1 автомобиля существенных недостатков, связанных с производственными недостатками.

Пунктом 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от <дата> «О защите прав потребителей» определено, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенного недостатка товара, либо при невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> «Об утверждении Перечня технически сложных товаров» автомобили легковые и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования, отнесены к категории технически сложных товаров.

Из преамбулы Закона Российской Федерации от <дата> «О защите прав потребителей» усматривается, что существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени или выявления недостатков, или проявления вновь после его устранения, или других подобных недостатков.

Аналогичное понятие существенного нарушения требований к качеству товара содержится в п.2 ст.475 ГК РФ.

Как разъяснено в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков.

Таким образом, на изготовителя не возлагается обязанность доказывать наличие в проданном товаре недостатков, наоборот, доказыванию со стороны продавца (изготовителя) подлежит факт отсутствия в товаре недостатков либо возникновение указанных недостатков не по его вине. Существенные недостатки автомобиля должны быть до её передачи потребителю. При этом обязанность доказывания фактов возникновения недостатков до передачи товара потребителю лежит на самом потребителе.

Из указанного следует, что именно от выяснения данных обстоятельств зависит разрешение дела по существу.

Представленные истцом ФИО1 ксерокопия свидетельства о регистрации транспортного средства и ксерокопия паспорта транспортного средства серии <адрес>, выданного <дата> ОАО «АВТОВАЗ», не позволяют сделать вывод о наличии существенных недостатков автомобиля, на которые ссылается истец, до его передачи потребителю.

Истцом ФИО1 суду не представлен договор купли- продажи автомобиля, в котором должны содержаться условия договора о товаре.

Также им не представлены доказательства обращения в соответствующий сервисный центр компании, где был приобретен автомобиль, об устранении производственного дефекта, связанного с производственными недостатками.

Нет данных и об обращении по поводу производственного дефекта в иные специализированные сервисные центры.

В частности, истцом не представлены дефектный акт и акт обследования технического состояния автомобиля в соответствующем специализированном сервисном центре, а также сервисная книжка и гарантийный талон.

В соответствии с п.6 ст.18 Закона Российской Федерации от <дата> «О защите прав потребителей» в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от <дата> «О защите прав потребителей» недостаток товара (работы, услуги) - это несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Как разъяснено в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара по п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока.

Из искового заявления ФИО1 следует, что во время эксплуатации автомобиля в период гарантийного срока он обнаружил заводской брак, связанный отличием цвета на кузове автомобиля.

На основании этого истцом делается вывод, что автомобиль - ненадлежащего качества.

Между тем, какие-либо доказательства о наличии в период гарантийного срока недостатков истцом ФИО1 суду не представлены. Помимо того, нет данных и о том, что указанные недостатки не могут быть устранены без несоразмерных затрат или выявляются неоднократно или проявляются вновь после их устранения.

Представленные истцом ФИО1 ксерокопия свидетельства о регистрации транспортного средства и ксерокопия паспорта транспортного средства серии <адрес>, выданного <дата> ОАО «АВТОВАЗ», не свидетельствуют об этом.

Кроме того, в своем исковом заявлении ФИО3 А.А. не заявляет о проведении судебной авто-технической экспертизы.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако, в материалах дела отсутствуют и истцом не представлены доказательства, подтверждающие заявленные требования.

При таких обстоятельствах следует признать, что доказательств, с достоверностью подтверждающих наличие недостатков, которые в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» могут быть признаны существенными, по делу не имеется.

Тем самым, утверждения представителя ответчика об отсутствии существенных недостатков автомобиля ничем не опровергаются.

С учетом указанного, исковое требование ФИО1 о взыскании стоимости, уплаченной за некачественный автомобиль в размере 428 400 руб. удовлетворению не подлежит.

Исковые требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 400 000 руб., неустойки в размере 1 % от стоимости товара за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя по день вынесения решения суда и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 457 500 руб. в силу ст.15 Закона Российской Федерации от <дата> «О защите прав потребителей» являются производными от основных требований, и поскольку судом, не установлено нарушение прав истца, как потребителя, то суд оставляет их без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Хасавюртовского районного суда от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи