ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-7316 от 20.07.2012 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

                                                                                    Кемеровский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Попов А.А. Дело № 33-7316

Докладчик Молчанова Л.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам

Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Молчановой Л.А.,

судей: Ветровой Н.П., Лавник М.В.

при секретаре Козловой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Молчановой Л.А. гражданское дело по апелляционному представлению прокурора  на решение 1 городского суда  от ДД.ММ.ГГГГ

по заявлению прокурора  к ФИО2
1 городского округа об оспаривании Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат управляющим организациям, предоставляющим населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в 2012 г., утвержденного постановлением администрации 1 городского округа от 30.12.2011г. № 2483-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат управляющим организациям, предоставляющим населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в 2012 году,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор  обратился в суд с заявлением о признании Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат управляющим организациям, предоставляющим населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в 2012 году, утв. Постановлением Администрации 1 городского округа от 30.12.2011 г. № 2483п недействующим со дня его принятия.

Требования обоснованы тем, что в ходе проведения проверки установлено, что настоящим Порядком определены правила предоставления из местного бюджета субсидий управляющим организациям на возмещение их затрат, не покрываемых платежами населения за предоставляемые услуги собственникам помещений в многоквартирных домах.

Прокурор полагает, что данный муниципальный правовой акт противоречит действующему федеральному законодательству. В частности, ст.9 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) определены бюджетные полномочия муниципальных образований, к которым не отнесены вопросы предоставления субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам. Право на субсидии имеют граждане, а не организации. Финансирование расходов на предоставление субсидий (на оплату коммунальных услуг) осуществляется из бюджетов субъектов РФ, что предусмотрено ч. 1, 2, 8 ст. 159 ЖК РФ.

Поскольку возникновение межтарифной разницы является следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации, финансирование же из средств местных бюджетов расходных обязательств, возникших в результате принятия решений органами государственной власти, не допускается.

В соответствии с ч.1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Управляющие компании не выступают в качестве потребителя коммунальных услуг, и не является их перепродавцом, поэтому не являются получателями субсидий, предусмотренных ст. 78 БК РФ.

Кроме того, согласно п. 3 ч. 2 ст. 78 БК РФ указанные субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной ФИО2.

Между тем, Порядок предоставления субсидий, обладающий всеми признаками нормативного правового акта, в нарушение требований ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2, ч.3 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частей 5, 5.1 ст. 38 Устава муниципального образования «Междуреченский городской округ» до настоящего времени не опубликован в 1 городской газете  и, следовательно, не может применяться.

Прокуратурой города 05.03.2012 г. принесен протест на Порядок предоставления субсидий, который незаконно отклонен согласно ответа Главы 1 городского округа ФИО7 от 13.03.2012 г. № 295.

В судебном заседании старший помощник прокурора  ФИО8 настаивал на удовлетворении заявленных требований.

1 заинтересованного лица – Администрации 1 городского округа ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, 1 третьего лица - Муниципального казенного учреждения
«Управление развития жилищно-коммунального комплекса» ФИО10,
действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ просили в удовлетворении заявления отказать.

Решением 1 городского суда  от 17 мая 2012 года в удовлетворении заявления прокурора  к 1 городского округа отказано.

В апелляционном представлении прокурор  просит решение суда отменить, принять новое решение, приводит доводы, аналогичные изложенным в заявлении, кроме того, указывает на то, что в нарушение требований п.1, 3 ч. 3 ст.78 БК РФ, оспариваемый муниципальный правовой акт - Порядок предоставления субсидий, не определяет категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В решении суда указано на то, что оспариваемый прокурором  предоставления субсидий не является нормативным правовым актом, однако настоящее заявление рассматривалось городским судом не в порядке предусмотренным главой 25 ГПК РФ, а в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ, с нарушением установленных ч. 1 ст. 257 ГПК РФ сроков.

Представителем Администрации 1 городского округа принесены возражения на апелляционное представление.

В суде апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры  ФИО11 доводы апелляционного представления поддержала, просила решение суда отменить.

1 городского округа ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 1 Муниципального казенного учреждения «Управление развития жилищно-коммунального комплекса» ФИО10, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ на 1 год поддержали доводы возражений, просили решение суда оставить без изменения

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений, выслушав 1 лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 227.1, ст.328 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела Постановлением Коллегии ФИО2  от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена долгосрочная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и поддержка жилищно – коммунального хозяйства на территории » на 2012 – 2014 годы, с подпрограммой «Поддержка жилищно-коммунального хозяйства» в целях стабильной работы организаций жилищно – коммунального комплекса, которой предусмотрена субсидия из областного бюджета местному бюджету 1 городского округа на 2012 г.

1 городским Советом народных депутатов принято Решение от 27.12.2011 г. №300 «О бюджете муниципального образования «1 городской округ» на 2012 год и на плановый перио 2014 годов», п.19 которого предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в том числе, в случаях связанных с возмещением затрат управляющим организациям, предоставляющим населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Указанные субсидии согласно данному решению предоставляются в порядке, установленном постановлениями 1 городского округа.

Постановлением администрации 1 городского
округа от 30.12.2011 г. № 2483- п в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ, руководствуясь ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», решением 1 городского Совета народных депутатов от 27.12.2011 г. №300 «О бюджете муниципального образования «1 городской округ» на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Уставом Муниципльного образования «1 городской округ», утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат управляющим организациям, предоставляющим населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в 2012 году. Указаний на порядок опубликования Постановление № п от ДД.ММ.ГГГГ не содержит.

В соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 38 Устава муниципального образования «1 городской округ» Глава 1 городского округа в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами , настоящим Уставом издает постановления 1 городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами .

Таким образом, оспариваемый Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат управляющим организациям, предоставляющим населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в 2012 году, утв. Постановлением администрации 1 городского
округа от 30.12.2011 г. № 2483- п принят в рамках полномочий органа местного самоуправления.

Согласно п. 9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемый акт обладает указанными признаками нормативного правового акта.

В силу ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

В силу п. 4. ст. 38 Устава муниципального образования «1 городской округ» правовые акты главы 1 городского округа вступают в силу с момента подписания, если иное не определено в самом правовом акте.

Согласно ч. 5, ч.5.1 ст. 38 Устава муниципального образования «1 городской округ» правовые акты главы 1 городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в 1 городской газете «, за исключением правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограниченно федеральным законом. Правовые акты главы 1 городского округа, подлежащие опубликованию, публикуются в 1 городской газете

Оспариваемый прокурором Порядок предоставления субсидий управляющим организациям не затрагивает прав и свобод и обязанностей граждан.

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам за счет субвенций бюджетам городских округов, т.е. за счет средств областного бюджета, урегулировано Постановлением ФИО2  от 22.01.2009 г. № 99-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на счета граждан».

Прокурором не приведено доказательств нарушения прав организаций и лиц, принятым в отношении них оспариваемым Порядком предоставления субсидий.

Таким образом, довод прокурора о том, что оспариваемый порядок подлежал обязательному опубликованию в 1 городской газете », является не состоятельным.

Выводы суда первой инстанции о том, что Постановление администрации 1 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п не является нормативным правовым актом, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку судом первой инстанции при рассмотрении заявления прокурора оспариваемый Порядок предоставления субсидий управляющим организациям, утвержденный данным Постановлением администрации 1 городского округа, проверен на соответствие нормам федерального законодательства, в частности, нормам Жилищного и Бюджетного кодексов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Администрации 1 городского округа на основании Постановления Коллегии ФИО2  от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении долгосрочной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и поддержка жилищно – коммунального хозяйства га территории » на 2012 – 2014 годы» из областного бюджета выделена субсидия на 2012 г.

1 городской Совет народных депутатов самостоятельно принял решение от 27.12.2011 № 300 «О бюджете муниципального образования «1 городской округ» на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», в котором предусмотрел возможность предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях связанных с возмещением затрат управляющим организациям, предоставляющим населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в порядке, установленном постановлением администрации 1 городского округа.

В целях реализации указанных решений принято Постановление 1 городского округа № п об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат управляющим организациям, предоставляющим населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в 2012 г. из бюджета 1 городского округа.

Постановлением 1 городского округа от 26.01.2012 г. № 104-п «Об уполномоченном органе по реализации мероприятий подпрограммы «Поддержка жилищно- коммунального хозяйства» долгосрочной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и поддержка жилищно-коммунального хозяйства на территории » на 2012-2014 годы» МКУ «УР ЖКК» определено уполномоченным органом, главным администратором доходов местного бюджета по реализации мероприятий указанных подпрограммы и программы на выплату субсидий, связанных с возмещением затрат управляющим организациям, предоставляющим населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что 1 городской округ самостоятельно принял на себя указанные финансовые обязательства по возмещению затрат управляющих организаций, предоставляющим населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом установлены ст. 161 ЖК РФ, ч.1 которой предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома (ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ).

В силу ч.2, ч.3 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч.14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

Таким образом, в силу прямого указания закона на управляющую организацию возлагается обязанность по предоставлению коммунальных услуг гражданам, и выводы суда первой инстанции о том, что предоставление 1 городского округа управляющим организациям субсидий в соответствии со ст. 78 БК РФ не противоречит действующему законодательству, являются обоснованными.

Согласно ч.1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам
(за исключением субсидий государственным (муниципальным)
учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -
производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и
безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных
доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ,
оказанием услуг.

В соответствии с п.3 ч.2, ч. 3 ст.78 БК РФ, указанные субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной ФИО2.

В силу ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Оспариваемый Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат управляющим организациям в п. 3, 4, 5, 7, 8, 12, 13 предусматривает категории и критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления таких субсидий, учет и отчетность по использованию субсидий, контроль за целевым использованием субсидий. В случае установления факта нецелевого использования предоставленных субсидии, управляющие организации возвращают полученные субсидии в местный бюджет, что предусмотрено п. 14 Порядка.

В соответствии с п. 10 Порядка предоставления субсидий, субсидии предоставляются в соответствии с заключенным между МКУ «Управление развития жилищно-коммунального комплекса» и управляющими организациями договорами (соглашениями) о предоставлении субсидий. Данный пункт определяет также перечень обязательных условий, которые должны содержать договоры (соглашения), в том числе, конкретные цели расходования бюджетных средств, размер субсидий, право главного распорядителя средств местного бюджета на проведение проверок соблюдения управляющими организациями условий договора, порядок возврата сумм, в случае установления факта нарушения целей и условий предоставления субсидий, порядок и сроки отчетности и ответственность получателя субсидий за нецелевое использование средств местного бюджета.

При таких обстоятельствах Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат управляющим организациям, предоставляющим населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в 2012 г., утв. Постановление администрации 1 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 2453 п, не противоречит требованиям п.п. 3 п. 2, п. 3 ст. 78 БК РФ, а доводы апелляционного представления о том, что оспариваемый муниципальный акт не определяет категории или критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, являются не состоятельными.

Иные доводы апелляционного представления не опровергают выводов суда первой инстанции, и сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу обстоятельствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь отмену решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение 1 городского суда  от 17 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора  – без удовлетворения.

Председательствующий: Л.А. Молчанова

Судьи: Н.П. Ветрова

М.В. Лавник