Верховный Суд Республики Марий Эл Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Суд Республики Марий Эл — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Шишмакова Е.В. дело № 33-676
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 3 мая 2012 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Братухина В.В. и Медведевой И.А.,
при секретаре Токаревой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора г. Йошкар-Ола на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 февраля 2012 г., которым прокурору г. Йошкар-Олы отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим в части постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 мая 2011 г. № 1307 «Об утверждении муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей города Йошкар-Олы на 2011-2015 годы».
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Йошкар-Олы обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 мая 2011 г. № 1307 утверждена муниципальная целевая долгосрочная программа «Обеспечение жильем молодых семей города Йошкар-Олы на 2011-2015 годы». Приложением № 3 к указанной программе установлен Перечень документов, необходимых для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в Программе. По утверждению прокурора, данный акт противоречит ст.3 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 г. № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл», в которой перечислены документы, прилагаемые к заявлению о постановке на учет, в той части, которой предусмотрено представление в качестве дополнительных документов, необходимых для признания молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях, копий паспортов супругов, копии свидетельства о рождении ребенка (при наличии ребенка), копии свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется), копий правоустанавливающих документов на жилое помещение, занимаемое молодой семьей. Как указывается в заявлении, предоставление дополнительных документов, не предусмотренных законом, является обременительным требованием, предъявляемым к гражданам.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора г. Йошкар-Олы Пономарева А.М. просит решение отменить, как постановленное с неправильным применением норм материального права. В представлении излагаются обстоятельства дела, вновь приводится позиция, избранная прокуратурой при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В соответствии со ст.327-1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяются исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении прокурора и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы представления, заслушав объяснения помощника прокурора Республики Марий Эл Полозовой Т.В., поддержавшей представление, объяснения представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Гусева А.М., возражавшего против удовлетворения представления, судебная коллегия приходит к убеждению, что оснований к отмене постановленного судом решения не имеется.
Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения лиц, участвующих в деле, проанализировав применимое в настоящем деле жилищное законодательство, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявление прокурора не подлежит удовлетворению. В решении указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Судебная коллегия отклоняет апелляционное представление и отмечает следующее.
В соответствии с ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющим требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п.2, 3).
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч.2 ст.195 ГПК РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии с ч.1 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.
Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 мая 2011 г. № 1307 утверждена муниципальная целевая долгосрочная программа «Обеспечение жильем молодых семей города Йошкар-Олы на 2011-2015 годы». Указанная программа принята в целях реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050.
Приложением № 3 к муниципальной целевой долгосрочной программе «Обеспечение жильем молодых семей города Йошкар-Олы на 2011-2015 годы» установлен Перечень документов, необходимых для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в программе. Перечень предусматривает, что к заявлению прилагаются: копии паспортов супругов; копия свидетельства о рождении ребенка (при наличии ребенка); копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); копия поквартирной карточки (домоуправление), для частного дома копию домовой книги и сведения об общей площади дома; копия финансового лицевого счета (домоуправление), для частного дома не представляется; справки из органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности; справка из органов технической инвентаризации о наличии жилья в собственности или осуществлении сделок по его отчуждению на всех членов молодой семьи, в том числе на детей; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, занимаемое молодой семьей (свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение, договор передачи жилого помещения в собственность гражданам, договор купли-продажи, договор мены, ордер, договор дарения, свидетельство о праве на наследство и другие правоустанавливающие документы).
В соответствии с ч.2 ст.3 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 г. № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» к заявлению о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приложены следующие документы: копия поквартирной карточки или выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; справка органа технической инвентаризации; документы, подтверждающие состав семьи; решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим (для граждан, встающих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда); справка органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилых помещений на праве собственности.
Как следует из паспорта муниципальной целевой долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей города Йошкар-Олы на 2011-2015 годы», основной целью Программы является финансовая поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Основными задачами Программы являются: продолжение внедрения в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; предоставление молодым семьям-участникам Программы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья; субсидирование банковской процентной ставки за пользование кредитами на приобретение или строительство жилья, выдаваемыми кредитными организациями молодым семьям.
Преамбулой Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 г. № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» предусмотрено, что названный Закон определяет категорию граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Республики Марий Эл, порядок определения органами местного самоуправления размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности каждого члена семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, регулирует другие жилищные отношения.
Исходя из указанных правовых норм следует, что положения муниципальной целевой долгосрочной программы направлены на регулирование отношений, связанных с финансовой поддержкой молодым семьям при решении ими жилищной проблемы. В качестве специального субъекта указанных отношений выступает молодая семья, в том числе неполная молодая семья, соответствующая условиям, установленным Программой. Законом Республики Марий Эл от 11 мая 2005 г. № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» урегулированы иные отношения, связанные с предоставлением гражданам жилых помещений по договорам социального найма. Указанные отношения имеют различный характер, что подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 29 февраля 2012 г. № 21-Г12-1 и др.).
Таким образом, ввиду различного предмета правового регулирования отсутствуют основания для утверждения о том, что оспоренные прокурором нормы муниципального правового акта противоречат Закону Республики Марий Эл от 11 мая 2005 г. № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл».
Кроме того, как обоснованно отмечено в решении, определенные постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 мая 2011 г. № 1307 в качестве подлежащих к предоставлению копии паспортов супругов, копия свидетельства о рождении ребенка (при наличии ребенка), копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется) по существу являются документами, подтверждающими состав семьи, на необходимость предоставления которых указано в ч.2 ст.3 названного Закона.
В развитие выводов суда первой инстанции, судебная коллегия отмечает следующее.
Муниципальная целевая долгосрочная программа «Обеспечение жильем молодых семей города Йошкар-Олы на 2011-2015 годы» разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», которым утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы»).
В соответствии с п.15 названных Правил предусмотрено, что молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по установленной форме;
б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
С учетом приведенного правового регулирования, указание в Перечне на необходимость представления копий паспортов супругов, копии свидетельства о рождении ребенка, копии свидетельства о браке не противоречит федеральному законодательству, поскольку эти документы относятся к документам, удостоверяющим личность каждого члена семьи.
В связи с изложенным и по вышеприведенным мотивам доводы представления о том, что утвержденный постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Перечень документов предусматривает предоставление излишних, не предусмотренных законом документов и препятствует реализации гражданами своих конституционных прав на жилище, являются несостоятельными.
Выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами. Их оценка подробно изложена в решении, является правильной. Оснований считать решение суда в указанной части ошибочным по доводам апелляционного представления, которые приводились при рассмотрении дела в суде первой инстанции и оценены в решении, как несоответствующие нормам материального права, не имеется.
Судебная коллегия считает, что с учетом изложенного решение должно быть оставлено без изменения, апелляционное представления прокурора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционное представление помощника прокурора г. Йошкар-Ола - без удовлетворения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Медведева И.А.