ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-673/2012 от 13.09.2012 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

                                                                                    Верховный Суд Республики Калмыкия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Калмыкия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Маликов В.В. № 33-673/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 сентября 2012 г. г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Шихановой О.Г.,

судей Панасенко Г.В.   и Дорджиева Б.Д.,

при секретаре Коткаеве Ч.Ц.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к отделу социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития по Черноземельскому району Республики Калмыкия и Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (далее – Минздравсоцразвития) о признании участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Черноземельского районного суда от 10 июля 2012 г.

Заслушав доклад судьи Дорджиева Б.Д., возражения представителя третьего лица отдела Военного комиссариата Республики Калмыкия по Лаганскому и Черноземельскому районам ФИО2, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском мотивируя тем, что в период с 31 октября 1985 г. по 31 ноября 1987 г. проходил военную службу, в том числе с 4 ноября 1985 г. по 6 мая 1986 г. - в войсковой части ***, входившей в состав войсковой части *** с дислокацией в поселке городского типа Д-а К-го района Ч-й области. С 27 апреля по 3 мая 1986 г. находился в служебной командировке в поселке Т-ка для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 7 мая 1986 г. был направлен для прохождения службы в войсковую часть ***, дислоцированную в г. С-а Ч-й области. Из архивной справки следует, что личный состав срочной службы войсковой части *** направлялся в служебные командировки в район ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы количественно, пофамильно приказами командира части направлялись только старшие убывающих команд (офицеры и прапорщики). В связи с отсутствием документального подтверждения просил суд установить факт его участия в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения.

Ответчики - отдел социальной защиты населения Минздравсоцразвития РК по Черноземельскому району и Минздравсоцразвития РК представили в суд возражения на исковое заявление, где указали, что требования ФИО1 являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлен перечень лиц, которые считаются подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 8 декабря 2006 г. № 727/831/165н утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, где предусмотрен перечень документов, подтверждающих участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Представленный истцом военный билет подтверждает прохождение военной службы в военной части *** с 4 ноября 1985 г. по 6 мая 1986 г. и военной части *** с 7 мая 1986 г. по 13 ноября 1987 г., где участие в ликвидации аварий на Чернобыльской АЭС в тридцатикилометровой зоне отчуждения не отражено. Архивная справка Министерства обороны Украины от 7 апреля 2009 г. не подтверждает факт участия ФИО1 в ликвидации аварий на ЧАЭС. Письменные доказательства пребывания в 30 км зоне отчуждения и принятия участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС отсутствуют. Истец ссылается только на свидетельские показания, которые являются недостаточным основанием для установления факта участия в зоне отчуждения. Просили суд отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1

В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал заявленные требования. Пояснил, что 31 октября 1985 года был призван на военную службу. С 4 ноября 1985 г. проходил службу в учебном центре в войсковой части ***, находящейся в составе войсковой части ***, на территории Украины в поселке городского типа Д-а К-о района Ч-й области. Утром 27 апреля 1986 г. их подняли по тревоге, выдали оружие и противогаз и направили в окрестности поселка Т-ка, расположенного примерно в 30 км от Чернобыля, как впоследствии выяснилось для ликвидации последствий катастрофы на АЭС. В обязанности входило патрулирование и охрана дорог в лесном массиве, недопущение мародерства и проникновения гражданских лиц в радиоактивную зону. В тридцатикилометровой зоне пробыл 7 дней, то есть до 3 мая 1986 г. Затем его направили для дальнейшего прохождения службы в войсковую часть *** с дислокацией в городе С-а Ч-й области. Просил суд признать его участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, для получения социальных льгот в органах социальной защиты населения.

Представитель истца ФИО3 - ФИО4, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика - начальник отдела социальной защиты населения Минздравсоцразвития РК по Черноземельскому району ФИО5 иск не признала, пояснив, что ФИО1 не представлено письменных доказательств, подтверждающих участие его в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. Истец ссылается только на свидетельские показания, однако допрошенные в судебном заседании свидетели не дали однозначного ответа, находился ли истец в тридцатикилометровой зоне отчуждения, какими средствами защиты пользовались при работах по ликвидации последствий аварии, проходила ли дезинфекцию их одежда после пребывания в зоне отчуждения во время несения службы. Просила суд оказать в удовлетворении иска.

Ответчик - Минздравсоцразвития РК и третье лицо - Военный комиссариат по городу Лагань, Лаганскому и Черноземельскому районам РК, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, просили рассмотреть дело без их участия.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Решением Черноземельского районного суда от 10 июля 2012 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к отделу социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития по Черноземельскому району Республики Калмыкия и Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о признании участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС может доказываться любыми средствами, в том числе показаниями свидетелей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд правильно руководствовался п.3 ч.1 ст.13, ч.ч. 4 и 5 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформлении и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска», и исходил из того, что в судебном заседании установлен факт прохождения ФИО1 военной службы по призыву в войсковой части *** в период с 4 ноября 1985 г. по 6 мая 1986 г., между тем, истец не представил суду письменных доказательств, подтверждающих его участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения.

С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в частности, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.

В соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 15 названного Закона указанным гражданам выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством РФ.

В силу Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004г.№818
«О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» органами, уполномоченными определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пунктах 1-4, 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 08 декабря 2006 г. № 727/831/165н утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – Порядок).

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 г.г. предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел «Сведения о работе») с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; военный билет (разделы «Прохождение учебных сборов» и «Особые отметки») с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 г.г.

Как видно из материалов дела, ФИО1 не представлено письменных доказательств, подтверждающих его участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, указанных в пункте 6 Порядка.

По смыслу закона факт участия в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы может доказываться любыми средствами из числа названных в ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, в том числе и показаниями свидетелей.

Вместе с тем, если заявитель ссылается только на свидетельские показания, необходимо выяснить, имеются ли письменные доказательства, подтверждающие факт участия в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

Согласно ст. ст. 55 и 67 ГПК РФ свидетельские показания являются доказательствами по делу и подлежат оценке в совокупности с иными доказательствами.

При таких обстоятельствах, довод жалобы о том, что факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС подтверждается показаниями свидетелей, является необоснованным, поскольку установление юридического факта, исходя только из показаний свидетелей, без учета письменных доказательств в данном случае невозможно, так как показания свидетелей Н-а Э.Г. и Т-а В.А. не конкретизированы и не содержат достаточных сведений о выполнении заявителем работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Учитывая, что судом установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а истцом в подтверждение своих доводов не представлено допустимых доказательств, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Черноземельского районного суда от 10 июля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий О.Г. Шиханова

Судьи Г.В. Панасенко

Б.Д. Дорджиев

Копия верна: Б.Д. Дорджиев