ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-760229 от 29.08.2012 Пермского краевого суда (Пермский край)

                                                                                    Пермский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                           

                                    Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья: Селютина С.Л.

Дело № 33-7602 29.08.2012 г.

Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Бузмаковой О.В.,

Судей Хасановой B.C., Ворониной Е.И.,

При секретаре Колывановой Е.Ю.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 29 августа 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 25 июня 2012 года, которым постановлено:

Юбязать Администрацию Большесосновского муниципального района, Управление образования администрации Большесосновского муниципального района выделить денежные средства для финансирования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования для детей «Центр творчества юных «***» на оплату услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда в срок до 01 октября 2012 года.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования для детей «Центр творчества юных «***» провести аттестации рабочих мест по условиям труда в срок до 01 апреля 2013 год».

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Хасановой B.C., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

Установила:

Прокурор Большесосновского района Пермского края обратился в суд с иском к Администрации Большесосновского муниципального района, Управлению образования администрации Большесосновского муниципального района, просил обязать Администрацию Большесосновского муниципального района, Управление образования администрации Большесосновского муниципального района выделить денежные средства для финансирования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования для детей «Центр творчества юных «***» на оплату услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда; обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования для детей «Центр творчества юных «***» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Заявленные требования мотивировал следующим: в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении дополнительного образования для детей «Центр творчества юных «***» прокуратурой была проведена проверка исполнения трудового законодательства в части охраны труда, в ходе которой установлено, что в МБОУ ЦТЮ «***» созданы рабочие места, что подтверждается штатным расписанием, однако аттестация рабочих мест по условиям охраны труда не проведена. Документов, подтверждающих проведение аттестации рабочих мест по условиям охраны труда, работодателем представлено не было. Учредителем МБОУ ЦТЮ «***» является Управление образования администрации Большесосновского муниципального района, финансирование деятельности Управления образования осуществляется за счет средств бюджета Большесосновского муниципального района.

В судебном заседании заместитель прокурора Большесосновского района В. требования поддержала в полном объеме, просила установить срок для Администрации Большесосновского муниципального района, Управления образования администрации Большесосновского муниципального района по выделению денежных средств на проведение аттестации рабочих мест в МБОУ ЦТЮ «***» до 01 октября 2012 года, для МБОУ ЦТЮ «***» срок для проведения аттестации рабочих мест до 01 апреля 2013 года.

Представитель МБОУ ЦТЮ «***» Х. в судебном заседании исковые требования прокурора признала, пояснила, что аттестация рабочих мест не проведена в связи с отсутствием финансирования.

Представитель ответчика - Администрации Большесосновского муниципального района в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что с заявленными требованиями прокурора не согласен, так как аттестацию рабочих мест обязан проводить работодатель, а именно: директор МБОУ ЦТЮ «***», просил исключить Администрацию Большесосновского муниципального района из числа соответчиков.

Представитель ответчика - Управления образования администрации Большесосновского муниципального района в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, с требованиями прокурора не согласен, указал, что аттестацию рабочих мест обязан проводить директор МБОУ ЦТЮ «***», просил исключить Управление из числа соответчиков.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Администрация Большесосновского муниципального района Пермского края, полагая его незаконным и необоснованным в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права. Согласно ст. 212 ТК РФ обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда входит в обязанность работодателя. Работники МБОУ ЦТЮ «***» заключают трудовые договоры с работодателем- директором вышеуказанного учреждения. Суд не учел, что на сегодняшний день предмет спора отсутствует, так как учреждением представлена информация о проведении рабочих мест в 4 квартале текущего года, график проведения аттестации. Суд не учел, что учредитель не вправе вмешиваться в деятельность учреждения. Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образом для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, а также в иных сферах. Свою финансовую деятельность Учреждение осуществляет на основании муниципального задания, которое составляется и утверждается по потребностям учреждения. Суд не учел требования ст. 69.2 Бюджетного Кодекса РФ. Финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном соответственно местной администрацией. Средства, не предусмотренные в муниципальном задании Учреждения, выделяются по решению представительного органа местного самоуправления- Земского Собрания Большесосновского района, в связи с чем Администрация района не вправе выделить дополнительные средства по нормам бюджетного законодательства.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Большесосновского района просит решение суда оставить без изменения.

Проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства установлены верно, нарушений в применении норм материального и процессуального права судом не допущено.

Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

В силу ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 №342н.

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и / или/ опасных производственных факторов, не реже одного раза в пять лет. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, обязанность по проведению аттестации рабочих мест возлагается на работодателя.

Проведение аттестации рабочих мест является обязанностью работодателя, предусмотренной федеральным законодательством. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой нарушение прав работников на безопасные условия труда, подвергает опасности жизнь и здоровье работников учреждения и других граждан, то есть затрагивает их права, свободы и охраняемые законом интересы.

Из материалов дела следует: МБОУ ЦТЮ «***» является юридическим лицом, зарегистрированном в установленном порядке. Согласно Уставу учредителем школы является Управление образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, финансирование деятельности управления образования осуществляется за счет средств бюджета Большесосновского муниципального района. В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что в МБОУ ЦТЮ «***» аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена.

Установив обстоятельства дела, проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

Делая такой вывод, суд исходил из того, что выделение денежных средств на проведение работ по аттестации рабочих мест в МБОУ ЦТЮ «***» относится к обязанности учредителя, а именно Управления образования администрации Большесосновского муниципального района, а также Администрации Большесосновского муниципального района, поскольку финансирование деятельности Управления образования осуществляется за счет средств районного бюджета; согласно ст. 18 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» /в ред. от 25.07.2011 № 263-ФЗ»/ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного бюджета, в связи с чем, оснований для исключения Администрации и Управления образования Большесосновского муниципального района из числа соответчиков не имеется.

Выводы суда первой инстанции являются обоснованными и мотивированными.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности постановленного решения и не влекут его отмену.

Возлагая обязанность на МБОУ ЦТЮ «***» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, а на Администрацию района и Управление образования -выделить денежные средства для финансирования аттестации, суд первой инстанции обосновано учел организационно-правовую форму ответчика, подразумевающую особенности финансового обеспечения образовательного учреждения органом местного самоуправления, являвшегося его учредителем.

Доказательств наличия у МБОУ ЦТЮ «***» достаточных средств для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в материалы дела представлено не было.

Решением земского собрания Большесосновского муниципального района от 25.01.2012 года № 206 утверждено Положение об управлении образования администрации Большесосновского муниципального района, согласно которому оно является самостоятельным структурным подразделением администрации Большесосновского муниципального района.

На основании п. 1.10. Положения Управление образования выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств по отношению ко всем подведомственным муниципальным образовательным учреждениям.

На основании п. 1.11 Положения финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета Большесосновского

муниципального района. Пунктом 1.12. Положения установлено, что Управление выполняет функции и полномочия учредителя подведомственных муниципальных образовательных учреждений.

Согласно ст. 32 Устава Большесосновского муниципального района к компетенции главы администрации отнесено осуществление функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета.

Из изложенного следует, что финансирование деятельности подведомственного образовательного учреждения- МБОУ ЦТЮ «***» относится именно к компетенции Управления образования администрации ФИО1, денежные средства на финансирование деятельности которого выделяются из бюджета администрацией Большесосновского района Пермского края.

Согласно ст. 23 Положения о бюджетном процессе в Большесосновском муниципальном районе, утвержденном Решением Земского Собрания от 31.10.2007 г. № 322, к участникам бюджетного процесса отнесена Администрация Большесосновского муниципального района.

Доводы жалобы об отсутствии предмета спора несостоятельны, поскольку аттестация рабочих мест не проведена.

Соглашаясь с позицией суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что отсутствие аттестации рабочих мест недопустимо и является несоблюдением одной из наиболее важных обязанностей работодателя, что нарушает права работающих по трудовому договору работников.

Правовых доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Большесосновского районного суда Пермского края от 25 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Большесосновского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: