ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-7606/2010 от 31.08.2010 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья Лобастов Л.Г. 33-7606

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

31 августа 2010года. Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Кутыревой Е.Б., судей Юрковой Н.В. и Пятовой Н.Л.

При секретаре Головкине Д.С.

Рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Кутыревой Е.Б.

Дело по кассационному представлению Тонкинского района Нижегородской области

С участием

На решение Тонкинского районного суда Нижегородской области от 19 июля 2010года

По делу по заявлениям прокурора Тонкинского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации о признании бездействия Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области незаконным,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Тонкинского района Нижегородской области обратился в суд в интересах Российской Федерации с заявлениями о признании незаконным бездействия Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области, выразившегося в отказе в удовлетворении протестов прокурора Тонкинского района Нижегородской области об отмене решений Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области, а именно решения от 21 мая 2009 г. № 370 «О внесении изменений в комплексную районную целевую Программу «Развитие образования в Тонкинском районе на 2006-1010 годы»», решения от 20 августа 2009 г. № 391 «О внесении изменений в районную целевую Программу «Повышение безопасности дорожного движения в Тонкинском районе на 2008-2012 годы»», решения от 19 ноября 2009 г. № 428 «О внесении изменений в районную целевую Программу «Содействие занятости населения Тонкинского района на 2008-2010 годы»», решения от 21 января 2010 г. № 458 « О внесении изменений в Программу «Развитие физической культуры и спорта в Тонкинском районе на 2006-2010 годы»», решения от 21 января 2010 г. № 459 «О внесении изменений в Программу «Развитие малого предпринимательства в Тонкинском районе на 2007-2010 годы»», решения от 25 февраля 2010 г. № 472 «О внесении изменений в Программу «Комплексные меры по усилению борьбы с преступностью и профилактике правонарушений на территории Тонкинского района на 2008-2010 годы»».

Заявленные требования прокурор обосновывает тем, что вышеуказанными решениями были внесены изменения в районные целевые программы, а именно:

решением от 21 мая 2009 г. № 370 внесены изменения в Программу «Развитие образования в Тонкинском районе на 2006-2010 годы,


утвержденную решением Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области от 21 апреля 2006 г. № 29;

решением от 20 августа 2009 г. № 391 внесены изменения в Программу «Повышение безопасности дорожного движения в Тонкинском районе на 2008-2012 годы», утвержденную решением Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области от 24 февраля 2008 г. № 203;

решением от 19 ноября 2009 г. № 428 внесены изменения в Программу «Содействие занятости населения Тонкинского района на 2008-2010 годы», утвержденную решением Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области от 17 октября 2007 г. № 166;

решением от 21 января 2010 г. № 458 внесены изменения в Программу «Развитие физической культуры и спорта в Тонкинском районе на 2006-2010 годы», утвержденную решением Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области от 06 июля 2006 г. № 458;

решением от 21 января 2010 г. № 459 внесены изменения в Программу «Развитие малого предпринимательства в Тонкинском районе на 2007-2010 годы», утвержденную решением Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области от 22 марта 2007 г. № 105;

решением от 25 февраля 2010 г. № 472 внесены изменения в Программу «Развитие малого предпринимательства в Тонкинском районе на 2007-2010 годы», утвержденную решением Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области от 15 ноября 2007 г. № 177.

Прокурор указывает, что внесение изменений в данные целевые программы произведены неуполномоченным на внесение органом, поскольку в связи с изменениями федерального законодательства (ст. 179 Бюджетного кодекса РФ) вопрос разработки, утверждения целевых программ и внесения в них изменений с 1 января 2009 г. находится в компетенции исполнительного органа местного самоуправления.

Прокурором Тонкинского района на оспариваемые нормативные правовые акты были принесены протесты с требованиями об отмене вышеназванных решений, которые были оставлены без удовлетворения.

В своих заявлениях прокурор Тонкинского района просит признать бездействие Земского собрания Тонкинского района Нижегородской области выразившееся в отказе в удовлетворении, изложенных в принесенных протестах прокурора Тонкинского района требований об отмене решений от 21 мая 2009 г. № 370, от 20 августа № 391, от 19 ноября 2009 г. № 428, от 21 января 2010 г. № 458, от 21 января 2010 г. № 459, от 25 февраля 2010 г. № 472 и обязать Земское собрание Тонкинского района отменить указанные решения.

В судебном заседании заместитель прокурора Тонкинского района Нижегородской области Строкин И.Н. требования прокурора поддержал.

В судебном заседании представители заинтересованного лица -председатель Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области Удалов Ю.А. и заместитель председателя Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области Малышев В.А., действующий на основании доверенности № 6 от 14.07.2010г. требования не признали.

Решением суда постановлено: В удовлетворении заявлений прокурора Тонкинского района Нижегородской области о признании незаконным бездействия Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области, отказать.

В кассационном представлении прокурора поставлен вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованно.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Суд 1 инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, установил характер спорных правоотношений, к которым применил норму права их регулирующий.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом /Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009года/.

Предметом разрешения заявленных требований является обращение прокурора по ст.45 ГПК РФ, ст.254 ГПК РФ о признании бездействия Земского собрания Тонкинского района Нижегородской области, выразившееся в отказе удовлетворения протеста прокурора об отмене решений о внесении изменений в ранее принятые районные целевые программы. Такие изменения внесены

решением от 21 мая 2009 г. № 370 внесены изменения в Программу «Развитие образования в Тонкинском районе на 2006-2010 годы, утвержденную решением Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области от 21 апреля 2006 г. № 29;

решением от 20 августа 2009 г. № 391 внесены изменения в Программу «Повышение безопасности дорожного движения в Тонкинском районе на 2008-2012 годы», утвержденную решением Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области от 24 февраля 2008 г. № 203;

решением от 19 ноября 2009 г. № 428 внесены изменения в Программу «Содействие занятости населения Тонкинского района на 2008-2010 годы», утвержденную решением Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области от 17 октября 2007 г. № 166;

решением от 21 января 2010 г. № 458 внесены изменения в Программу «Развитие физической культуры и спорта в Тонкинском районе на 2006-2010 годы», утвержденную решением Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области от 06 июля 2006 г. №458; "

решением от 21 января 2010 г. № 459 внесены изменения в Программу «Развитие малого предпринимательства в Тонкинском районе на 2007-2010 годы», утвержденную решением Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области от 22 марта 2007 г. № 105;

решением от 25 февраля 2010 г. № 472 внесены изменения в Программу «Развитие малого предпринимательства в Тонкинском районе на 2007-2010 годы», утвержденную решением Земского собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области от 15 ноября 2007 г. № 177.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования о признании бездействия незаконным, суд 1 инстанции с учетом характера спорных правоотношений, разрешаемых по правилам ст.254 ГПК РФ, обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора.

Так, решением Земского Собрания Тонкинского муниципального района Нижегородской области от 19 апреля 2010года № 20 протесты прокуратуры Тонкинского района Нижегородской области рассмотрены и отклонены, следовательно, заинтересованным лицом в пределах его компетенции и полномочий осуществлены действия по рассмотрению обращения прокурора об отмене решений Земского Собрания Тонкинского района Нижегородской области.

Нормы ГПК не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 ГПК РФ бездействия, выраженные в отказе в удовлетворении требований протеста прокурора, поскольку разрешение таких требований предусмотрено в ином судебном порядке, путем подачи искового заявления.

Представляется неправильным суждение суда о том, что « решения о внесении изменений в действующие программы, принятые до 01 января 2009 г. должен принимать орган их утвердивший, т.е. Земское собрание Тонкинского муниципального района Нижегородской области, поскольку он относится к разрешению требования по существу об оспаривании нормативных правовых актов». Указанное суждение суда подлежит исключению из мотивировочной части судебного решения.

В данной связи не могут быть приняты во внимание доводы кассационного представления на предмет соответствия вынесенных нормативных актов требованию действующего законодательства, как не относящиеся к предмету разрешения заявленных требований.

Постановленное судебное решение не преграждает прокурору самостоятельному обращению об оспаривании вынесенных правовых актов.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Тонкинского районного суда г.Н.Новгорода от 19 июля 2010года оставить без изменения, кассационное представление прокурора без удовлетворения. Исключить из мотивировочной части судебного решения суждение суда о том, что « решения о внесении изменений в действующие программы, принятые до 01 января 2009 г. должен принимать орган их утвердивший, т.е. Земское собрание Тонкинского муниципального района Нижегородской области, поскольку он относится к разрешению требования по существу об оспаривании нормативных правовых актов».

Председательствующий

Судьи