ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-6760 от 15.08.2013 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Храмцова Л.П. Дело № 33-6760

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 августа 2013 года г. Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Светловой С.Е.

судей Дорохова А.П., Зиганшина И.К.

при секретаре Соловьевой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании решения капитана морского порта Владивосток Федерального государственного учреждения «Администрация морских портов Приморского края» об утверждении перечня платных услуг (работ) по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного учреждения «Администрация морских портов Приморского края» на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 29 апреля 2013 года, которым заявление прокурора удовлетворено, приказ капитана морского порта Владивосток Федерального государственного учреждения «Администрация морских портов Приморского края» от 21 ноября 2012 года № 355 «Об утверждении перечня платных услуг (работ), оказываемых подразделениями ФГУ «АМП Приморского края» признан незаконным, на капитана морского порта Владивосток Федерального государственного учреждения «Администрация морских портов Приморского края» возложена обязанность отменить приказ от 21 ноября 2012 года № 355 «Об утверждении перечня платных услуг (работ), оказываемых подразделениями ФГУ «АМП Приморского края».

Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения прокурора Забродиной Ю.В., полагавшей оставить решение суда без изменения, представителя ФГУ «Администрация морских портов Приморского края» Ларовой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Находкинский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным заявлением, ссылаясь на то, что на основании приказа руководителя ФГУ «АМП Приморского края» - капитана морского порта Владивосток от 21 ноября 2012 года № 355 утвержден перечень платных услуг (работ), оказываемых подразделениями ФГУ «АМП Приморского края». Капитаном морского порта Владивосток при издании указанного приказа превышены предоставленные ему законом полномочия в связи с неверным толкованием норм законодательства, поскольку ни одним нормативным правовым актом, на которые ссылается должностное лицо, не установлен порядок и размер платы за оказание услуг, входящих в утвержденный перечень. Согласно требованиям ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе. Также услуги, включенные в утвержденный перечень, не отнесены к необходимым и обязательным для предоставления федеральными органами исполнительной власти на платной основе в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 352. В результате принятия капитаном морского порта Владивосток ФГУ «АМП Приморского края» оспариваемого приказа на граждан и юридических лиц незаконно возлагаются обязанности по уплате денежных средств за оказание государственных услуг. По изложенным основаниям прокурор просил признать незаконным приказ капитана морского порта Владивосток ФГУ «Администрация морских портов Приморского края «Об утверждении перечня платных услуг (работ), оказываемых подразделениями ФГУ «АМП Приморского края» от 21 ноября 2012 года № 355 и обязать капитана морского порта Владивосток ФГУ «Администрация морских портов Приморского края» отменить указанный приказ.

В судебном заседании прокурор Кравцов Д.В. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представители ФГУ «Администрация морских портов Приморского края» Судакова О.В. и Лаврова О.В. заявленные требования не признали, указав, что ФГУ «АМП Приморского края» не является государственным органом власти и, как бюджетное учреждение, имеет право осуществлять определенную уставом приносящую доход деятельность, служащую достижению целей, ради которых оно создано.

Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления прокурора просит в апелляционной жалобе представитель Федерального государственного учреждения «Администрация морских портов Приморского края», ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Из материалов дела следует, что приказом руководителя ФГУ «Администрация морских портов Приморского края» - капитаном морского порта Владивосток от 21 ноября 2012 года № 355 утвержден перечень платных услуг (работ), оказываемых филиалами и подразделениями ФГУ «АМП Приморского края».

Согласно утвержденному Перечню услуг (работ) установлена плата за оформление отделом регистрации судов выписки из государственного судового реестра в размере ....; за повторное оформление Инспекцией государственного портового контроля отхода судна в размере ....; за повторное инспектирование Инспекцией государственного портового контроля российских и иностранных судов (Токийский меморандум) в размере ....; за оформление заверки судовых журналов в размере ... коп. Также установлена плата за услуги спецотдела и отдела мобилизационной подготовки. Признавая незаконным приказ капитана морского порта Владивосток ФГУ «АМП Приморского края» от 21 ноября 2012 года № 355, суд первой инстанции исходил из того, что ФГУ «АМП Приморского края» является организацией, участвующей в предоставлении государственных услуг, а согласно положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе. Кроме того, платные услуги (работы), оказываемые подразделениями ФГУ «АМП Приморского края» и включенные в утвержденный перечень, не отнесены к платным услугам, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание.

Вместе с тем, данный вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным в силу следующего.

В соответствии с Уставом ФГУ «АМП Приморского края» является федеральным государственным учреждением бюджетного типа (некоммерческой организацией).

Согласно части 3 статьи 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждениям предоставлено право сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, законодатель определил, что бюджетное учреждение имеет право оказывать услуги в пределах установленного государственного задания и сверх установленного государственного задания, если эти виды деятельности поименованы в учредительных документах.

Пунктом 2.1 Устава ФГУ «АМП Приморского края» также предусмотрено, что учреждение имеет право осуществлять определенную настоящим уставом приносящую доход деятельность, служащую достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

В соответствии с пунктом 1.3 Устава ФГУ «АМП Приморского края» функции учредителя учреждения осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), приказом которого от 24 декабря 2010 года № 117 утвержден порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности подведомственного Федеральному агентству морского и речного транспорта федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания.

Согласно утвержденному приказом Росморречфлот от 24 декабря 2010 года № 117 Порядку учреждение самостоятельно определяет возможность и объем оказания платных услуг (работ) по основным видам деятельности, исходя из наличия материальных и трудовых ресурсов, спроса на соответствующие услуги (работы) и иных факторов, формирует перечень оказываемых им платных услуг (работ) по основным видам деятельности и устанавливает размер платы за услуги (работы) по основным видам деятельности. Перечень платных услуг (работ) по основным видам деятельности и размер платы за услуги (работы) по основным видам деятельности учреждения, а также изменения в перечень платных услуг (работ) по основным видам деятельности и размер платы за услуги (работы) по основным видам деятельности учреждения утверждаются приказом учреждения.

Государственным заданием на ФГУ «АМП Приморского края» возложено выполнение следующих государственных работ: обеспечение безопасности мореплавания в акватории морского порта, приобретение бланков дипломов, подтверждений дипломов и квалификационных свидетельств для осуществления дипломирования членов экипажей судов, проектирование (оснащение) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

Из изложенного следует, что ФГУ «АМП Приморского края» вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, указанную в его учредительных документах, и, соответственно, вправе сверх установленного государственного задания, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Поскольку оспариваемый приказ капитана морского порта Владивосток Федерального государственного учреждения «Администрация морских портов Приморского края» от 21 ноября 2012 года № 355 «Об утверждении перечня платных услуг (работ), оказываемых подразделениями ФГУ «АМП Приморского края» принят в соответствии с требованиями действующего законодательства и в пределах полномочий данного лица, оснований для удовлетворения заявления прокурора не имеется.

Довод прокурора о том, что учреждение в своей деятельности обязано руководствоваться Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и в соответствии с данным законом оказывать услуги на бесплатной основе, основан на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона его действие распространяется на деятельность ФГУ «АМП Приморского края» только в той части, в которой на данное учреждение возложено предоставление государственных услуг.

Из Устава ФГУ «АМП Приморского края» следует, что предоставление государственных услуг является одним из видов деятельности учреждения наряду с осуществлением им основных видов деятельности, предусмотренных Уставом. Осуществление бюджетным учреждением приносящей доходы деятельности при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах, вытекает из правового положения бюджетного учреждения, определяемого Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права являются основаниями для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 29 апреля 2013 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении заявления Находкинского транспортного прокурора о признании незаконным приказа капитана морского порта Владивосток Федерального государственного учреждения «Администрация морских портов Приморского края» от 21 ноября 2011 года № 355 «Об утверждении перечня платных услуг (работ), оказываемых подразделениями ФГУ «АМП Приморского края» отказать.

Председательствующий

Судьи