Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГК-005982-02/2011
Дело № 33-7251/2011 Судья Лотова Н.И.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Челябинск 12 июля 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г. Л.
судей Кучина М.И.
Трапезниковой И.И.,
при секретаре Булавинцеве СИ.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по кассационной жалобе Отделения по г.Кыштыму Управления Федерального казначейства по Челябинской области на решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 18 мая 2011 года по заявлению ФИО1 об оспаривании действий Отделения по г.Кыштыму УФК по Челябинской области.
Заслушав доклад судьи Трапезниковой И.И. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, выслушав представителя Отделения по г.Кыштыму УФК по Челябинской области, действующую по доверенности ФИО2, руководителя Отделения по г.Кыштыму УФК по Челябинской области ФИО3, представителя Финансово-экономического управления Кыштымского городского округа, действующую по доверенности ФИО4, представителя заявителя ФИО1, действующего по доверенности ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Отделения по г. Кыштыму Управления Федерального казначейства по Челябинской области (далее - Отделение по г.Кыштыму УФК по Челябинской области), просила признать необоснованными действия Отделения по возврату ей исполнительного листа, обязать Отделение по г.Кыштыму УФК по Челябинской области принять к исполнению исполнительный лист Кыштымского городского суда от 14 мая 2010 года о взыскании *** руб. с Кыштымского городского округа в лице Финансово-экономического управления, как исполнительного финансового органа Кыштымского городского округа и главного распорядителя средств местного бюджета.
В обоснование заявленных требований указала, что руководствуясь п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, 06 апреля 2011 года она направила исполнительный лист в Отделение по г. Кыштыму УФК по Челябинской области, как орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета получателя средств местного бюджета Кыштымского городского округа для исполнения. Однако, письмом от 08 апреля 2011 года указанный исполнительный лист и приложенные к нему
1
документы Отделением по г. Кыштыму УФК по Челябинской области ей возвращены, со ссылкой на то, что должнику лицевые счета, указанные в п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, в отделении не открыты. Полагает, что доводы Отделения противоречат действующему бюджетному законодательству, предусматривающему порядок обращения взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, поскольку должнику - Финансово-экономическому управлению Кыштымского городского округа, как главному распорядителю бюджетных средств муниципального образования, Отделением по г.Кыштыму УФК по Челябинской области открыт лицевой счет по которому осуществляется зачисление всех кассовых поступлений и выплат, то есть Финансово-экономическое управление Кыштымского городского округа является получателем средств местного бюджета и Отделение г.Кыштыма УФК по Челябинской области обязано было принять у нее исполнительный лист для исполнения.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ее представитель, действующий по доверенности ФИО5, заявленные требования поддержал.
Представитель Отделения по г.Кыштыму УФК по Челябинской области - руководитель Отделения ФИО3, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.
Представитель Финансово-экономического управления Кыштымского городского округа в судебном заседании участия не принимал.
Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных требований: решение Отделения по г. Кыштыму УФК по Челябинской области о возвращении ФИО1 исполнительного листа признано незаконным; на Отделение по г. Кыштыму УФК по Челябинской области возложена обязанность принять к исполнению исполнительный документ -исполнительный лист № *** от 14 мая 2010г., выданный Кыштымским городским судом Челябинской области, о взыскании с Кыштымского городского округа за счет средств местного бюджета в пользу ФИО1 *** рублей.
В кассационной жалобе Отделение по г. Кыштыму УФК по Челябинской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывают, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Ссылаются на то, что в решении суд обязал отделение принять исполнительный лист на сумму взыскания *** рублей, в то время как Отделением по г.Кыштыму возвращен исполнительный лист на сумму взыскания *** рублей. Указывают, что исполнительный лист возвращен взыскателю также в связи с тем, что в нем не указана дата его выдачи, что является основанием для возвращения исполнительного документа в силу п.З ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ.
Ссылаются на то, что судом неправильно истолкован порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Исполнительный лист возращен взыскателю в связи с тем, что в Отделении по г. Кыштыму УФК по Челябинской области Финансово-экономическому управлению Кыштымского городского округа открыт лицевой счет бюджета. Лицевые счета, указанные в п.1 ст.242.3, п.1 ст. 242.4, п.1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Финансово-экономическому управлению Кыштымского городского округа не открывались. Указывают, что положения ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ прямо предусматривают, что в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом. При этом, Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденный Приказом казначейства от 07.10.2008 года №7Н, определяет коды лицевых счетов по каждому виду лицевого счета, в том числе: 01 - лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств; 02 - лицевой счет бюджета; 03 -лицевой счет получателя бюджетных средств. Указывают, что Финансово-экономическому управлению Кыштымского городского округа лицевой счет получателя бюджетных средств (03) в Отделении по г.Кыштыму не открыт. Ссылаются на то, что в силу Положения о Финансово-экономическом управлении Кыштымского городского округа, утвержденного Решением Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области от 29.07.2010 № 75, Финансово-экономическое управление Кыштымского городского округа является исполнительным финансовым органом Кыштымского городского округа, осуществляющим организацию исполнения бюджета Кыштымского городского округа в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и муниципальными правовыми актами Кыштымского городского округа, и в соответствии с возложенными на него функциями открывает и ведет лицевые счета главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита местного бюджета, главных распорядителей бюджетных средств, а также получателей бюджетных средств. Ссылаясь на положения п.1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ, указывают, что соглашения между администрацией Кыштымского городского округа и Отделением по г.Кыштыму УФК по Челябинской области об открытии и ведении лицевых счетов для учета
4
операций получателей средств местных бюджетов не заключено; лицевой счет получателя средств местного бюджета открыт в Финансово-экономическом управлении Кыштымского городского округа, который и должен принять к исполнению исполнительный лист.
Представители Отделения по г.Кыштыму УФК по Челябинской области, действующая по доверенности ФИО2, руководитель Отделения по г.Кыштыму ФИО3, в суде кассационной инстанции поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель Финансово-экономического управления Кыштымского городского округа, действующая по доверенности ФИО4, доводы кассационной жалобы поддержала, пояснила, что исполнять исполнительный документ должно Финансово-экономическое управление Кыштымского городского округа, у Отделения по г.Кыштыму полномочий на списание денежных средств для исполнения исполнительного документа не имеется. Также указала, на то, что при составлении отзыва на заявление была допущена ошибка и заявление они полагали не подлежащим удовлетворению.
Представитель заявителя ФИО1, действующий по доверенности ФИО5, доводы жалобы не признал. Пояснил, что возвращение исполнительного документа взыскателю по тому основанию, что в исполнительном листе не указана дата его выдачи, ими не оспаривается, поскольку не препятствует заявителю вновь обратиться с исполнительным документом в Отделение по г.Кыштыму. Однако они не согласны с тем, что Отделение по г.Кыштыму не может исполнить исполнительный документ, поскольку в Отделении по г.Кыштыму открыт лицевой счет бюджета Финансово-экономическому управлению Кыштымского городского округа как главному распорядителю средств местного бюджета для учета операций по кассовым поступлениям и кассовым выплатам. Также указал, что основание, по которому исполнительный лист возвращен взыскателю, Законом не предусмотрено, в связи с чем полагал, что исполнительный лист должен был быть направлен Отделением по г.Кыштыму в Финансово-экономическое управление Кыштымского городского округа.
ФИО1 в суд кассационной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции извещена, об уважительности причин неявки суду не сообщила. Руководствуясь ч.2 ст. 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п.п.З, 4 ч. 1 ст. 362
5
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренный п.3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ перечень оснований для возврата исполнительного документа взыскателю является исчерпывающим, в связи с чем основания, по которым Отделением был возвращен исполнительный лист взыскателю, являются незаконными, а кроме того, противоречат положениям п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, в силу того, что Отделением по г. Кыштым УФК по Челябинской области был открыт лицевой счет Финансово-экономическому управлению Кыштымского городского округа, как главному распорядителю средств местного бюджета, № ***, следовательно предъявленный к исполнению исполнительный документ подлежит исполнению Отделением по г.Кыштыму УФК по Челябинской области, как органом федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на неправильном применении норм материального права и несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из смысла указанных статей следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходима совокупность двух условий - несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод заявителя, обратившегося в суд соответствующим требованием.
6
Как следует из материалов дела решением Кыштымкого городского суда от 14 мая 2010 года, вступившим в законную силу 26 июля 2010 года, Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 июля 2010 года, с муниципального учреждения «Отдел капитального строительства Кыштымского городского округа», а при недостаточности средств у муниципального учреждения «Отдел капитального строительства Кыштымского городского округа» - за счет средств местного бюджета Кыштымского городского округа в пользу ФИО1 взысканы денежные средства, уплаченные в счет цены договора *** рублей, а также денежная сумма *** рублей (л.д. 62-71)
Взыскателю выдан исполнительный лист серия ВС №*** о взыскании с муниципального учреждения «Отдел капитального строительства Кыштымского городского округа», а при недостаточности средств у муниципального учреждения - за счет средств местного бюджета Кыштымского городского округа денежной суммы *** рублей (л.д. 9-14).
06 апреля 2011 года ФИО1 обратилась с заявлением в Отделение по г. Кыштыму УФК по Челябинской области о принятии исполнительного листа серии ВС №*** от 14.05.2010 года к исполнению (л.д. 8).
Исполнительный лист серии ВС №*** от 14.05.2010 года Отделением по г.Кыштыму УФК по Челябинской области возвращен заявителю в связи с невозможностью исполнения его отделением по г.Кыштыму УФК по Челябинской области, поскольку в Отделении по г.Кыштыму УФК по Челябинской области Финансово-экономическому управлению Кыштымского городского округа открыт лицевой счет бюджета, лицевые счета, указанные в п. 1 ст. 242.3, п. 1 ст. 242.4 , п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ не открыты, а также в связи с тем, что в представленном исполнительном листе не указана дата выдачи исполнительного листа (л.д. 16-17).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлено, что в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств
7
местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу п. 1 Положения о Финансово-экономическом управлении Кыштымского городского округа, утвержденного Решением Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области от 29.07.2010 № 75 Финансово-экономическое управление Кыштымского городского округа является исполнительным финансовым органом Кыштымского городского округа, осуществляющим организацию исполнения бюджета Кыштымского городского округа в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Кыштымского городского округа, регулирующими бюджетные правоотношения, осуществляющим в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности органов местного самоуправления Кыштымского городского округа, органов Администрации Кыштымского городского округа с правами юридического лица, муниципальных учреждений и предприятий по исполнению бюджетных правоотношений на территории Кыштымского городского округа.
Подпункт 20 пункта 9 раздела 3 указанного Положения устанавливает, что Финансово-экономическое управление Кыштымского городского округа открывает и ведет лицевые счета главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита местного бюджета, главных распорядителей бюджетных средств, а также получателей бюджетных средств.
Из материалов дела следует, что на основании заявления на открытие лицевого счета Финансово-экономического управления (л.д. 29-33) и в соответствии с Приказом Казначейства РФ от 07.10.2008 № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами», Финансово-экономическому управлению Кыштымского городского округа в Отделении по г.Кыштыму УФК по Челябинской области открыт лицевой счет № <***>, при этом код лицевого счета бюджета - 02, указывает на то, что Финансово-экономическому управлению в Отделении по г.Кыштыму открыт лицевой счет предназначенный для учета операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты) и кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), то есть лицевой счет бюджета.
8
Лицевой счет получателя бюджетных средств (счет 03) Финансово-экономическому управлению Кыштымского городского округа в Отделении по г.Кыштыму УФК по Челябинской области не открыт.
В соответствии с абз.9 п.1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Соглашений об открытии и ведении лицевых счетов для учета операций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) между администрацией Кыштымского городского округа и Отделением по г.Кыштыму УФК по Челябинской области не заключено.
Таким образом, Отделение по г.Кыштыму УФК по Челябинской области, не является органом в котором главному распорядителю средств местного бюджета открыт лицевой счет как получателю средств местного бюджета, и соответственно не обладает полномочиями, необходимыми для исполнения исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскание на средства соответствующего бюджета.
В связи с вышеуказанным выводы суда первой инстанции о том, что поскольку в Отделении по г.Кыштым УФК по Челябинской области Финансово-экономическому управлению Кыштымского городского округа открыт лицевой счет как главному распорядителю бюджетных средств, то исполнительный документ подлежит принятию к исполнению Отделением по г.Кыштыму УФК по Челябинской области, являются ошибочными.
Кроме того, возлагая на Отделение по г.Кыштыму УФК по Челябинской области обязанность принять к исполнению исполнительный документ о взыскании с Кыштымского городского округа за счет средств местного бюджета в пользу ФИО1 *** рублей, суд первой инстанции не учел, что исполнительный лист, направленный взыскателем в Отделение по г.Кыштыму УФК по Челябинской области, предусматривал сумму взыскания *** рублей.
Пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, а именно: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 названной статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи, требованиям, установленным ГПК РФ и Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в исполнительном листе должна быть указана дата выдачи исполнительного листа.
В представленном взыскателем в Отделение по г.Кыштыму УФК по Челябинской области исполнительном документе отсутствует указание на дату его выдачи, что не соответствует требованиям п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Из решения о возврате исполнительного листа от 08.04.2011 года № *** следует, что одним из оснований к возврату исполнительного документа является его несоответствие ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Таким образом, возврат исполнительного документа по данному основанию является законным и обоснованным.
То обстоятельство, что, в качестве основания для возврата исполнительного документа взыскателю указано также на отсутствие в Отделении по г.Кыштыму УФК по Челябинской области лицевого счета Финансово-экономического управления Кыштымского городского округа как получателя средств местного бюджета, основанием для признания действий Отделения по г.Кыштыму УФК по Челябинской области не является, поскольку при вышеуказанных обстоятельствах не свидетельствует о нарушении прав и свобод заявителя.
Органы федерального казначейства при возврате исполнительных документов руководствуются Письмом Казначейства РФ от 10.08.2009 № 42-7.4-05/9.3-467 «Об оформлении возврата предъявляемых в органы Федерального казначейства исполнительных документов», в котором указано на то, что при возврате исполнительного документа причины возврата должны быть описаны полно с соответствующими ссылками на законодательство Российской Федерации; при отсутствии лицевого счета в органе казначейства и при возврате исполнительного документа, в сопроводительном письме, в том числе, указывается на данное обстоятельство и на то, в какой орган и в каком порядке (в том числе, если счет открыт не в органе Федерального казначейства) следует в дальнейшем обращаться взыскателю.
При этом, ненаправление Отделением по г.Кыштыму УФК по Челябинской области исполнительного листа в надлежащий орган казначейства по месту открытия должнику лицевого счета как получателю средств местного бюджета, само по себе не свидетельствует о нарушении прав и свобод заявителя, поскольку основания к возвращению исполнительного документа взыскателю, предусмотренные законом, имелись, и действия Отделения по г.Кыштыму УФК по Челябинской области соответствовали требованиям законодательства.
Заявителем не представлено суду доказательств, подтверждающих, что
10
оспариваемыми действиями нарушены ее права и охраняемые законом интересы.
Необходимой для удовлетворения требований заявителя совокупности условий судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства материалами дела установлены, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1 о признании необоснованными действий Отделения по возврату заявителю исполнительного листа, и возложении на Отделение по г.Кыштыму УФК по Челябинской области обязанности принять к исполнению исполнительный лист Кыштымского городского суда от 14 мая 2010 года о взыскании *** руб. с Кыштымского городского округа в лице Финансово-экономического управления, как исполнительного финансового органа Кыштымского городского округа и главного распорядителя средств местного бюджета.
Руководствуясь ст. 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 18 мая 2011 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований о признании необоснованными действий Отделения по городу Кыштыму Управления федерального казначейства по Челябинской области по возврату исполнительного листа, и о возложении на Отделение по городу Кыштыму Управления федерального казначейства по Челябинской области обязанности принять к исполнению исполнительный лист от 14 мая 2010 года, выданный Кыштымским городским судом Челябинской области, о взыскании с Кыштымского городского округа в лице Финансово-экономического управления, как исполнительного финансового органа Кыштымского городского округа и главного распорядителя средств местного бюджета *** рублей, ФИО1 отказать.
Председательствующий:
Судьи: