ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-6963/11 от 05.07.2011 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГК-005865-02/2011       

                      Дело       №33-6963/2011        Судья: Филатов И.В.

               ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная       коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда

        в составе:       председательствующего Турковой Г.Л.

        судей:       Загайновой А.Ф., Кучина М.И.,

        при       секретаре Валиуллиной P.P.

        05 июля       2011 года в открытом судебном заседании в города Челябинске рассмотрела       кассационную жалобу ФИО1 на решение Красноармейского районного суда       Челябинской области от 24 мая 2011 года.

        Заслушав       доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела, объяснения ФИО1 и её представителя ФИО2, судебная коллегия

        установила:

        ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Красноармейского       муниципального района Челябинской области, Министерству строительства,       инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Комитету по       управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского       муниципального района Челябинской области о признании незаконным их       бездействия по непредоставлению жилищной субсидии, возложении обязанности       предоставить жилищную субсидию.

        Указала,       что с 20 декабря 2003 года состоит на учете в льготной очереди на       получение жилья как лицо, проработавшее в районах Крайнего Севера более 15       лет, включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных       обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным       законодательством», однако до настоящего времени жилищную субсидию не       получила.

        В судебном       заседании ФИО1 свои требования поддержала; представители       ответчиков: администрации Красноармейского муниципального района       Челябинской области - ФИО3, Комитета по управлению имуществом и       земельным отношениям Красноармейского муниципального района - ФИО4 требования не признали.

        Дело       рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства       строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской       области.

                      Суд в удовлетворении заявлений       отказал.

                      В       кассационной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как       незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении её требований.       Указывает, что с 1972 года по 1992 год проживала и работала в г. Сусуман       Магаданской области. По прибытии в

2

                      1992 году       на постоянное место жительства в Красноармейский район Челябинской области       ей для проживания было предоставлено нежилое помещение в здании бывшей       школы, которое находится в ветхоаварийном состоянии. С 2003 года она       признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит на учете в       льготной очереди на получение жилья как лицо, проработавшее в районах       Крайнего Севера более 15 лет, однако жилье до сих пор не получила. Своего       собственного жилья она не имеет, денежные средства на приобретение жилья       отсутствуют.

        В заседание       суда второй инстанции представители ответчиков, будучи надлежаще       извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, причины       неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании п. 2 ч. 1       ст. 343, ст. 354 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их       отсутствие.

        Обсудив       доводы кассационной жалобы и возражений Министерства строительства,       инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области на неё,       исследовав материалы дела, судебная коллегия не установила оснований к       отмене вынесенного по делу решения.

        Суд первой       инстанции установил, что в связи с указываемыми ФИО1       обстоятельствами, подтвержденными материалами дела, на основании решения       заседания комиссии по учету и распределению жилья Канашевского сельского       поселения Красноармейского района от 20 декабря 2003 года заявитель       признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в льготную       очередь на улучшение жилищных условий (или получения субсидии) по       категории граждан, проработавших в районах Крайнего Севера более 15       лет.

        По       результатам рассмотрения заявления ФИО1 о включении в состав       участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по       обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным       законодательством» было сформировано учетное дело, которое направлено в       Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства       Челябинской области.

        Нуждаемость       ФИО1 в жилом помещении, как и ее право на получении жилищных       субсидий по указанной категории лиц ответчиками не       оспаривается.

        В       соответствии со ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам,       выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» N       125-ФЗ от 25 октября 2002 г. жилищные субсидии предоставляются гражданам,       прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не       позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в       районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15       календарных лет, не

3

                      имеющим       жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его       улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

        Статьей 2       данного Закона установлена очередность предоставления жилищных       субсидий:

        в первую       очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из       городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего       Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с       решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и       по согласованию с Правительством Российской Федерации;

        во вторую       очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами       I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего       Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах       Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями       второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;

        в третью       очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа       работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,       определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального       закона;

        в четвертую       очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в       установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на       учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах       Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в       районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого       частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

        в пятую       очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом       стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним       местностях.

        Право       граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и       приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных       субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (статья 4       Закона).

        Средства       федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, уезжающим или       выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,       предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной       финансовый год (статья 7 Закона).

        Принимая в       порядке с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ решение по заявленному ФИО1       требованию обязать органы государственной власти предоставить ей жилищную       субсидию на приобретение жилья, суд первой инстанции правильно исходил из       того, что вышеуказанным

4

                      Федеральным       законом, не предусмотрено право на оказание такой меры социальной       поддержки во внеочередном порядке.

        Ранее       действовавшее законодательство - Федеральный закон «О жилищных субсидиях       гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним       местностей» N 131-ФЗ от 25 июля 1998 г. также не предусматривал       внеочередного обеспечения данной категорией граждан жилищными       субсидиями.

        Предоставление жилищной субсидии на приобретение жилья       предусматривает приобретение его в собственность.

        Согласно ч.       2 ст. 52 ЖК РФ граждане, имеющие право состоять на учете в качестве       нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям (как малоимущий       гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом       Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации)       по своему выбору могут быть приняты на учет по одному из этих оснований       или по всем основаниям.

        Из       материалов дела следует, не оспаривается ФИО1, что с заявлением       о предоставлении жилья по договору социального найма она не       обращалась.

        Суд первой       инстанции дал правильную оценку заявлению ФИО1 от 05 апреля 2011       года (л.д.30), в котором вопрос о предоставлении жилья по договору       социального найма не ставится.

        Так,       порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях,       предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен ст. 52 ЖК РФ.       При этом, воля гражданина, желающего получить жилое помещение по договору       социального найма, должна быть выражена в соответствующем заявлении с       приложением необходимых документов, предусмотренных п. 4 ст. 52 ЖК       РФ.

        Данный       порядок ФИО1 при подаче этого заявления соблюден не       был.

        Право       ФИО1 на получение жилья в связи с нуждаемостью в жилых       помещениях возникло 20 декабря 2003 года. На момент его возникновения       действовал Жилищный кодекс РСФСР (ст.28-31 ЖК РСФСР).

        Примерные       правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и       предоставления жилых помещений в РСФСР, были утверждены постановлением       Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N335.

        Согласно п.       12 Правил для принятия на учет гражданином подается заявление, к которому       прилагается: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и,       в необходимых случаях, справки бюро

                      5

                      технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и       другие документы,       относящиеся к решению данного вопроса.

               Указанные документы       ФИО1 в компетентный орган не     предоставлялись.

                      В       соответствии с п. 28 Правил выпуска и реализации государственных жилищных       сертификатов в рамках реализации подпрограммы «выполнение государственных       обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных       федеральным законодательством «Федеральной целевой программы жилище на       2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ № 153 от 21       марта 2006 г. в действующей редакции, распределение по субъектам       Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления       социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и       приравненных к ним местностей, предусматривается в федеральном законе о       федеральном бюджете на соответствующий год.

        Таким       образом, получение ФИО1 жилищной субсидии обусловлено выделением       соответствующего финансирования из федерального бюджета на соответствующий       год.

        Как следует       из отзыва Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства       Челябинской области ФИО1 числится в сводном списке под номером       25, в связи с чем ее право на получение жилищной субсидии будет       реализовано при поступлении соответствующего финансирования в порядке       очередности.

        Отказывая в       удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно       исходил из того, что незаконного бездействия администрацией       Красноармейского муниципального района Челябинской области, Министерством       строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и       Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Красноармейского       муниципального района Челябинской области допущено не было, право       заявителя на получение жилищной субсидии нарушено не было.

        Доводы       кассационной жалобы о том, что нежилое помещение бывшей школы, где       проживает заявитель, находится в ветхоаварийном состоянии, о незаконности       вынесенного судом первой инстанции решения не свидетельствует, поскольку       указываемые обстоятельства могут являться основанием для признания       заявителя в порядке п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающейся в жилых помещениях,       предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления жилых       помещений по договорам социального найма вне очереди в порядке п. 1 ч. 2       ст. 57 ЖК РФ.

        С       заявлением о предоставлении жилья в таком порядке заявитель в компетентные       органы не обращалась, возможности реализовать свои жилищные права не       лишена.

6

                      Вынесенное       судом первой инстанции решение соответствует обстоятельствам дела,       основано на правильном применении закона. Оснований к его отмене по       доводам кассационной жалобы не установлено.

        Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ       судебная коллегия

                      определила:

                      Решение       Красноармейского районного суда Челябинской области от 24 мая 2011 года       оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без       удовлетворения.

        Судья