Алтайский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Алтайский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Жежера В.П. Дело №33-7160-10
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 сентября 2010 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.
судей Зинец Н.Н., Дмитриевой О.С.
с участием прокурора Ведерниковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Благовещенской межрайонной прокуратуры на решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 03 августа 2010 года
по иску Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Благовещенского района Алтайского края о возложении обязанности по созданию единой дежурно-диспетчерской службы,
Заслушав доклад судьи Зинец Н.Н., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А
Благовещенский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Благовещенского района Алтайского края, в котором указал, что в ходе проверки, проведенной Благовещенской межрайонной прокуратурой совместно с ТО ГПН №12 МЧС России установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в МО «Благовещенский район» не создана единая дежурно-диспетчерская служба.
В соответствии с п.п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций.
Пунктами 2, 3, 5, 6, 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794, предусмотрено, что составной частью единой системы являются органы повседневного управления, которые на муниципальном уровне представлены едиными дежурно-диспетчерскими службами.
Аналогичные нормы содержатся в Положении об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Администрации Алтайского края от 22.06.2004г. № 289.
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Алтайского края срок создания единых дежурно-диспетчерских служб в муниципальных образованиях определен до 15.03.2010г.
В соответствии с Положением о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Алтайского края от 20.05.2004г. № 205, решения Комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и иных организаций.
Согласно требований ст. 2, ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления должны принимать меры по противодействию терроризму, в том числе по обеспечению и защите основных прав и свобод человека и гражданина; законности; системности и комплексному использованию политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.
Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992г. определяет, что безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Статьей 4 вышеуказанного закона предусмотрено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
В соответствии со ст. 8 данного Закона систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Бездействие администрации Благовещенского района создает угрозу не обеспечения безопасности населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, что является недопустимым и нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку влечет возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, террористических актов, либо создает препятствия к своевременному оповещению людей об их возникновении и ликвидации.
В связи с чем, прокурор просил суд обязать администрацию Благовещенского района Алтайского края создать единую дежурно-диспетчерскую службу в Благовещенском районе и установить ответчику для этого срок в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.
Решением Благовещенского районного суда от 03.08.2010 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурор просит об отмене решения, ссылаясь на то, что судом не учтен факт бездействия администрации, несмотря на наличие представления направленного прокурором в адрес последней о необходимости создания указанной службы; вывод суда об отсутствии угрозы нарушения прав и законных интересов населения, в связи с отсутствием данной службы не верен.
Проверим материалы дела, обсудив доводы представления, выслушав заключение прокурора, поддержавшего кассационное представление, судебная коллегия находит решение суда постановленным правильно.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 10 Закона Алтайского края от 17 марта 1998 г. N 15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" непосредственное руководство защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в городах и районах края в структуре Алтайской территориальной подсистемы РСЧС осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
Согласно ст. 11 Закона Алтайского края от 17 марта 1998 г. N 15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органами управления, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Алтайском крае, входят постоянно действующие органы управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. ПП РФ № 794 от 30.12.2003 г., органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
Часть 1 ст. 15 ФЗ № 131 -ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы суд пришел к правильному выводу о том, что на органах местного самоуправления не лежит обязанность создания единой дежурно-диспетчерской службы за счет собственных средств. Эти службы могут ими создаваться, согласно п. 3.7 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 22.7.01-99.
Довод представления о несостоятельности данного вывода суда основан на неправильном толковании норм закона.
Из анализа приведенных норм следует, что единая дежурно-диспетчерская служба является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом норма, конкретно закрепляющая обязанность органов местного самоуправления по созданию такой службы за счет собственных средств, в законе не предусмотрена.
Кроме того, как следует из материалов дела и не опровергнуто истцом, на территории муниципального образования «Благовещенский район» создан и постоянно действует отдел по делам ГО и ЧС администрации Благовещенского района, который является органом управления на уровне муниципального образования, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в данном районе.
В силу чего суд обоснованно сделал вывод о том, что отсутствие в Благовещенском районе единой дежурно-диспетчерской службы не нарушает прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку в районе при администрации создан орган, который фактически осуществляет полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Доводы представления в этой части выводов суда не опровергают.
Довод кассационного представления о том, что направленное прокурором в адрес администрации Благовещенского района представление о создании единой дежурно-диспетчерской службы, должным образом последним не исполняется само по себе о незаконности постановленного судом решения не свидетельствует.
Иные доводы представления проверены, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 361, ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А
Кассационное представление прокурора Благовещенской межрайонной прокуратуры на решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 03.08.2010 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи