Судья Мамаев В.В. Дело № 33-758
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 апреля 2015 года город Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лазаревой И.В., судей Щегловой Е.С., Запятовой Н.А.,
с участием прокурора Родионовой О.В.,
при секретаре Пуховой И.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Щегловой Е.С.
дело по апелляционной жалобе Муниципального предприятия Заволжского района «Заволжское районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» на решение Заволжского районного суда Ивановской области от 10 декабря 2014 года по заявлению Муниципального предприятия Заволжского района «Заволжское районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» о признании недействующим решения Заволжского районного Совета от 25 декабря 2009 года №58 «Об отмене решения Заволжского районного Совета от 17.11.2006 № 109 «Обутверждении норматива потребления теплоэнергии на территории Заволжского муниципального района»»,
УСТАНОВИЛА:
Решением Заволжского районного Совета от 17 ноября 2006 года № 109 «Об утверждении норматива потребления теплоэнергии на территории Заволжского муниципального района» (далее – Решение Совета от 17.11.2006 № 109) утверждены нормативы потребления тепловой энергии на 1 кв.м. общей площади и на 1 кв.м. жилой площади для многоквартирных домов и жилых домов различной этажности и года постройки, расположенных на территории Заволжского муниципального района.
Решением Заволжского районного Совета от 25 декабря 2009 года №58 «Об отмене решения Заволжского районного Совета от 17.11.2006 № 109» (далее – Решение Совета от 25.12.2009 № 58) в связи с принятием органами местного самоуправления городского и сельских поселений нормативов потребления теплоэнергии отменено с 1января 2010года Решение Совета от 17.11.2006 № 109.
Муниципальное предприятие Заволжского района «Заволжское районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МПЗР «Заволжское РМПО ЖКХ») обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Решения Совета от 25.12.2009 № 58.
Требования заявителя мотивированы тем, что оспариваемый нормативный правовой акт отменил нормативы потребления тепловой энергии, установленные Решением Совета от 17.11.2006 № 109 в силу прямого указания Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее – Правила №306), однако не установил новые нормативы потребления тепловой энергии.
При этом, послужившее одним из оснований для принятия оспариваемого Решения Совета от 25.12.2009 № 58 решение Совета Волжского сельского поселения Заволжского муниципального района от 26 ноября 2009 года № 10 «Об установлении норматива потребления тепловой энергии на территории Волжского сельского поселения» признано в судебном порядке недействующим с момента вступления в законную силу 16 июля 2014года решения Заволжского районного суда Ивановской области от 6 мая 2014 года по делу № 2-202/2014.
По мнению заявителя, принятие оспариваемого нормативного правового акта представительным органом местного самоуправления Заволжского муниципального района привело к тому, что в настоящее время до установления новых нормативов потребления тепловой энергии на территории Волжского сельского поселения Заволжского муниципального района для начисления гражданам платы за потребленную коммунальную услугу теплоснабжения применяются нормативы, установленные решением Заволжского районного Совета депутатов от 1 февраля 2005года № 166 без учета требований ЖК РФ и Правил № 306, вступивших в силу после его принятия.
Решением Заволжского районного суда Ивановской области от10 декабря 2014года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе МПЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права.
В заседании судебной коллегии представитель заявителя по доверенности КозловаЕ.С. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представитель заинтересованного лица Совета Заволжского муниципального района Олейник Г.Н., действующая на основании доверенности от 24 апреля 2015 года, просила решение суда оставить без изменения по основаниям, указанным в письменных возражениях на апелляционную жалобу от 16 марта 2015 года. Прокурором дано заключение об отсутствии правовых оснований для отмены судебного решения.
Заинтересованное лицо – Администрация Волжского сельского поселения Заволжского муниципального района по неизвестным причинам не обеспечило явку своего представителя в суд апелляционной инстанции, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Ходатайств об отложении судебного разбирательства и рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица не поступило. Вписьменном отзыве от 16 марта 2015 года Администрации Волжского сельского поселения Заволжского муниципального района выражено согласие с принятым по делу решением суда и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке лиц, участвующих в деле.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 2, 4, 8 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, в их редакции действовавшей в период с 8 июня 2006 года по 8 июня 2011 года, (далее – Правила № 306) обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг была возложена по общему правилу на органы местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом, была предусмотрена возможность установления нормативов потребления коммунальных услуг по инициативе указанных уполномоченных органов.
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Нормой части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии со статьями 23, 43 Устава муниципального образования «Заволжский муниципальный район Ивановской области», утвержденного решением Заволжского районного Совета от 14октября 2005 года № 218, действовавшего до 5 марта 2011 года, (далее – Устав Заволжского муниципального района) Заволжский районный Совет являлся представительным органом Заволжского муниципального района Ивановской области, принимающим муниципальные правовые акты в форме решений Заволжского районного Совета, подписываемых главой Заволжского муниципального района.
Частью 4 статьи 42 Устава Заволжского муниципального района установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу Ивановской области, законам и иным нормативным правовым актам Ивановской области.
Муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования в Информационном бюллетене «Сборник нормативных актов Заволжского района Ивановской области» и/или газете «Авангард», если более поздняя дата вступления в силу не установлена самим правовым актом (часть 1 статьи 46 Устава Заволжского муниципального района).
При разрешении настоящего дела суд, проанализировав нормы приведенных выше актов федерального и муниципального законодательства, действовавших на момент принятия оспариваемого заявителем нормативного правового акта, пришел к правильному выводу о том, что решение №58 «Об отмене решения Заволжского районного Совета от 17.11.2006 № 109», которое оспаривается заявителем, принято Заволжским районным Советом 25 декабря 2009 года в рамках предоставленных органам местного самоуправления в период с 8 июня 2006 года по 8 июня 2011 года полномочий по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг и по отмене собственных муниципальных правовых актов, утвердивших такие нормативы ранее.
Доводы апелляционной жалобы о том, что единственным способом, обеспечивающим возможность ознакомления населения с содержанием нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления Заволжского муниципального района Ивановской области, является его опубликование в очередном выпуске печатного издания – газета «Авангард», а несоблюдение данного порядка опубликования муниципального правового акта влечет его недействительность, были предметом рассмотрения суда и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом судебном решении.
Указанные доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу они сводятся к неверному толкованию норм законодательства Заволжского муниципального района Ивановской области, изложению обстоятельств, исследованных судом первой инстанции, и к выражению несогласия заинтересованной стороны с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Оснований для переоценки доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и заявление по существу разрешено верно с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 21, 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «Опрактике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или в части».
Так, выясняя по доводам заявителя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, в том числе порядка его опубликования, суд установил, что Решение Совета от 25.12.2009 № 58 было опубликовано в Сборнике нормативных актов Заволжского района Ивановской области № 5 за декабрь 2009 года тиражом 20 экземпляров с последующим размещением его текста в электронных справочных информационных правовых системах «Гарант» и «Консультант Плюс». Вэтой связи суд пришел к выводу о том, что жителям Заволжского муниципального района Ивановской области была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием оспариваемого нормативного правового акта, затрагивающего их права в сфере предоставления коммунальных услуг, несмотря на то, что он не был опубликован в газете «Авангард», регулярно размещаемой в общедоступном месте на стенде, расположенном у здания Администрации Заволжского городского поселения. При таких обстоятельствах, суд правомерно признал соблюденным порядок официального опубликования Решения Совета от 25.12.2009 № 58.
В апелляционной жалобе заявитель, не оспаривая наличие у Заволжского районного Совета полномочий на отмену муниципального правового акта, утвердившего нормативы потребления тепловой энергии, настаивает на приведенных в суде первой инстанции доводах о необходимости признания Решения Совета от 25.12.2009 № 58 недействующим в целях применения при начислении гражданам платы за потребленную коммунальную услугу теплоснабжения нормативов потребления тепловой энергии на территории Заволжского муниципального района, утвержденных Решением Совета от 17.11.2006 № 109, отмененным оспариваемым муниципальным правовым актом, поскольку последним не были установлены новые нормативы потребления тепловой энергии, несмотря на прямое указание о необходимости установления таких нормативов, содержащееся в нормах ЖК РФ и Правил №306. По мнению представителя заявителя, использование нормативов потребления тепловой энергии, утвержденных принятым ранее решением Заволжского районного Совета депутатов от 1февраля 2005года № 166, приводит к убыточности в деятельности МПЗР «Заволжское РМПО ЖКХ», оказывающего услуги теплоснабжения на территории Волжского сельского поселения Заволжского муниципального района.
Судебная коллегия не может принять указанные доводы в качестве основания для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку они не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые указывали бы на противоречие оспариваемого муниципального правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Фактически эти доводы в нарушение требований части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации направлены на оспаривание выводов, содержащихся во вступившем в законную силу решении Заволжского районного суда Ивановской области от 4 августа 2014 года по делу № 2-77/2014 по иску прокурора Заволжского района в интересах неопределенного круга лиц к МПЗР «Заволжское РМПО ЖКХ», которым на данное предприятие возложена обязанность не применять нормативы потребления тепловой энергии, утвержденные Решением Совета от 17.11.2006 № 109, и до установления новых нормативов потребления указанной коммунальной услуги применять при начислении жителям Волжского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области платы за потребленную тепловую энергию нормативов, установленных решением Заволжского районного Совета депутатов от 1 февраля 2005года №166.
Из материалов дела следует, что Решение Совета от 17.11.2006 № 109 было отменено оспариваемым Решением Совета от 25.12.2009 № 58 с 1января 2010года в связи с принятием органами местного самоуправления городского и сельских поселений Заволжского муниципального района нормативов потребления тепловой энергии.
В частности, для Волжского сельского поселения, входящего в состав Заволжского муниципального района, такие нормативы были утверждены решением Совета Волжского сельского поселения от 26 ноября 2009 года № 10 «Об установлении норматива потребления тепловой энергии на территории Волжского сельского поселения», которое на момент принятия оспариваемого в настоящем деле муниципального правового акта не было отменено или изменено в установленном законом порядке.
Судебная коллегия полагает, что для разрешения настоящего дела, возникшего из публичных правоотношений в порядке судебного нормоконтроля, не имеет правового значения то обстоятельство, что после принятия оспариваемого Решения Совета от 25.12.2009 № 58 указанный нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления Волжского сельского поселения был признан в судебном порядке недействующим с момента вступления в законную силу 16 июля 2014года решения Заволжского районного суда Ивановской области от 6 мая 2014 года по делу № 2-202/2014 по заявлению прокурора Заволжского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц.
Так, на момент принятия Решения Совета от 25.12.2009 № 58 у данного представительного органа местного самоуправления Заволжского муниципального района отсутствовала объективная необходимость в установлении нормативов потребления тепловой энергии на территории Волжского сельского поселения, являющегося самостоятельным муниципальным образованием в составе Заволжского муниципального района, поскольку в период с декабря 2009 года по июнь 2014 года при начислении жителям Волжского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области платы за потребленную тепловую энергию применялись нормативы, утвержденные решением Совета Волжского сельского поселения от 26 ноября 2009 года № 10.
Иные доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение законность и обоснованность судебного решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для его правильного рассмотрения и разрешения, полно и всесторонне исследованы доказательства, не допущено перечисленных в части 4 статьи330Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заволжского районного суда Ивановской области от 10 декабря 2014года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального предприятия Заволжского района «Заволжское районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи