ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-6784 от 06.08.2014 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья: Пак В.В. Дело № 33-6784О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 06 августа 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

 председательствующего: Лифановской В.П.,

 судей: Шароглазовой О.Н. и Марченко О.С.

 с участием прокурора Комаровой О.С.

 при секретаре Барса О.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

 Федерального казенного учреждения «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации», ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта»

 к Фараносову В.И.

 об изъятии жилого дома и земельного участка, о выселении

 по апелляционному представлению прокурора Шкотовского района и по апелляционной жалобе ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта»

 на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 25 апреля 2014 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

 Заслушав доклад судьи Лифановской В.П., выслушав представителя ОАО «ДЦСС» Железного А.В. и Волкову Т.Я., представителей ответчика Боровчук Е.А. и Вазюкову С.В., заключение прокурора Комаровой О.Н., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 Представители ФКУ «Дальневосточная дирекция» и ОАО «ДЦСС» обратились в суд с иском к Фараносовой В.И. об изъятии жилого дома и земельного участка для государственных нужд и о выселении.

 В обоснование заявленных требований они указали, что постановлением Правительства РФ от 08.12.2010 № 1004 утверждена целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», в Подпрограмму которого включено мероприятие «Строительство судостроительной верфи «Восток - Раффлс». Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 года № 480 (в ред Постановлений Правительства РФ от 25.08.2008 № 644, от 18.08.2011 № 690) Министерство регионального развития РФ является государственным заказчиком - по объектам, необходимым для проведения мероприятий на международном уровне, объектам коммунальной инфраструктуры, энергоснабжения, газификации, судостроения, строительства жилья и наделено полномочиями по подготовке и принятию решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для федеральных нужд при осуществлении мероприятия «Строительство судостроительной верфи «Восток - Раффлс».

 Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 8 от 18.01.2012 г. «Об изъятии путем выкупа объектов недвижимого имущества для федеральных нужд» подлежат изъятию в собственность Российской Федерации путем выкупа объекты недвижимости, принадлежащие ответчику Фараносовой В.И.: жилой дом площадью ... кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта: ..., и земельный участок, кадастровый номер: ..., общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенные по адресу: <адрес>.

 Ссылаясь на то, что ООО «Центр развития инвестиций» по заданию ОАО «ДЦСС» подготовлен отчет от 17 января 2012 г. об оценке рыночной стоимости изымаемых объектов, а также причиненных убытков, с которым ответчик ознакомлена 03.10.2012 года, однако уклоняется от заключения соглашения, истцы, уточнив исковые требования, просили изъять у Фараносовой В.И. в собственность Российской Федерации путем выкупа за счет средств ОАО «ДЦСС»: указанный жилой дом площадью ... кв.м., с выкупной ценой в размере ... рублей (в том числе рыночной стоимостью дома в размере ... рублей и убытков в связи с изъятием дома в сумме ... рублей); а также земельный участок общей площадью <адрес>, кадастровый номер: ... по выкупной цене в размере ... рублей ( в том числе рыночной стоимостью земельного участка в размере ... рублей и убытков, причиненных изъятием участка в сумме ...); просили выселить Фараносову В.И. из жилого дома по адресу: <адрес>.

 Представитель истца ФКУ «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации» в судебное заседание не явился, суд, сославшись на надлежащее уведомление, рассмотрел дело в его отсутствие.

 Представители ответчика Фараносовой В.И. иск не признали и указали, что с требованием о выкупе земельного участка может обратиться только орган, принявший решение об изъятии земельного участка при условии не достижения соглашения о выкупе с собственником этого земельного участка. Полагали, что ОАО «ДЦСС» является ненадлежащим истцом, поскольку не вправе поддерживать требования о выселении. Министерство регионального развития приступило к ликвидации подведомственного федерального казенного учреждения «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития РФ», создана ликвидационная комиссия по проведению мероприятий в связи с ликвидацией учреждения, следовательно, нуждаемость в изъятии земельного участка о прекращении права собственности Фараносовой В.И. на спорные объекты отпала.

 Представитель третьего лица ОАО «Восток-Раффлс» полагал требования истцов обоснованными и подлежащие удовлетворению.

 Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились ОАО «ДЦСС», представителем подана апелляционная жалоба, прокурором Шкотовского района подано апелляционное представление, в которых просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

 Обсудив доводы апелляционной жалобы, представления проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и нарушение или неправильное применение норм материального права.

 Отказывая истцам в удовлетворении заявленных требований, суд сослался на нарушение порядка уведомления собственника об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд. При этом суд указал, что обязанность на выполнение комплекса мероприятий по изъятию земельного участка и дома у ответчика лежит на ФКУ «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации», которым не предоставлено доказательств вручения ответчику уведомлений об принятом решении об изъятии объектов недвижимости.

 При этом суд признал, что ОАО «ДЦСС» не является государственным органом и не наделено полномочиями требовать принудительного изъятия объектов недвижимости, а ФКУ «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации», не явившись в судебное заседание, требование к собственнику дома не поддержало и не обосновало государственной нуждаемости в выкупаемом объекте.

 Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на неверном применении норм материального и процессуального права.

 Из материалов дела следует, что исковые требования к Фараносовой В.И. об изъятии жилого дома и земельного участка заявлены одновременно Федеральным казенным учреждением «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации», ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», представителя указанных юридических лиц подписано исковое заявление, что никем не оспорено.

 В судебное заседание 25 апреля 2014 года представитель Федерального казенного учреждения «Дальневосточная дирекция» Министерства регионального развития Российской Федерации» не присутствовал, однако сведений о том, что истцом не поддержаны заявленные исковые требований, что истец отказался от своих требований, в деле не имеется, поэтому вывод суда в мотивировочной части решения о том, что представитель ФКУ «Дальневосточная дирекция» не поддержал исковые требования не соответствует материалам дела.

 Нельзя согласиться с выводами суда в части отказа в иске по тем основаниям, что нарушена процедура изъятия путем выкупа объектов недвижимости из собственности ответчика Фараносовой В.И.

 Ссылаясь на несоблюдение государственным органом «Дальневосточная дирекция» Министерства регионального развития Российской Федерации процедуры уведомления собственника об изъятии имущества, суд указал на отсутствие доказательства получения такого уведомления собственником и не согласование выкупной цены с собственником.

 При этом суд признал, что совершение действий по уведомлению Фараносовой В.И. от имени ОАО «ДЦСС» не может расцениваться как соблюдение обязательной процедуры, ибо данное юридическое лицо такими полномочиями не было наделено.

 Выводы суда в указанной части не соответствуют материалам дела и законодательству, подлежащему применению по делу.

 В силу п. 3 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ, изъятие, в том числе, путем выкупа, земельных участков для государственных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с обстоятельствами, предусмотренными федеральными законами.

 В соответствии с Законом N 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" на территории Приморского края допускается изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества. Исключительность данного случая обусловлена, в том числе целями и задачами Российской Федерации на Дальнем Востоке, порядок и сроки которых предусмотрены федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".

 Статьей 6 Федерального закона N 93-ФЗ на территории Приморского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов

 Постановлением Правительства РФ от 06.12.2013 N 1128 указанная программа переименована в Федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года".

 Согласно п. 6. ст. 6 Федерального закона N 93-ФЗ для размещения необходимых для проведения саммита объектов федерального значения уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия: подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд; подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; обращение в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; обращение в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

 На основании п. 7 указанной статьи полномочия, указанные в пунктах 2 - 5 части 6 статьи 6 Закона переданы Министерством регионального развития РФ ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития".

 Разделом V Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" установлено, что государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство регионального развития РФ.

 Из материалов дела следует, что приказом Министерства регионального развития РФ 18 января 2012 года N 8 "Об изъятии путем выкупа объектов недвижимого имущества для федеральных нужд" приняты решения об изъятии путем выкупа объекты недвижимого имущества для федеральных нужд согласно прилагаемому перечню, в том числе жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащие на праве собственности ФИО1.

 Согласно п.2 приказа ФКУ «Дальневосточная дирекция» совместно с ОАО «Дальневосточный центр судостроения и ремонта» и за счет средств ОАО «ДЦСС» обеспечивает выполнение комплексных мероприятий, связанных с изъятием объектов недвижимого имущества для федеральных нужд, в том числе: уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются объекты недвижимости, подготовить и заключить в установленном порядке соглашение в связи с изъятием объектов недвижимости, обратиться в случаях, предусмотренных законодательством, в суд с исками об изъятии объектов недвижимости, обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на изъятые объекты недвижимости. Пунктом 3 ФКУ «Дальневосточная дирекция» обязана в установленном порядке обеспечить публикацию настоящего приказа.

 Из материалов дела следует и никем не оспаривается, что во исполнение указанного Приказа №8 от 18.01.2012 г. ФКУ «Дальневосточная дирекция» была осуществлена публикация в официальном печатном издании и направила уведомления от 23.01.2012 г. и 12.04.2012 года в адрес ФИО1 об изъятии объектов недвижимости и возможности ознакомления с проектами соглашения по выкупу.

 Проект соглашения и уведомление были получены ФИО1 24.09.2012 года, о чем она уведомила ФКУ «Дальневосточная дирекция» и ОАО «ДЦСС» и указала, что не согласна с проектом соглашения о выкупе, в том числе и с выкупной стоимостью имущества (л.д.30).

 . При таких обстоятельствах выводы суда о нарушении процедуры уведомления собственника о предстоящем изъятии объектов недвижимости не соответствует нормам материального права и материалам дела.

 На данные обстоятельства обоснованно указывает в апелляционном представлении прокурор Шкотовского района.

 Поскольку соглашение о выкупе объектов недвижимости и возмещении арендатору убытков в связи с их изъятием для государственных нужд не было заключено сторонами в течение трех месяцев с момента, когда ответчику была предоставлена возможность ознакомления с соглашением, исковые требования об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Обсуждая доводы сторон в части размера выкупной цены, судебная коллегия учитывает следующие обстоятельства

 Согласно п. 19. ст. 6 Федерального закона N 93-ФЗ оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения необходимых для проведения саммита объектов, и убытков, причиненных таким изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

 В соответствии с п. 26. ст. 6 Федерального закона N 93-ФЗ в случаях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов федерального значения, финансирование строительства которых предусмотрено полностью за счет средств юридических лиц, выплата выкупной цены собственникам изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, а также возмещение убытков иным правообладателям изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества осуществляется указанными юридическими лицами.

 В соответствии с п. 20 ст. 6 Федерального закона N 93-ФЗ соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов, должно содержать: выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества в случае нахождения их в собственности граждан или юридических лиц; размер убытков, подлежащих возмещению землепользователям, землевладельцам или арендаторам земельных участков в связи с их изъятием; рыночную стоимость предоставляемых взамен земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (если такое предоставление предусмотрено данным соглашением); иные существенные условия.

 Оценивая отчет ООО «Центр развития инвестиций» от 3 июля 2013 года за №03.01.445/2, предоставленный истцами, судебная коллегия находит его соответствующим требованиям, установленным ФЗ от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральному стандарту оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО N 1), утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, в связи с чем подлежащей применению в целях определения выкупной цены, подлежащей выплате собственнику изымаемого имущества.

 Ссылка представителя ответчика на то, что срок действия отчета об оценке составляет 6 месяцев, который истек, не может быть принята судебной коллегией, поскольку дело находилось в производстве суда свыше 6 месяцев и указание о 6-ти месячном сроке с даты составления отчета до совершения сделки носит рекомендательный характер (Приказ Минэкономразвития №509 от 22.10.2010г)..

 При этом судебная коллегия учитывает, что оспаривая выкупную стоимость объектов недвижимости, ответчик ФИО1 каких-либо доказательств иной выкупной стоимости своего имущества не предоставила, ходатайства о проведении экспертизы не заявляла.

 Учитывая, что требования ФКУ «Дальневосточная дирекция» и ОАО «ДЦСС» об изъятии для федеральных нужд объектов недвижимости в виде жилого дома и земельного участка, расположенные по адресу: <адрес> принадлежащих ФИО1, соответствуют указанным нормам и подтверждены материалами дела, судебная коллегия полагает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Изъять у ФИО1 в собственность Российской Федерации путем выкупа за счет средств ОАО «ДЦСС» объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>:. жилой дом площадью ... кв.м. и земельный участок общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером ...

 Возложить обязанность на ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» произвести выплату ФИО1 выкупную цену за дом в размере ... рублей (в том числе рыночной стоимостью дома в размере ... рублей и убытков в связи с изъятием дома в сумме ... рублей); а за земельный участок общей площадью ..., кадастровый номер: ... по выкупной цене в размере ... рублей (в том числе рыночной стоимостью земельного участка в размере ... рублей и убытков, причиненных изъятием участка в сумме ...).

 Выселить ФИО1 из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> после выплаты выкупной цены.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 Решение Шкотовского районного суда Приморского края от 25 апреля 2014 года – отменить.

 Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФКУ «Дальневосточная дирекция» и ОАО «ДЦСС» об изъятии для федеральных нужд объектов недвижимости – удовлетворить.

 Изъять у ФИО1 в собственность Российской Федерации путем выкупа за счет средств ОАО «ДЦСС» объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>:. жилой дом площадью ... кв.м. и земельный участок общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером ....

 Возложить обязанность на ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» произвести выплату ФИО1 выкупную цену за дом в размере ... рублей (в том числе рыночной стоимостью дома в размере ... рублей и убытков в связи с изъятием дома в сумме ... рублей); а за земельный участок общей площадью ..., кадастровый номер: ..., по выкупной цене в размере ... рублей (в том числе рыночной стоимостью земельного участка в размере ... рублей и убытков, причиненных изъятием участка в сумме ...).

 После выплаты выкупной цены выселить ФИО1 из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

 Председательствующий:

 Судьи: