Судья – Щербакова А.В.
Дело № 33 – 7413/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Пермского краевого суда Иванова Е.В., рассмотрев единолично в апелляционном порядке в г. Перми 12.08.2020 года дело по частной жалобе администрации Краснокамского городского округа на определение Краснокамского городского суда Пермского края от 08.06.2020:
«В удовлетворении заявления администрации города Краснокамска об отсрочке исполнения решения Краснокамского городского суда Пермского края от 26.12.2019 по делу по иску прокурора г. Краснокамска, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Дворец культуры Гознака», Муниципальному образованию Краснокамский городской округ, в лице администрации Краснокамского городского округа Пермского края, Управлению культуры, молодежной политики и туризма администрации Краснокамского городского округа о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности и возложении обязанности направить денежные
средства на выполнение требований пожарной безопасности - отказать».
Изучив материалы дела и доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Краснокамска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Краснокамского городского округа Пермского края об устранении нарушений пожарной безопасности на объекте.
Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 26.12.2019 требования прокурора г. Краснокамска удовлетворены в полном объеме. На администрацию Краснокамского городского окурга Пермского края возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить Управлению культуры, молодежной политики и туризма администрации Краснокамского городского округа (далее-Управление) денежные средства для финансирования МБУК «Дворец культуры Гознака» на выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу Пермский край, г. Краснокамск, ул. К. Либкнехта, 10. Указанное решение суда вступило в законную силу 03.02.2020. Таким образом, администрации необходимо было выделить денежные средства для финансирования МБУК «Дворец культуры Гознака» до 03.05.2020.
14.05.2020 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Краснокамску возбуждено исполнительное производство № ** в отношении администрации Краснокамского городского округа.
В адрес администрации Краснокамского городского округа поступило требование судебного пристава- исполнителя от 15.05.2020 № ** об исполнении указанного решения суда в срок до 01.06.2020.
25.05.2020 представитель администрации Краснокамского городского округа обратился с заявлением об отсрочке исполнения решения Краснокамского городского суда от 26.12.2019, просил предоставить отсрочку на срок до 31.12.2020.
В обоснование заявления указано, что администрация Краснокамского городского округа Пермского края не может исполнить решение суда в установленный срок, ввиду отсутствия денежных средств в бюджете Краснокамского городского округа на 2020 год на финансирование МБУК «Дворец культуры Гознака» для выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности на объекте. Управление обращалось с заявлением на имя главы Краснокамского городского округа с письмом о выделении дополнительных финансовых средств, однако со ссылкой на нормы Бюджетного кодекса РФ финансовые средства выделены не были. Со стороны администрации Краснокамского городского округа Пермского края предпринимаются все меры по исполнению решения суда. Просит предоставить отсрочку исполнения решения суда до 30.12.2020 для принятия мер по финансированию и определению соответствующего источника дохода, что будет возможно только при утверждении бюджета на очередной финансовый год 2021 в декабре 2020.
Судом постановлено вышеназванное определение об отказе в удовлетворении заявления, об отмене которого просит представитель администрации Краснокамского городского округа, указывая, что оспариваемый судебный акт является незаконным и необоснованным.
Ссылаясь на ст. 203 ГПК РФ, ч.1 ст. 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», администрация Краснокамского городского округа полагает, что имеются основания для предоставления отсрочки исполнения решения. Приводя в жалобе положения п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», указывает, что к основаниям для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа относятся неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. В качестве оснований для отсрочки считает отсутствие в бюджете на 2020 год статей расходов на эти цели.
Прокуратура г. Краснокамска в возражениях на частную жалобу указало, что основании для удовлетворения заявления не имеется, в связи с тем, что приведенные доводы не являются исключительными обстоятельствами, затрудняющими исполнение решения суда, уважительных причин, по которым оно не было исполнено, не имеется. Отсутствие денежных средств, длительная процедура финансирования сами по себе не являются основаниями для отсрочки исполнения решения суда. Анализ бюджета муниципального образования на текущий год заявителем не производился, вопрос об изменении бюджета муниципального образования перед представительным органом не ставился. При этом заявителем не представлены доказательства того, что в течение периода, на который он просит отсрочку, им будут предприняты меры, которые позволят в течение указанного срока исполнить решение суда.
Судья апелляционной инстанции, рассмотрев единолично частную жалобу в соответствии с требованиями ч., ч. 3, 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) без извещения участвующих в деле лиц, не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения суда, учитывая следующее.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации согласно ч. 1, ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ч. 2, ч. 3 ст. 13 ГПК РФ обязательны для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. ст. 203 и 208 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Краснокамского городского суда Пермского края от 26.12.2019 требования прокурора г. Краснокамска, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены в полном объеме. Решением суда постановлено:
«Возложить обязанность на администрацию Краснокамского городского округа Пермского края в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить Управлению культуры, молодежной политики и туризма администрации Краснокамского городского округа денежные средства для финансирования МБУК «Дворец культуры Гознака» на выполнение следующих мероприятий по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Карла Либкнехта, д. 10:
- привести в соответствие с требованиями п. 6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» ширину горизонтального участка пути эвакуации (из помещения № 56 в помещение № 5 согласно техническому паспорту от 19.08.2005) - не менее 1,2 м;
- представить проект, разработанный в соответствии с действующими нормами и утвержденный в установленном порядке, подтверждающее изменение объемно-планировочных и инженерно-технических решений помещения №5, расположенного на 1 этаже здания;
- оборудовать спринклерными установками: покрытия сцены, все рабочие галереи и переходные мостики, кроме нижних, трюм (кроме встроенного оборудования сцены), карманы сцены, арьерсцена, а также складские помещения, кладовые, мастерские, помещения станковых и объемных декораций, камеры пылеудаления;
- установить дренчеры под колосниками сцены, под нижним ярусом рабочих галерей и соединяющими их нижними переходными мостиками, в сейфе скатанных декораций и во всех проемах сцены, включая проемы портала, карманов и арьерсцены, а также части трюма, занятой конструкциями встроенного оборудования сцены и подъемно-опускных устройств;
- предусмотреть и обеспечить резерв насосного агрегата;
- оборудовать задвижку с электрическим приводом в подвале на обводной линии;
- оборудовать кровлю крыши здания ограждениями;
- произвести огнезащитную обработку несущих металлических конструкций кровли;
- устранить препятствия на путях эвакуации в виде мебели (помещение № 7 согласно техническому паспорту от 19.08.2005).
Возложить на Управление культуры, молодежной политики и туризма администрации Краснокамского городского округа обязанность в течение 1 месяца с момента выделения денежных средств администрацией Краснокамского городского округа, направить денежные средства МБУК «Дворец культуры Гознака» для выполнения следующих мероприятий по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Карла Либкнехта, д. 10:
- привести в соответствие с требованиями п. 6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» ширину горизонтального участка пути эвакуации (из помещения № 56 в помещение № 5 согласно технического паспорта от 19.08.2005) - не менее 1,2 м;
- представить проект, разработанный в соответствии с действующими нормами и утвержденный в установленном порядке, подтверждающее изменение объемно-планировочных и инженерно-технических решений помете-ж №5, расположенного на 1 этаже здания;
- оборудовать спринклерными установками: покрытия сцены, все рабочие галереи и переходные мостики, кроме нижних, трюм (кроме встроенного оборудования сцены), карманы сцены, арьерсцена, а также складские помещения, кладовые, мастерские, помещения станковых и объемных декораций, камеры пылеудаления;
- установить дренчеры под колосниками сцены, под нижним ярусом рабочих галерей и соединяющими их нижними переходными мостиками, в сейфе
скатанных декораций и во всех проемах сцены, включая проемы портала, карманов и арьерсцены, а также части трюма, занятой конструкциями встроенного оборудования сцены и подъемно-опускных устройств;
- предусмотреть и обеспечить резерв насосного агрегата;
- оборудовать задвижку с электрическим приводом в подвале на обводной линии;
- оборудовать кровлю крыши здания ограждениями;
- произвести огнезащитную обработку несущих металлических инструкций кровли;
- устранить препятствия на путях эвакуации в виде мебели (помещение Л 7 согласно техническому паспорту от 19.08.2005).
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дворец культуры Гознака» в течение 2 месяцев с момента поступления на расчсетныйсчет учреждения направленных Управлением культуры, молодежной политики и туризма администрации Краснокамского городского округа денежных средств для выполнения мероприятий по устранению нарушений требований пожарнойбезопасности на объекте, выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности, создающих опасность для пребывания людей в здании, расположенном ш адресу : Пермский край, г. Краснокамск, ул. Карла Либкнехта, д. 10, а именно:
- привести в соответствие с требованиями п. 6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» ширину горизонтального участи пути эвакуации (из помещения № 56 в помещение № 5 согласно техническогопаспорта от 19.08.2005) - не менее 1,2 м;
- представить проект, разработанный в соответствии с действующим нормами и утвержденный в установленном порядке, подтверждающее изменение объемно-планировочных и инженерно-технических решений помещения №5, расположенного на 1 этаже здания;
- оборудовать спринклерными установками: покрытия сцены, все рабочие галереи и переходные мостики, кроме нижних, трюм (кроме встроенного оборудования сцены), карманы сцены, арьерсцена, а также складские помещения, кладовые, мастерские, помещения станковых и объемных декораций, камеры пылеудаления;
- установить дренчеры под колосниками сцены, под нижним ярусом рабочих галерей и соединяющими их нижними переходными мостиками, в сейфе скатанных декораций и во всех проемах сцены, включая проемы портала, карманов и арьерсцены, а также части трюма, занятой конструкциями встроенного оборудования сцены и подъемно-опускных устройств;
- предусмотреть и обеспечить резерв насосного агрегата;
- оборудовать задвижку с электрическим приводом в подвале на обводной линии;
- оборудовать кровлю крыши здания ограждениями;
- произвести огнезащитную обработку несущих металлических конструкций кровли;
- устранить препятствия на путях эвакуации в виде мебели (помещение № 7 согласно техническому паспорту от 19.08.2005)».
Решение суда вступило в законную силу 03.02.2020.
В целях принудительного исполнения решения суда 14.05.2020 возбуждено исполнительное производство, 15.05.2020 в адрес ответчика направлено требование об исполнении указанного решения суда в срок до 01.06.2020
В подтверждение необходимости отсрочки исполнения решения суда администрация Краснокамского городского округа ссылается на отсутствие финансирования, поскольку исполнение решения суда связано с расходной частью бюджета Краснокамского городского округа. Бюджет Краснокамского городского округа на 2020 год принят с дефицитом в сумме 7817,0 тыс. руб.. В бюджете денежные средства на финансирование МБУК «Дворец культуры Гознака» на выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу Пермский край, г. Краснокамск, ул. К. Либкнехта, 10 не предусмотрены. Управление культуры, молодежной политики и туризма администрации Краснокамского городского округа обращалось на имя главы Краснокамского городского округа с письмами о выделении дополнительных финансовых средств (от 11.02.2020 № 01-10/53, 18.12.2019 № 01-10/639). Однако финансовые средства Управлению в 2020 году выделены не были. Администрация сможет исполнить решение суда только при условии включения в бюджет Краснокамского городского округа бюджетных ассигнований на Управление культуры, молодежной политики и туризма администрации Краснокамского городского округа и определения соответствующего источника дохода, что возможно будет определить только
лишь при утверждении бюджета на очередной финансовый год 2021 в декабре 2020 года.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда обоснованными, предоставление отсрочки приведёт к неосновательному затягиванию реального исполнения вступившего в законную силу решения суда, предметом исполнения которого является устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровью находящихся в зданиях людей.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что длительное неисполнение решения суда влечёт умаление принципа обязательности судебных постановлений, установленного ст.13ГПК Российской Федерации, в соответствии с которым вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.25постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу положений ст.37 Закона об исполнительном производстве, ст.434ГПК РФ, ст.358 КАС РФ и ст.324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учётом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжёлое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Доводы частной жалобы об отсутствии дополнительных финансовых средств основанием для предоставления отсрочки не являются, поскольку отсутствие дополнительного финансирования должника не освобождает последнего от обязанности по исполнению решения суда. При разрешении заявления должника – администрации Краснокамского городского округа о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 26.12.2019 до 31.12.2020 следует учитывать, что не представлено доказательств принятия заявителем эффективных мер, которые позволят в течение заявленного периода исполнить решение суда. Анализ бюджета муниципального образования на текущий год заявителем не приводится, вопрос об изменении бюджета муниципального образования не ставится. Изложенные доводы в данной ситуации не являются исключительными обстоятельствами и безусловным основанием для предоставления отсрочки исполнения решения. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределённый срок, поэтому основания для этого должны носить исключительный характер.
Суд апелляционной инстанции находит вынесенное судом первой инстанции определение законным и обоснованным, в связи, с чем оснований к его отмене по доводам частной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Краснокамского городского суда Пермского края от 08.06.2020 года оставить без изменения, частную жалобу администрации Краснокамского городского округа – без удовлетворения.
Судья: