ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-725/2011 от 25.01.2011 Свердловского областного суда (Свердловская область)

                                                                                    Свердловский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Свердловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Востерцова А.Г. Дело №33-725/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Константиновой О.В., судей Романова Б.В., Васильевой А.С., при секретаре Жернаковой О.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 25.01.2011 гражданское дело по иску Государственного учреждения «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» к администрации городского округа Верхнее Дуброво об обязании установить охранную зону вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво

по кассационной жалобе ответчика администрации городского округа Верхнее Дуброво на решение Белоярского районного суда Свердловской области от 24.11.2010.

Заслушав доклад судьи Васильевой А.С., пояснения представителя истца - Садреевой Е.В. ..., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Государственное учреждение «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» обратилось в суд с вышеназванным иском. В обоснование иска указало, что объединенная гидрометеорологическая станция Верхнее Дуброво (ОГМС Верхнее Дубров) является обособленным структурным подразделением ГУ «Свердловский ЦГМС-Р», расположенным по адресу: .... На территории ОГМС Верхнее Дуброво расположены два пункта государственной наблюдательной сети: метеорологическая площадка, на территории которой непосредственно осуществляются метеорологические наблюдения, и автоматизированный вычислительный комплекс (АВК) для проведения наблюдений комплексного зондирования параметров атмосферы. В соответствии с ч.3 ст. 13 Федерального закона № 113-ФЗ от 19.07.1998г. «О гидрометеорологической службе» в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность. Согласно п.п. 3,6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.08.1999г. № 972, охранные зоны создаются в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны. В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. В соответствии с п.5 вышеуказанного Положения предоставление изъятие) земельных участков и частей акваторий под охранные зоны стационарных пунктов наблюдений производится в соответствии с земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации на основании схем размещения указанных пунктов, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п.3.7. Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по обеспечению функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и систем получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации, утвержденного приказом Минприроды РФ от 31.10.2008г. № 299 требования п. 5 Положения о согласовании схем размещения пунктов наблюдения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации применяются для вновь открываемых пунктов наблюдений. ОГМС Верхнее Дуброво существует с 1926 года, в соответствии с Приказом Росгидромета № 182 от 30.11.2001 вошла в качестве структурного подразделения в состав ГУ «Свердловский ЦГМС-Р» (п.1.2 Устава ГУ»Свердловский ЦГМС-Р», п. 5 Приложения к Уставу). Проект границ земельного участка, существующего на сегодняшний день, утвержден Постановлением Главы городского округа Верхнее Дуброво ... от18.04.2007. Границы участка на местности установлены при межевании и внесены в кадастровый учет. ОГМС открыта до принятия Положения и Административного регламента, поэтому дополнительных согласований с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Свердловская область) для размещения станции на местности не требуется. Установление охранной зоны вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво является обязанностью администрации городского округа Верхнее Дуброво. ГУ «Свердловский ЦГМС-Р» неоднократно обращалось в администрацию с просьбой об установлении охранной зоны. Из ответов администрации ГО Верхнее Дуброво следует, что администрация не возражает против установления охранной зоны, но каждый раз находятся какие-либо доводы о невозможности ее установления. До настоящего времени охранная зона вокруг пунктов государственной наблюдательной сети не установлена. При установлении охранной зоны вокруг стационарного пункта наблюдений не происходит изъятие земельного участка у землепользователя. Земельный участок остается в распоряжении муниципального образования. В границах участка лишь устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. В соответствии с решением Думы городского округа Верхнее Дуброво ... от 16.07.2009 участок, входящий в двухсотметровую охранную зону, отнесен к зоне перспективной застройки. Строительство в охранной зоне является хозяйственной деятельностью, которая отразится на достоверности получаемой информации. Достоверность информации, получаемой ОГМС Верхнее Дуброво, особенно важна, поскольку станция входит в основную (федеральную) наблюдательную сеть и является реперной. Реперные станции функционируют неограниченное время и неизменных условиях окружающей среды. ОГМС Верхнее Дуброво ведет непрерывные наблюдения за состоянием природной окружающей среды с 1936 года и является самой большой по объему выполняемых наблюдений из станций .... Данные наблюдения ОГМС Верхнее Дуброво передаются непосредственно в Росгидромет, используются при составлении прогноза погоды любой заблаговременности и необходимы для обеспечения органов власти, МЧС, предприятий и частных лиц метеорологической информацией, а так же для оповещения об опасных и стихийных атмосферных явлениях. Кроме этого, ОГМС Верхнее Дуброво входит в перечень станций международного обмена климатическим данными. В настоящее время администрацией выданы разрешения на строительство в охранной зоне нескольким частным лицам, вплотную к границам метеоплощадки ведется строительство жилого дома гражданином Мартиросяном А.В. Как выдача разрешений не строительство, так и строительство осуществляются без согласования с ГУ «Свердловский ЦГМС-Р». Таким образом, бездействие администрации городского округа Верхнее Дуброво приводит к застройке земельного участка, на котором должна быть установлен охранная зона ОГМС Верхнее Дуброво, что может негативно отразиться на качестве наблюдений, выполняемых на пунктах государственной наблюдательной сети. Просит суд обязать администрацию городского округа Верхнее Дуброво установить охранную зону вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво в размере 200м во все стороны согласно прилагаемой схеме.

Впоследствии истец уточнил исковые требования, просит обязать администрацию городского округа Верхнее Дуброво установить вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво - метеорологической площадки и автоматизированного вычислительного комплекса, охранную зону в виде земельных участков, ограниченных на плане замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии 200 метров во все стороны, в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца – Садреева Е.В. по доверенности исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений.

Представитель ответчика администрации городского округа Верхнее Дуброво в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Также представил отзыв, в котором против удовлетворения иска ГУ «Свердловский ЦГМС-Р» возражал. Указал, что в соответствии с ч.3 ст.13 ФЗ от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» в целях получения достоверной информации состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений охранные зоны создаются в порядке, определенном Правительством РФ. Порядок создания охранных зон определен Положением о создании охранных стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 № 972. В соответствии с п.п. 3,4 Положения в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны. Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий. Указанные нормы не являются императивными, а имеют рекомендательный характер, так как содержат понятие «как правило, 200 метров». Положение допускает ситуацию, что размер зоны может быть менее 200 метров, а также что ее может и не быть вовсе. Истец ошибочно полагает, что администрация городского округа Верхнее Дуброво в соответствии со ст.11, 29 Земельного кодекса РФ обязана установить охранную зону вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво, допуская неправильное толкование указанных норм. Во-первых, ст. 11 Земельного кодекса РФ перечисляет полномочия органов местного самоуправления, а именно, перечислены их права, а не обязанности. К тому же перечень полномочий не содержит пункта, определяющего обязанность исполнительного органа местного самоуправления по установлению охранных зон. Администрация городского округа Верхнее Дуброво вправе лишь предоставить земельный участок для этих целей, однако истец никогда не обращался с подобным заявлением. Во-вторых, ст.29 Земельного кодекса РФ также указывает на предоставление земельных участков и не предусматривает каких-либо норм об обязанностях исполнительных органов местного самоуправления по установлению охранных зон. Полагает, что истец должен сам устанавливать охранную зону на своей территории в границах земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании данного учреждения. Спорная зона перспективной застройки не предполагает строительство каких-либо промышленных объектов, а предназначена для предоставления гражданам жилищного строительства с возведением жилых домов высотой не более двух этажей. Администрация ГО Верхнее Дуброво неоднократно предлагала истцу разные варианты установления охранной зоны с учетом сложившейся в микрорайоне «Обсерватория» р.п. Верхнее Дуброво застройки планов развития территории ГО Верхнее Дуброво. Однако истец настаивает на установление охранной зоны именно на расстоянии 200 метров от границ своего земельного участка во все стороны, и никак не меньше. При этом в данную зону подпадают многоквартирные и индивидуальные жилые дома, садовые участки, следовательно, установление охранной зоны повлечет ущемление прав собственников жилых домов, а также землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков. В случае ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков правовым актом ГО Верхнее Дуброво, в соответствии с п.3 ст.57 Земельного кодекса РФ администрация ГО Верхнее Дуброво будет вынуждена возмещать все убытки, причиненные ограничением прав за счет бюджета ГО. Следовательно, действуя в интересах истца, исполнительный орган местного самоуправления должен будет затратить значительные бюджетные средства вопреки интересам населения ГО Верхнее Дуброво. Кроме того, истец не представил ни одного доказательства, подтверждающего тот факт, что какое-либо строительство в зоне перспективной застройки повлечет недостоверность информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений. Следует также учитывать, что радар, установленный на здании ОГМС Верхнее Дуброво, направлен на восток, а не на западную сторону. Следовательно, зона перспективной застройки не попадает в зону действия радара и не может повлиять на качество его наблюдений.

Третье лицо Мартиросян А.В. в судебное заседание не явился.

Решением Белоярского районного суда Свердловской области от 24.11.2010 исковые требования ГУ «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» удовлетворены в полном объеме. Судом постановлено: обязать администрацию городского округа Верхнее Дуброво установить вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво - метеорологической площадки и автоматизированного вычислительного комплекса, охранную зону в виде земельных участков, ограниченных на плане замкнутой линией от границ этих пунктов на расстоянии 200 метров во все стороны, в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Оспаривая законность и обоснованность решения суда, ответчик в кассационной жалобе указал на неправильное применение норм материального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что суд не дал правовой оценки представленным ответчиком доказательствам. Полагает, что истец не представил доказательств того, что какое-либо строительство в зоне перспективной застройки повлечет недостоверность информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений. Полагает, что нормы об установлении границ охранных зон и их размеров не являются императивными, а имеют рекомендательный характер. Считает, что суд ошибочно установил, что ответчик обязан установить охранную зону, допуская неправильное толкование норм Земельного кодекса РФ (ст.11,29) и постановление Правительства РФ от 27.08.1999 № 972 (п.3,4,5). Суд первой инстанции не учел местоположение пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво, полагая, что данный объект находится за границами населенного пункта – рабочий поселок Верхнее Дуброво. Просит решение суда отменить.

Проверив материалы дела и обжалуемое решение в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Суд правильно определил характер правоотношения между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ОГМС Верхнее Дуброво на основании приказа Росгидромета ... от 30.11.2001 входит в качестве структурного подразделения в состав ГУ «Свердловский ЦГМС-Р». С 1936 года ОГМС Верхнее Дуброво ведет непрерывные наблюдения за состоянием природной окружающей среды, входит в список основной метеорологической сети, является реперной станцией и переносу не подлежит.

Необходимость установления охранной зоны вокруг метеорологической площадки ОГМС В. Дуброво следует из ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 за № 972.

Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что нормы об установлении границ охранных зон и их размеров не являются императивными, а имеют рекомендательный характер, судебная коллегия во внимание принять не может, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права. Так, из приведенных норм однозначно усматривается обязательность установления охранной зоны вокруг комплекса Объединенной гидрометеорологической станции Верхнее Дуброво, включающего земельный участок с установленным на нем оборудованием. Суд первой инстанции пришел также к верному выводу о том, что соответствующая зона должна устанавливаться не внутри земельного участка, занятого наблюдательными пунктами, а вокруг его границ.

Принимая во внимание положения п. 5 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 за № 972, ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что установление охранной зоны вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво является обязанностью администрации городского округа Верхнее Дуброво.

Учитывая неоднократное обращение ГУ «Свердловский ЦГМС-Р» в администрацию городского округа Верхнее Дуброво с просьбой об установлении охранной зоны в 2008-2009 годах вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво - метеорологической площадки и автоматизированного вычислительного комплекса и принимая во внимание бездействие ответчика по указанному вопросу - не установление до настоящего времени охранной зоны вокруг пунктов государственной наблюдательной сети не установлена, суд пришел к верному выводу об удовлетворении иска об обязании администрации городского округа Верхнее Дуброво установить вокруг пунктов государственной наблюдательной сети ОГМС Верхнее Дуброво - метеорологической площадки и автоматизированного вычислительного комплекса, охранную зону в виде земельных участков, ограниченных на плане замкнутой линией от границ этих пунктов на расстоянии 200 метров во все стороны.

Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в вынесенном решении, подтверждаются материалами дела. Оснований, предусмотренных ст. 362 указанного Кодекса, для отмены решения суда суд кассационной инстанции не усматривает.

Судебная коллегия не может признать состоятельными доводы кассационной жалобы, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Доводы жалобы являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.

Руководствуясь абз. 2 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белоярского районного суда Свердловской области от 24.11.2010 оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика администрации городского округа Верхнее Дуброво - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: