ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 апреля 2022 года по делу № 33-7389/2022 (2-131/2022)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Индан И.Я.,
судей Ибрагимовой И.Р., Нурисламовой Э.Р.,
при секретаре Бикбулатовой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по исковому заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах Алтаповой Анны Андреевны, Жаворонковой Оксаны Вячеславовны, Хабибуллиной Насимы Марвановны и Амангуловой Нафисы Сагитовны к ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан, филиалу ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз РБ о признании незаконным отказа в назначении меры социальной поддержки, обязании назначить денежную выплату,
по апелляционной жалобе представителя ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан и Филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз РБ – ФИО9 на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 02 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Индан И. Я., судебная коллегия
установила:
Мелеузовский межрайонный прокурор, действуя в интересах Алтаповой Анны Андреевны, Жаворонковой Оксаны Вячеславовны, Хабибуллиной Насимы Марвановны и Амангуловой Нафисы Сагитовны, обратился в суд с иском к ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан, филиалу ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз РБ о признании незаконным отказа в назначении меры социальной поддержки, обязании назначить денежную выплату. В обоснование заявленных требований указано, что истцы обращались с заявлением об установлении ежемесячной денежной выплаты пособия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Принято решение об отказе в назначении выплаты в связи с превышением доходов семей над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Башкортостан. При определении среднедушевого дохода семей учитывались компенсационные выплаты, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы». При расчете же без компенсационных выплат по уходу за ребенком-инвалидом среднедушевой доход семей ниже установленной величины прожиточного минимума в республике и право на выплату определяется.
Просили признать отказ филиала ГКУ РЦСПН по Мелеузовскому району и г.Мелеуз РБ от 09 июня 2020 в предоставлении Алтаповой А.А. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет незаконным. Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить Алтаповой А.А. выплату в соответствии с Указом Президента РФ от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» за период с 01 января 2020 года до 18 октября 2021 года. Признать отказ филиала ГКУ РЦСПН по Мелеузовскому району и г. Мелеуз РБ от 24 ноября 2020 года в предоставлении Жаворонковой О.В. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет незаконным. Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить Жаворонковой Оксане Вячеславовне выплату в соответствии с Указом Президента РФ от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» за период с 01 января 2020 года до 31 марта 2021 года. Признать отказ филиала ГКУ РЦСПН по Мелеузовскому району и г. Мелеуз РБ от 6 августа 2020 года в предоставлении Хабибуллиной Н.М. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет незаконным. Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить Хабибуллиной Н.М. выплату в соответствии с Указом Президента РФ от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на ФИО2, дата года рождения, и ФИО3, дата года рождения, с 01 января 2020 года. Признать отказ филиала ГКУ РЦСПН по Мелеузовскому району и г. Мелеуз РБ от 27 июля 2020 года в предоставлении Амангуловой Н.С. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет незаконным. Обязать ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан назначить Амангуловой Н.С. выплату в соответствии с Указом Президента РФ от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» за период с 01 января 2020 года до 14 сентября 2021 года.
Определением суда от 02 февраля 2022 года гражданские дела по искам прокурора в интересах Алтаповой А.А., Жаворонковой О.В., Хабибуллиной Н.М. и Амангуловой Н.С. объединены в одно производство с присвоением номера 2-131/2022.
Решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 02 февраля 2022 года иски удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан и Филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз РБ – ФИО9 просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывают, что размер среднедушевого дохода семей определен верно, судом не верно применены к сложившимся правоотношениям сторон нормы права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания. Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14, 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167, 327 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу требований ст. 327.1 ГПК Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Решение суда обжаловано только в части установленного судом размера алиментов и взысканной суммы судебных расходов на представителя, в остальной части решение суда не обжаловано и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца ФИО10, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является матерью двоих несовершеннолетних детей: ФИО4, дата года рождения и ФИО11, дата года рождения.
Согласно справки ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России Бюро № 27 филиала ФКУ «ГБУ МСЭ по Республике Башкортостан» №... от 12 сентября 2019 года и №... от 01 октября 2020 года установлена инвалидность, категория «ребенок-инвалид» на срок до 01 марта 2021 года.
24 мая 2020 года ФИО1 обратилась в территориальный орган социальной защиты населения с заявлением об установлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Решением центра социальной поддержки от 09 июня 2020 года ФИО1 отказано в назначении выплаты в связи с превышением доходов семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Башкортостан.
При повторном же обращении с заявлением ФИО1 с 19 октября 2021 года была установлена ежемесячная денежная выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Из представленного ответчиком расчета следует, что размер ежемесячного дохода семьи ФИО1 за период с ноября 2018 года по октябрь 2019 года на одного человека составил 11 385,06 руб.
При этом в расчет среднедушевого дохода семьи ФИО1 наряду с иными доходами включена и пенсия по уходу за ребенком-инвалидом, тогда как без учета данной выплаты среднедушевой доход семьи составляет 8 557,98 руб., что ниже установленной величины прожиточного минимума.
ФИО4, дата года рождения, дата исполнилось 8 лет, то ежемесячная денежная выплата на ребенка могла быть начислена с дата по дата.
ФИО5 является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО12, дата года рождения, ФИО13, дата года рождения, и ФИО14, дата года рождения.
Согласно справки ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России Бюро № 27 филиала ФКУ «ГБУ МСЭ по Республике Башкортостан» №... от 01 июля 2018 года установлена инвалидность, категория «ребенок-инвалид» на срок до 8 апреля 2034 года.
20 ноября 2020 года ФИО5 обратилась в территориальный орган социальной защиты населения с заявлением об установлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Решением центра социальной поддержки населения от 24 ноября 2020 года ФИО5 отказано в назначении выплаты в связи с превышением доходов семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Башкортостан.
При повторном обращении с заявлением ФИО5 с 01 апреля 2021 года была установлена ежемесячная денежная выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Из представленного ответчиком расчета следует, что размер ежемесячного дохода семьи ФИО5 за период с мая 2019 года по апрель 2020 года на одного человека составил 12 288,52 руб.
При этом в расчет среднедушевого дохода семьи ФИО5 наряду с иными доходами включена также и пенсия по уходу за ребенком-инвалидом, тогда как без учета данной выплаты среднедушевой доход семьи составляет 9 629,15 руб., что ниже установленной величины прожиточного минимума.
ФИО6 является матерью двоих несовершеннолетних детей: ФИО2, дата рождения, и ФИО3, дата года рождения.
Согласно справки ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России Бюро № 27 филиала ФКУ «ГБУ МСЭ по Республике Башкортостан» №... от 22 июня 2018 года установлена инвалидность, категория «ребенок-инвалид» на срок до 09 января 2033 года.
06 июля 2020 года ФИО6 обратилась в территориальный орган социальной защиты населения с заявлением об установлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Решением центра социальной поддержки населения от 06 августа 2020 года ФИО6 было отказано в назначении выплаты в связи с превышением доходов семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Башкортостан.
При повторном же обращении с заявлением ФИО6 решением Филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз РБ от 27 октября 2020 года вновь было отказано в назначении выплаты в связи с превышением доходов семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Башкортостан. После 01 апреля 2021 года заявление на ЕДВ в филиал не поступало.
Из представленного ответчиком расчета следует, что размер ежемесячного дохода семьи ФИО6 за период с января 2019 года по декабрь 2019 года на одного человека составил 11 491,22 руб.
В расчет среднедушевого дохода семьи ФИО6 наряду с иными доходами включена и пенсия по уходу за ребенком-инвалидом, тогда как без учета данной выплаты среднедушевой доход семьи составляет 9 388,10 руб., что ниже установленной величины прожиточного минимума.
ФИО7 является матерью двоих несовершеннолетних детей: ФИО15, дата года рождения, и ФИО15, дата года рождения.
Согласно справки ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России Бюро № 27 филиала ФКУ «ГБУ МСЭ по Республике Башкортостан» №1378481 от 01 июля 2021 года установлена инвалидность, категория «ребенок-инвалид» на срок до 01 января 2022 года.
23 мая 2020 года ФИО7 обратилась в территориальный орган социальной защиты населения с заявлением об установлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Решением центра социальной поддержки населения от 07 июля 2020 года ФИО7 отказано в назначении выплаты в связи с превышением доходов семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Башкортостан.
При повторном обращении с заявлением ФИО7 с 15 сентября 2021 года была установлена ежемесячная денежная выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Из представленного ответчиком расчета следует, что размер ежемесячного дохода семьи ФИО7 за период с ноября 2018 года по октябрь 2019 года на одного человека составил 10 221,96 руб.
В расчет среднедушевого дохода семьи ФИО7 наряду с иными доходами включена также и пенсия по уходу за ребенком-инвалидом, тогда как без учета данной выплаты среднедушевой доход семьи составляет 9 263,62 руб., что ниже установленной величины прожиточного минимума.
Разрешая заявленные требования, с учетом положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384, Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года № 489, Постановления Правительства Республики Башкортостан от 26 августа 2019 года № 517, пришел к выводу о том, что при исключении сумм пенсии по уходу за ребенком-инвалидом, размер среднедушевого дохода семей ФИО1, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленного субъектом Российской Федерации за 2 квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, поэтому оспариваемые решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно являются незаконным.
Изложенные выводы суда первой инстанции следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных доказательств, оцененных в соответствии с правилами ст. 67 ГПК Российской Федерации, с которыми соглашается судебная коллегия.
Проверяя доводы апелляционной, судебная коллегия учитывает следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт «а» пункта 3 данного Указа).
Основные требования к порядку назначения осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 26 августа 2019 года № 517 «Об установлении величины прожиточного минимума за II квартал 2019 года» величина прожиточного минимума в среднем по Республике Башкортостан за II квартал 2019 года в расчете на душу населения составляет 9 804 рубля.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции в строгом соответствии с положениями ст. 67 ГПК Российской Федерации дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, а также доводам истца, направленным к оспариванию доказательств ответной стороны, подтверждающим незаконность и необоснованность отказа ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан в предоставлении меры социальной поддержки.
Судом первой инстанции отмечено, что поскольку в п. 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384, не были перечислены среди иных видов доходов семьи, полученных в денежном выражении, ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, действия ответчика по включению указанных выплат при расчете среднедушевого дохода семей не являются правильными.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Поскольку названные компенсационные выплаты, в силу действующих на спорный момент Основных требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384, не учитывались при расчете среднедушевого дохода, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда первой инстанции не опровергли. Доводы подателей апелляционной жалобы не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, и не содержат оснований для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке.
Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловных оснований к отмене решения суда первой инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 02 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан и Филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз РБ – ФИО9 – без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: | И.Я. ФИО8 И.Э. ФИО16 |
Справка: федеральный судья Байрашев А.Р.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25 апреля 2022 года.