Иркутский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Иркутский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Тирская А.С. По делу №№ 33- 706/13, 33-707/13
Судья-докладчик Апханова С.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2013 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Ткачук М.А.,
судей Егоровой О.В., Апхановой С.С.,
при секретаре Нечкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Черемхово в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации муниципального образования «город Черемхово», комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Черемхово об обязании включения в реестр муниципальной собственности лесных участков, расположенных в границах муниципального образования
по апелляционным жалобам ответчиков администрации муниципального образования «город Черемхово» и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Черемхово на решение Черемховского городского суда Иркутской области от 8 июня 2012 года, которым исковые требования прокурора г. Черемхово удовлетворены,
по частной жалобе мэра города Черемхово А. на определение Черемховского городского суда Иркутской области от 8 ноября 2012 года о внесении исправлений в решение Черемховского городского суда Иркутской области от 8 июня 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Черемхово, обращаясь в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, в обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной прокуратурой города проверки исполнения законодательства об охране лесов от пожаров установлено, что администрацией МО «город Черемхово» не принято должных мер к учету и оформлению права муниципальной собственности на лесные участки, расположенные в границах муниципального образования (городские леса), а именно городские леса, расположенные в границах МО «город Черемхово», юридически в качестве муниципальной собственности не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены, кадастровый учет в отношении таких лесных участков не проведен.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Решением Думы МО «"Адрес изъят"» от "Дата изъята" "Номер изъят" утверждено Положение «Об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества муниципального образования «город Черемхово».
Учет муниципального имущества и ведение Реестра муниципального имущества в силу п. 1.4. Положения «Об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества муниципального образования «город Черемхово» отнесено к компетенции комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Черемхово.
Таким образом, несоблюдение ответчиками требований законодательства о местном самоуправлении, законодательства в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, Лесного кодекса РФ нарушает установленный в Российской Федерации правопорядок, подрывает конституционный принцип правового государства и, следовательно, интересы Российской Федерации.
Прокурор г. Черемхово, обращаясь в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, просил суд: обязать администрацию МО «город Черемхово» и комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Черемхово включить в реестр муниципальной собственности лесные участки, расположенные в границах муниципального образования «город Черемхово»; установить срок для включения городских лесов в реестр муниципальной собственности – 6 месяцев.
В судебном заседании помощник прокурора Шишкин Ф.А. иск поддержал.
Представители ответчиков администрации МО «город Черемхово» и комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Черемхово в судебное заседание не явились.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Определением суда от 8 ноября 2012 года в вышеуказанное решение суда внесены исправления: в мотивировочной и резолютивной частях решения исправлена описка в наименовании комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «город Черемхово» ФГУ «Земельная кадастровая палата», правильно указано - комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Черемхово и Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, соответственно.
Кроме того, исправлена арифметическая ошибка в резолютивной части решения, мотивированном решении, указание общей площадиь земель, находящихся под городскими лесами, с 2061 га на 4138 га.
Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования «город Черемхово» в лице мэра А. в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на отсутствие у суда соответствующей информации в связи с нарушением их права на участие в судебном разбирательстве.
Согласно акту передачи городских лесов из лесного фонда Черемховского лесхоза на баланс Черемховского городского муниципального образования от "Дата изъята" КУМИ принял городские леса общей площадью 2016 га, из которых 1700 га являются лесными землями, а 361 га - нелесными землями. Постановлением мэра Черемховского городского муниципального образования от "Дата изъята" "Номер изъят" приняты в муниципальную собственность леса общей площадью 2061 га. В связи с упразднением с "Дата изъята" Черемховского городского муниципального образования на основании Закона Иркутской области от 07.11.2005 № 67-оз вновь созданы Законом Иркутской области от 16.12.2004 № 104-оз два муниципальных образования: Черемховское и Свирское. Следовательно, суд обязал ответчиков провести кадастровые работы, поставить на государственный кадастровый учет, а также принять в муниципальную собственность земельные участки, находящиеся под городскими лесами, которые являются собственностью не только муниципального образования «город Черемхово», но и муниципального образования «город Свирск». Данное обстоятельство является незаконным вмешательством в деятельность органов местного самоуправления иного муниципалитета, нарушением его конституционных прав и интересов его населения. Поскольку учет муниципального имущества и ведение реестра муниципального имущества отнесено к компетенции КУМИ администрации города Черемхово, администрация города не наделена соответствующими полномочиями, соответственно, не может являться ответчиком и на нее не могут возлагаться обязанности в той сфере деятельности, которую осуществляет иной муниципальный орган. Фактически администрация является третьим лицом, заинтересованным в участии в деле.
Заявитель жалобы полагает, что в нарушение ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд вышел за пределы заявленных требований в части обязания ответчиков провести кадастровые работы и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, находящиеся под городскими лесами, с указанием конкретной площади - 2061 га.
В соответствии с п. 10 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации, в случае если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Тем самым законодатель предоставил возможность не проводить государственный кадастровый учет и, соответственно, кадастровые работы, поэтому, по мнению администрации города, данные действия являются не обязательными по работе с лесными участками. Следовательно, суд не вправе был выходить за пределы заявленных истцом требований в части проведения кадастровых работ и государственного кадастрового учета и определения конкретной площади лесных участков.
В апелляционной жалобе представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Черемхово ФИО1 просит решение суда по данному делу отменить, принять по делу новое решение суда. В обоснование доводов жалобы указано на то, что обязанности между ответчиками не разграничены судом. Вследствие чего не ясен порядок исполнения решения суда. Возложение на ответчиков обязанности по проведению кадастровых работ не соответствует положениям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», согласно которым кадастровые работы правомерны проводить только кадастровые инженеры. Кроме того, ссылается на то, что судом неверно указан уполномоченный государственный орган постановки на государственный кадастровый учет, которым является межрайонный отдел "Номер изъят" филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области. Также судом неверно указана общая площадь земельных участков, не входящих в лесной фонд Черемховского лесхоза. Судом не принято во внимание, что Черемховское городское муниципальное образование было упразднено, в его границах образовано муниципальное образование «город Свирск» и муниципальное образование «город Черемхово», не дана оценка площади земельных участков, расположенных именно в границах муниципального образования «город Черемхово».
В частной жалобе мэр города Черемхово А. просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу. Указывает, что внесение исправления в решение в части указания общей площади земельного участка является незаконным, поскольку не является арифметической ошибкой. Исправление внесено на основании ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», которое не могло исследоваться и оцениваться как письменное доказательство в судебном разбирательстве при разрешении спора, поскольку датировано 29.08.2012, тогда как решение вынесено 08.06.2012.
Суд оставил без внимания, что сведения, содержащиеся в указанном ответе, не соответствуют действительности, поскольку земельные участки не состоят на кадастровом учете, в связи с чем, кадастровая палата не может располагать информацией об их площади.
Возражая против доводов частной жалобы, помощник прокурора Шишкин Ф.А. считает решение суда законным, мотивированным.
Заслушав объяснения представителей администрации муниципального образования «город Черемхово» ФИО2, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Черемхово ФИО1, поддержавших доводы апелляционных жалоб и частной жалобы, возражения относительно них прокурора Дудиной В.П., судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и частной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда, при этом, полагает подлежащим отмене определение суда о внесении исправлений в указанное решение.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно применив положения ст.ст. 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 14, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации, установил, что земельные участки, на которых расположены городские леса на территории МО «город Черемхово», не индивидуализированы (не сформированы), государственная собственность на них не разграничена, право собственности муниципального образования на эти участки не оформлено, в реестр муниципальной собственности они не включены.
Поскольку, объектом гражданского оборота может быть только индивидуализированное недвижимое имущество, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора города Черемхово, заявленные в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации МО «город Черемхово» и Комитету по управлению муниципальным имуществом о возложении обязанности по включению в реестр муниципальной собственности лесных участков, расположенных в границах МО «город Черемхово».
При этом суд правильно исходил из того, что оформление права собственности муниципального образования на лесные участки, находящиеся в границах муниципального образования, необходимо в целях реализации муниципальным образованием прав собственника в отношении данных территорий, в том числе охране, защите, воспроизводству лесов.
В силу закона на администрацию муниципальных образований возложена обязанность осуществления комплексного ведения лесного хозяйства в городских лесах в границах муниципального образования, в том числе контроль, охрана, защита и воспроизводство лесов, а также администрация муниципального образования имеет право распоряжения данными участками.
Учет муниципального имущества и ведение Реестра муниципального имущества отнесено к компетенции комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «город Черемхово» (п. 25 ст. 23 Устава МО «город Черемхово», п. 1.4 Положения «Об учете муниципального имущества и ведение Реестра муниципального имущества муниципального образования «город Черемхово»», утвержденного решением Думы МО «город Черемхово» от "Дата изъята" "Номер изъят").
С данным выводом суда судебная коллегия согласна, поскольку он основан на правильном применении норм права, основанном на их системном анализе, подтвержден материалами дела.
Ссылка заявителей апелляционных жалоб на несогласие с данным выводом суда основана на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, правильно примененных судом первой инстанции, доказательств в обоснование возражений против иска не представлено. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности решения суда в связи с отсутствием разграничения обязанностей администрации муниципального образования и комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «город Черемхово», что приведет, по мнению заявителей жалобы, к неясностям при исполнении решения суда, не состоятельны и выводов суда не опровергают.
Утверждение в жалобе администрации муниципального образования «город Черемхово» на нарушение их права на участие в судебном разбирательстве не может быть принято во внимание, поскольку ходатайства представителей ответчиков об отложении рассмотрения дела были разрешены и обоснованно отклонены судом.
Довод заявителей в жалобах на нарушение судом положений ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно, суд, указав на необходимость проведения кадастровых работ и постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, вышел за пределы исковых требований прокурора, не обоснован, поскольку проведение кадастровых работ необходимо для определения и включения лесов в реестр муниципальной собственности.
Таким образом, решение Черемховского городского суда Иркутской области отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
Однако, из мотивировочной и резолютивной части решения следует исключить указание о площади земельных участков под городскими лесами 2061 га, поскольку определению и включению в реестр муниципальной собственности подлежат лесные участки, находящиеся в границах муниципального образования.
В соответствии со ст. 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после объявления решения суд, принявший решение по делу, не вправе отменить или изменить его. Суд может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в решении суда описки или явные арифметические ошибки.
Таким образом, в силу действующего законодательства положения ст. 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат применению в случае необходимости исправления недостатков судебного решения, выразившихся в допущенных искажениях и неточностях при написании отдельных слов или выражений либо совершении определенных арифметических действий.
Вместе с тем, судом первой инстанции при вынесении обжалуемого определения об исправлении описки было затронуто существо принятого ранее судебного постановления, поскольку путем внесения указанных изменений в резолютивную часть судебного постановления фактически было принято новое немотивированное решение, в связи с чем определение суда подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 333, 334, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Черемховского городского суда Иркутской области от 8 ноября 2012 года о внесении исправлений в решение Черемховского городского суда Иркутской области от 8 июня 2012 года отменить.
Решение Черемховского городского суда Иркутской области от 8 июня 2012 год оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения указание о площади земельных участков под городскими лесами 2061 га.
Председательствующий М.А. Ткачук
Судьи О.В. Егорова
С.С. Апханова