ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-725 от 10.02.2011 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

                                                                                    Верховный Суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Смолева И.В. Дело № 33-725/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

  в составе председательствующего Белова Н.Е.,

судей Харманюк Н.В., Юдина А.В.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании 10 февраля 2011 года гражданское дело по кассационным жалобам Правительства Республики Коми и Дорожного агентства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда от 29 ноября 2010 года, по которому

признано незаконным бездействие Дорожного агентства Республики Коми в части ненадлежащей организации мероприятий по строительству моста через р. Уюб, реконструкции моста через р. Прупт.

Дорожное агентство Республики Коми обязано в срок до 1 мая 2012 года организовать мероприятия по строительству моста через р. Уюб.

Прокурору Усть-Куломского района в удовлетворении иска к Дорожному агентству Республики Коми об обязанности организовать мероприятия по реконструкции моста через р. Прупт отказано.

Заслушав доклад судьи Юдина А.В., объяснения представителя Дорожного агентства Республики Коми Черкасовой О.В., представителя Правительства Республики Коми Казариновой О.А., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Усть-Куломского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Дорожному агентству Республики Коми с учетом уточненных требований от 12 ноября 2010 года о признании незаконным бездействия Дорожного агентства Республики Коми в части ненадлежащей организации мероприятий по строительству моста через реку Уюб (в составе автомобильной дороги «Зимстан – Климовск – Фроловск») и реконструкции моста через реку Прупт (в составе автомобильной дороги «Усть-Кулом – Керчомъя – Гайны»), обязании Дорожного агентства Республики Коми в срок до 1 мая 2012 года в порядке исполнения полномочий, определенных законодательством, организовать мероприятия по строительству моста через р. Уюб и организовать мероприятия по реконструкции моста через р. Прупт.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МР «Усть-Куломский», администрация сельского поселения «Зимстан», Агентство Республики Коми по управлению имуществом, Правительство Республики Коми.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования от 12 ноября 2010 года.

Представители третьих лиц на стороне истца администрации МР «Усть-Куломский», администрации сельского поселения «Зимстан» в судебном заседании поддержали исковые требования.

Представитель Агентства Республики Коми по управлению имуществом, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Правительства Республики Коми поддержала доводы ответчика.

В представленных отзывах на уточнения к исковому заявлению Дорожное агентство Республики Коми и Правительство Республики Коми указали, что требования прокурора Усть-Куломского района по существу являются требованиями о принятии Правительством Республики Коми соответствующего решения о включении объектов в Перечень объектов капитального строительства дорожной инфраструктуры государственной собственности Республики Коми, подлежащих строительству и (или) реконструкции за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, либо утверждении республиканской долгосрочной целевой программы. Указанное подразумевает вмешательство суда в нормотворческую деятельность соответствующего органа государственной власти, что недопустимо.

Суд в порядке ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело при имеющейся явке и постановил приведенное выше решение.

В кассационных жалобах Правительство Республики Коми и Дорожное агентство Республики Коми просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.

Судом установлено, что на основании решения Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 24 марта 2005 года № сеть дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Республики Коми, в том числе автомобильные дороги «Усть-Кулом – Керчомья – Гайны» и дороги «Зимстан – Климовск - Фроловск» были переданы Дорожному агентству Республики Коми и закреплены за ним на праве оперативного управления.

Деревянный мост через реку Прупт находится в составе автомобильной дороги «Усть-Кулом–Керчомья–Гайны», деревянный мост через реку Уюб находится в составе автомобильной дороги «Зимстан – Климовск - Фроловск» и состоят на балансе Дорожного агентства Республики Коми.

Факт того, что состояние мостов через реки Уюб и Прупт находятся в аварийном состоянии, не отвечают требованиям безопасности дорожного движения, их эксплуатация предоставляет угрозу для жизни и здоровья людей, установлен в судебном заседании на основании имеющихся в деле доказательств, в том числе акта, составленного согласно данных осмотра мостов, актов технического освидетельствования мостов, проведенных комиссионно с участием компетентных специалистов, и никем из сторон не оспаривается. Из анализа содержания данных актов следует, что в отношении моста через реку Уюб требуется строительство нового моста, в отношении моста через реку Прупт требуются мероприятия по его реконструкции.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мосты относятся к объектам искусственных дорожных сооружений, которые входят в состав автомобильных дорог.

На основании ч. 2 ст. 15 Федерального закона №257-ФЗ от 08 ноября 2007 года осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 Положения о Дорожном агентстве Республики Коми, утверждённого Постановлением Правительства Республики Коми от 7 февраля 2005 года № 16, Дорожное агентство является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.

В пункте 8 Положения предусмотрено, что Дорожное агентство Республики Коми осуществляет следующие полномочия и функции:

- разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Главе Республики Коми, Правительству Республики Коми проекты правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Агентства;

- издает правовые акты в области дорожного хозяйства по вопросам, отнесенным к ведению Агентства;

- разрабатывает основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог;

- осуществляет планирование дорожной деятельности в Республике Коми на основании документов территориального планирования, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ;

- осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по привлечению финансовых средств из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми для финансирования дорожной деятельности;

- осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог;

- проводит оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования в установленном законодательством порядке;

- организует и контролирует выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также осуществляет приемку выполненных работ;

- осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика по формированию, размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Коми, связанных с реализацией Агентством своих полномочий;

- утверждает проектную, сметную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог, а также изменения и дополнения в неё.

Строительство объектов дорожной инфраструктуры для государственных нужд осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Организация конкурсных процедур осуществляется после принятия решения Правительством Республики Коми об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства дорожной инфраструктуры государственной собственности Республики Коми, не включенные в долгосрочные целевые программы, либо после утверждения долгосрочных целевых программ в соответствии с нормами ст. 179 Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, выполнение Дорожным агентством Республики Коми функций по организации и контролю выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также осуществлению приемки выполненных работ возможно только после принятия соответствующего решения Правительством Республики Коми о включении объектов в Перечень объектов капитального строительства дорожной инфраструктуры государственной собственности Республики Коми, подлежащих строительству и (или) реконструкции за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, либо утверждения республиканской целевой программы.

Постановлением Правительства Республики Коми от 16 мая 2008 года № 121 утвержден порядок принятия нормативного правового акта Правительства Республики Коми об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Коми, не включенные в долгосрочные целевые программы.

Согласно указанному Порядку, в целях принятия нормативного правового акта Правительством Республики Коми, проект данного нормативного правового акта и пояснительная записка к нему направляются на согласование в Министерство финансов Республики Коми Дорожным агентством Республики Коми.

Порядок принятия решений о разработке республиканских целевых долгосрочных программ утвержден Постановлением Правительства Республики Коми от 24 февраля 2009 года № 30. Исходя из анализа п.2 Порядка и п.8 Положения о Дорожном агентстве Республики Коми следует, что Дорожное агентство Республики Коми как орган исполнительной власти Республики Коми является заказчиком республиканских целевых программ в сфере своей деятельности.

На основании изложенного следует, что принятие или непринятие Правительством Республики Коми соответствующего решения о включении объектов, в том числе мостов через реки Прупт и Уюб, в Перечень объектов капитального строительства дорожной инфраструктуры государственной собственности Республики Коми, подлежащих строительству и (или) реконструкции за счет республиканского бюджета Республики Коми, либо утверждение республиканской долгосрочной целевой программы, является результатом рассмотрения Правительством Республики Коми проекта правового акта Правительства Республики Коми, подготовленного Дорожным агентством Республики Коми с его экономическим обоснованием и с целью выделения соответствующих денежных средств из бюджета Республики Коми.

Суд, установив, что, несмотря на неоднократные обращения администрации МР «Усть-Куломский» в Дорожное агентство Республики Коми по поводу аварийного состояния мостов и нарушения прав, проживающих на территории района граждан, ответчиком доказательств, свидетельствующих о принятии Дорожным агентством Республики Коми до момента предъявления прокурором иска мер к исполнению возложенных на него функций в части подготовки проекта нормативно правового акта Правительства Республики Коми по строительству и реконструкции мостов через реки Уюб и Прупт не представлено, обоснованно признал незаконным бездействие Дорожного агентства Республики Коми в части ненадлежащей организации мероприятий по строительству моста через р. Уюб, реконструкции моста через р. Прупт и правомерно возложил на ответчика обязанность в срок до 1 мая 2012 года организовать мероприятия по строительству моста через р. Уюб.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований прокурора к Дорожному агентству Республики Коми об обязаннии организовать мероприятия по реконструкции моста через р.Прупт, суд правомерно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела ответчиком представлен проект распоряжения Правительства Республики Коми, подготовленный Дорожным агентством Республики Коми, о заключении соглашения между Правительством Республики Коми и ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», в соответствии с которым ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» принимает на себя обязательство по участию в финансировании строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, в том числе, по строительству капитального моста через р. Прупт на автомобильной дороге Усть-Кулом – Керчомья – Гайны. Поскольку требования прокурора не содержат сведений о конкретном перечне мероприятий, которые обязан осуществить ответчик с целью организации мероприятий по реконструкции или строительству мостов, судом сделан верный вывод о том, что Дорожное агентство Республики Коми в соответствии с возложенными на него полномочиями приняло меры к организации мероприятий по реконструкции моста через р. Прупт.

Приведенные выводы суда соответствуют требованиям закона, подлежащего применению, постановлены при полном установлении юридически значимых обстоятельств и изучении доказательств, подробно мотивированы и сомнений не вызывают.

На основании изложенного, доводы кассационных жалоб о том, что принятие решения о строительстве нового моста через р.Уюб путем включения в перечень объектов капитального строительства законодательством Российской Федерации и Республики Коми отнесено к исключительной компетенции Правительства Республики Коми не могут быть приняты во внимание и являться основанием для отмены правильного решения суда. Данный факт никто не оспаривает, однако как отмечено выше, для решения данного вопроса Дорожное агентство Республики Коми должно подготовить и внести в установленном порядке на рассмотрение в Правительство Республики Коми проект правового акта или проект целевых программ в сфере своей деятельности.

Доводы кассационных жалоб о том, что у суда отсутствовали основания для признания незаконным бездействия Дорожного агентства Республики Коми в части ненадлежащей организации мероприятий по реконструкции моста через р.Прупт при установлении факта осуществления ответчиком мер по организации мероприятий по реконструкции моста и отказе прокурору в удовлетворении требований об обязанности организовать мероприятия по реконструкции моста через р.Прупт, не могут быть приняты во внимание, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком своевременно не приняты меры к надлежащему исполнению возложенных на него функций как органа исполнительной власти Республики Коми, о чем свидетельствует аварийное состояние мостов.

По этим же основаниям несостоятельны и доводы кассационных жалоб в подтверждение отсутствия бездействия Дорожного агентства Республики Коми о том, что ответчиком предпринимались меры по реконструкции мостов в 2006 году, был разработан проект по ремонту моста через р.Уюб, заключались государственные контракты по содержанию автомобильных дорог общего пользования.

Несостоятельны и доводы кассационных жалоб, в которых заявители указывают на невозможность определить из решения, какие именно действия должны быть осуществлены Дорожным агентством Республики Коми при организации мероприятий по строительству моста через р.Уюб, что, по мнению заявителей, может привести к затруднениям при исполнении судебного решения, поскольку решение суда соответствует требованиям ст.198 ГПК РФ. Так, резолютивная часть решения суда содержит все необходимые сведения для исполнения решения суда, сформулирована ясно и не требует дополнительного разъяснения, поскольку из мотивировочной и резолютивной части решения в их совокупности четко прослеживается необходимость организовать мероприятия по строительству моста через р. Уюб в пределах полномочий и функций Дорожного агентства Республики Коми, установленных в п. 8 Положения о Дорожном агентстве Республики Коми.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу приведенных норм органы исполнительной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, суды не вправе предопределять действия органов государственной власти Российской Федерации по внесению изменений и дополнений в правовые акты, вмешиваться в их нормотворческую деятельность и обязывать принять тот или иной правовой акт, внести в него изменения или дополнения, либо отменить его.

Указание в жалобах на то, что при осуществлении правосудия суд не вправе подменять собой самостоятельную ветвь государственной власти и возлагать на нее обязанность по принятию каких-либо административно-хозяйственных решений, которые могут быть приняты только соответствующими органами исполнительной власти в порядке, установленном действующим законодательством не является основанием для отмены решения суда, поскольку на ответчика возложена обязанность, установленная нормативно правовым актом Правительства Республики Коми и входящая в компетенцию данного органа исполнительной власти Республики Коми, без вмешательства в нормотворческую деятельность органов государственной власти Республики Коми по принятию того или иного правового акта, внесения в него изменения или дополнения, либо отмены его.

Ссылки Дорожного агентства Республики Коми в кассационной жалобе в подтверждение незаконности принятого решения на то, что на основании распоряжения Правительства Республики Коми от 26.08.2010 №387-р автомобильная дорога «Зимстан-Климовск-Фроловск» с искусственными сооружениями на ней с 1 января 2011 года поменяла свой статус из автомобильной дороги регионального или муниципального значения на автомобильную дорогу местного значения несостоятельны, поскольку на момент вынесения решения суда срок передачи имущества, определенный постановлением Правительства Республики Коми не наступил. Вопрос процессуального правопреемства и замены стороны в исполнительном производстве правопреемником может быть разрешен на стадии исполнения судебного решения.

Доводы жалоб со ссылкой на судебную практику судов по данному вопросу не могут быть приняты во внимание, поскольку юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, а представляет собой толкование нормы права и является примером применения этой нормы с учетом конкретных обстоятельств дела.

Нормы материального права судом применены верно. Нарушений процессуального права, которые влекут отмену решения, судом не допущено. Решение суда законно и обоснованно.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационных жалобах, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда от 29 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Республики Коми, Дорожного агентства Республики Коми - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -