ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья: Королев Р.В. дело № 33-7260/2012
учёт № 63
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июля 2012 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Сальниковой М.М., Фахрутдиновой Р.А.
при секретаре судебного заседания Сулейманове Р.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 21 мая 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решения государственного органа – отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения ФИО1 в поддержку апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица органа местного самоуправления - распоряжения главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - администрация) от 3 февраля 2012 года №80р в части снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
В обоснование заявления ФИО1 указала, что состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по системе социальной ипотеки как работник бюджетной сферы.
По результатам конкурса, проведенного 1 ноября 2011 года, ей определена , общей площадью 61,28 кв м, в связи с чем она обратилась в администрацию с заявлением о перерегистрации ее учетного дела.
Распоряжением главы администрации от 3 февраля 2012 года № 80р ее сняли с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по системе социальной ипотеки, так как она является собственником доли жилого дома общей площадью 70,8 кв м, расположенного по адресу: .
ФИО1 считает такое решение неправомерным, поскольку квартира по системе социальной ипотеки приобретается для всей семьи, в которую входят ее родители, проживающие в том же в жилом доме.
Исходя из этого, она просит признать незаконным вышеуказанное распоряжение в части снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и обязать главу администрации отменить распоряжение в этой части.
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО9 заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель Администрации ФИО2 с заявлением не согласилась, пояснив, что ФИО1 в 2006 году была поставлена в очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В 2008 году она получила по договору дарения 1/2 долю жилого дома и земельного участка в пгт. Кукмор, в связи с чем была снята с учета, как улучшившая свои жилищные условия.
Суд отказал в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, при этом указывает, что квартира по системе социальной ипотеки приобретается на возмездной основе, ею внесены денежные средства за будущую квартиру. Суд не учел то обстоятельство, что в данный момент она проживает в общежитии на условиях найма, которое предоставлено ей только на время ее работы. В жилом доме в пгт.Кукмор она не проживает, а проживают ее родители. Кроме того, ФИО1 указывает на нарушение порядка снятия с учета, установленного пунктами 16-18 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 поддержала апелляционную жалобу. Представитель администрации в судебное заседание не явился при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Пунктом 5.1 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года № 190 (далее – Правила и порядок), определены общеобязательные основания постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. К таким основаниям, в частности, относятся:
подача заявителем заявления по месту жительства или месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;
осуществление трудовой деятельности заявителями и трудоспособными членами семьи;
совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 Правил и порядка;
наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность.
Пунктом 5.2 Правил и порядка в качестве дополнительных оснований предусмотрены следующие обстоятельства:
проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, - независимо от нормы принятия на учет для приобретения жилья по социальной ипотеке;
признание жилого помещения аварийным, ветхим;
необходимость сноса занимаемых помещений по градостроительным планам;
участие организаций по месту работы членов семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке, в финансировании программы развития жилищного строительства;
иные случаи, установленные действующим законодательством.
Пунктом 3 Правил и порядка установлена норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
По смыслу пункта 13 Правил и порядка семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вносятся в предварительный список семей для включения в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан»), а затем – в Реестр указанной специализированной организации в порядке очередности.
Как следует из материалов дела, ФИО1 проживает в общежитии по адресу: , что подтверждается справкой от .
В 2006 году она принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в 2006 году, заведено учетное дело .....
В декабре 2008 года ФИО1 стала собственником 1/2 доли жилого дома общей площадью 70,8 кв м, расположенного по адресу: . Право собственности зарегистировано за ...., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от .....
По результатам конкурса, проведенного , ФИО1 определена будуща собственная площадью 61,28 кв м.
Согласно пункту 1.10 Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 2 августа 2007 года № 366 граждане, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в органах местного самоуправления, обязаны после предварительного выбора квартиры и до подписания документов, удостоверяющих право на заселение и пользование выбранной квартирой, пройти по месту постановки на учет перерегистрацию в целях подтверждения на момент выбора жилого помещения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
В предварительном протоколе участия и выбора будущей собстенной квартиры гражданина также указывается на его обязанность в течение 30 дней пройти перерегистрацию в исполнительном комитете муниципального образования по месту постановки на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке.
При подтверждении органами местного самоуправления статуса семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки на момент выбора квартиры и после сдачи объекта на баланс Фонда, в течение 10 рабочих дней гражданин обязан подписать протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору социальной ипотеки.
В случае, если органы местного самоуправления не подтверждают статус семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, предварительный протокол и договор социальной ипотеки расторгаются в связи с существенным изменением обстоятельств, и семья исключается из реестра по Республике Татарстан.
Как указывает ФИО1 в своем заявлении, после получения протокола она обратилась в администрацию с заявлением о перерегистрации учетного дела.
Распоржением главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани от 3 февраля 2012 года № 80р она снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку совокупный уровень ее обеспеченности жилой площадью составляет 35,4 кв м, что превышает учетную норму, предусмотренную пунктом 3 Правил и порядка.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным вышеуказанного распоряжения, суд правомерно исходил из того, что основанием для принятия оспариваемого распоряжения послужило изменение совокупного уровня обеспеченности жилой площадью в результате приобретения права собственности на доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью
Согласно пункту 2.3 Правил и порядка совокупный уровень обеспеченности общей площади в объектах жилищных прав представляет собой суммарный размер общей площади всех жилых помещений (доли жилых помещений), занимаемых членами семьи по договору найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Из материалов дела усматривается, что заявителю по договору найма предоставлено койко-место в общежитии. В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Как видно из финансового лицевого счета от 21 ноября 2011 года, занимаемая ФИО1 на условиях найма жилая площадь составляет 6,55 кв м. Кроме того, за ней зарегистрировано право собственности на 1/2 доли жилого дома общей площадью 70,8 кв м (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 февраля 2012 года).
Таким образом, на момент выбора квартиры и подачи заявления о перерегистрации учетного дела совокупный уровень обеспеченности заявителя общей площадью жилищных прав превысил установленную норму постановки на учет.
В соответствии с пунктом 18 Правил и порядка право состоять в реестре специализированной организации сохраняется за заявителем до выбора семьей отдельной квартиры, за исключением случаев, определенных этим же пунктом. Абзацем седьмым пункта 18 Правил и порядка к таким исключениям отнесено выявление в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих права гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет является общеобязательным основанием для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, в связи с чем сведения о приобретении в собственность доли в праве на жилой дом общей площадью 70,8 кв м не подтверждают права ФИО1 на государственную поддержку.
Исходя из этого, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания незаконным распоряжения главы администрации об отказе в перерегистрации учетного дела и о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
При этом суд дал надлежащую оценку доводу завяителя о приобретении квартиры по социальной ипотеке для семьи из трех человек и о нуждаемости всей семьи в улучшении жилищных условий, сославшись в решении на нормы статьей 31 и 69 Жилищного Кодекса Российской Федерации и отметив, что при постановке на учет родители заявителя не были указаны в качестве членов ее семьи.
Довод апелляционной жалобы о возмездном характере социальной ипотеки не изменяет существа сложившихся правоотношений, поскольку в данном случае речь идет о предоставлении мер государственной поддержки. Основные требования к получателям данной поддержки установлены правовыми актами органов государственной власти, в том числе – Правилами и порядком постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года № 190.
Довод о том, что место в общежитии заявителю предоставлено лишь на период трудовых отношений, также не свидетельствует о неправильном определении судом обстоятельств дела, поскольку выводы суда о законности оспариваемого распоряжения основаны на определении совокупного уровня обеспеченности жилой площадью как суммарного размера общей площади всех жилых помещений (доли жилых помещений), занимаемых заявителем по договору найма и принадлежащих ей на праве собственности.
Также не является основанием для отмены решения суда тот факт, что в жилом доме фактически проживают ее родители, а также о неблагоустроенности данного дома, поскольку юридически значимым обстоятельством для определения уровня обеспеченности общей площадью в объектах жилищных прав является право собственности на жилые помещения (доли жилых помещений).
Материалами дела подтверждается, что заявитель является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: , другая 1/2 доли в праве принадлежит ФИО10 Согласно выписке из домовой книги от по указанному адресу только зарегистрированы ФИО11 и ФИО12
Данным обстоятельствам суд также дал надлежащую оценку, установив, что порядок пользования жилым домом не определен, доли в натуре не выделены, следовательно, в пользовании указанных лиц находится жилой дом общей площадью . В связи с этим судом правомерно не принят во внимание довод заявителя о том, что уровень ее обеспеченности общей площадью в объектах жилищных прав составляет 11,8 кв м (1/3 часть от площади 1/2 жилого дома).
Как следует из положений пунктов 5.1 и 5.2 Правил и порядка, уровень благоустроенности жилого дома не имеет значения при определении совокупного уровня обеспеченности общей площадью в объектах жилищных прав, если жилое помещение не признано аварийным, ветхим и отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Доводы о несоответствии жилого дома установленным требованиям, о признании его аварийным, либо ветхим, суду первой инстанции не заявлялись, доказательства по данным обстоятельствам не представлялись.
Судебная коллегия также полагает ошибочной позицию заявителя о нарушении порядка снятия с учета, установленного пунктами 16-18 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан. По мнению заявителя, нарушение порядка выразилось в том, что не был выяснен факт исключения заявителя из Реестра специализированной организации (некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан»), а также наличия иных оснований для нахождения на учете.
Между тем, пунктом 18 Правил и порядка установлены обстоятельства, исключащие право состоять в Реестре, а также обязанность органа местного самоуправления информировать специализированную организацию о выявлении случаев, указанных в абзацах втором – шестом данного пункта, в 10-дневный срок. Исключение из Реестра осуществляется решением специализированной организации с обязательным письменным извещением органа местного самоуправления и заявителя с указанием причины исключения в 10-дневный срок со дня принятия решения, после чего орган местного самоуправления в 10-дневный срок принимает решение о снятии Заявителя с учета. Решение о снятии с учета принимается при отсутствии у Заявителя иных оснований для нахождения на учете.
По смыслу вышеприведенных положений, такой порядок действует при выявлении случаев, указанных в абзацах втором – шестом пункта 18 Правил и порядка, в то время как основанием для отказа в перерегистрации учетного дела и снятии заявителя с учета послужили обстоятельства, предусмотренные абзацем седьмым данного пункта.
Кроме того, совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет в силу пункта 5.1. Правил и порядка является общеобязательным основанием для принятия на учет. Каких-либо доводов о наличии дополнительных оснований, предусмотренных пунктом 5.2 Правил и порядка, в ходе судебного разбирательства суда первой и апелляционной инстанций не заявлено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда подтверждаются исследованными доказательствами, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не усматривается.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 21 мая 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий -
Судьи -