Верховный суд Республики Дагестан Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный суд Республики Дагестан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Мустафаев С.М.
Дело № 33-775/2012г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 28 апреля 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Гаджиевой Ш.В.
судей Бейтуллаевой З.А. и Алиевой Э.З.
при секретаре Саладихановой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Махачкале дело по апелляционной жалобе Территориального Управления Росимущества в Республике Дагестан на решение Дербентского городского суда от 16 января 2012 года, которым постановлено:
«Отказать как ненадлежащему истцу в иске территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан к администрации городского округа «город Дербент» Абдурахмановой З.А., Абдулкеримовой С.М., Герейханову Г.Г., Ахмедову О.А., Ягудаеву Д.Я., Велибекову Э.Г., Абдурахманова М.Э., Агабекову Г.А., Гаджибековой М.Г., Бековой Г.А., Гусейновой А.А., Бабаевой Г.М., Султановой Н.Х., Курабековой М.Д., Гусейнова Г.Д., Ризаевой М.У. Имамову И.Н., Демировой С.Г., Абдуллаеву Н.С., Абдуллаевой Р.Р., Исаеву Г.Н., Байрамову К.Б., Аликперову З.А., Алиеву Э.И., Гусейновой С.А., Мардахаеву Т.С., Абдуселимову Р.Р., Мирзалиевой Г.Б., Казимагомедову А.А о признании недействительным постановления главы администрации городского округа «Город Дербент» от 02 апреля 2010 года за № 26 «О предоставлении земель населенных пунктов города Дербента в собственность граждан для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов».
Заслушав доклад судьи Бейтуллаевой З.А., объяснения представителя истца ТУ Росимущества в Республике Дагестан Ханмагомедова Н.С. (на основании доверенности № 162-Д от 27 апреля 2012 года ), просившего решение суда отменить и принять по делу новое решение - заявленные ТУ Росимущества в Республике Дагестан исковые требования удовлетворить в полном объеме, объяснения ответчицы Курабековой М.Д., представителя ответчиков Султановой Н.Х. и Ахмедова О.А. Гусейнова Х.И. (на основании доверенности от 15 января 2012 года ), представителя ответчика Абдуселимова Р.Р. Исаева А.И. (на основании доверенности от 12 января и от 15 января 2012 года ), адвоката Михралиева А.У. в интересах ответчиков Гаджибековой М.Г., Ризаевой М.У., Гусейнова С.А. и Алекперова З.А. (на основании доверенности от 5 сентября 2011 года и ордера № 4 от 26 марта 2012 года ), просивших решение суда оставить без изменения, объяснения представителя третьего лица - Межрайонного отдела № 2 по городу Дербент и Дербентскому району филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан» Бабаева Е.Ш. (на основании доверенности № 42-04/12-59 от т23 марта 2012 года ), полагавшего решение суда правильным и просившего оставить его без изменения, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федеральное агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее – ТУ Росимущества в Республике Дагестан) обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ «», ответчикам Абдурахмановой З. А., Абдулкеримовой С. М., Герейханову Г. Г. оглы, Ахмедову О. А., Ягудаеву Д. Я., Велибекову Э. Г., Абдурахманову М. А., Агабекову Г. А., Гаджибековой М. Г., Бековой Г. А., Гусейновой А. А., Бабаевой Г. М., Султановой Н. Х., Курабековой М. Д.. Г. Г. Д., Ризаевой М. У., Имамову И. Н.. Демировой С. Г., Абдуллаевой Н. С., Абдуллаевой Р. Р., Исаеву Г. Н., Судья Мустафаев С.М., Аликперову З. А., Алиевй Э. И., Гусейновой С. А., Мардахаеву Т. С., Абдуселимову Р. Р., Мирзалиевой Г. Б., Казимагомедову А. А. о признании недействительным постановления главы администрации муниципального образования городской округ «» от за № «О предоставлении земель населенных пунктов в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов», мотивируя свои требования тем, что этим постановлением ответчикам предоставлены на бесплатной основе земельные участки в кадастровом квартале № в городе Дербент. На основании данного постановления Комитетом по управлению имуществом муниципального образования городской округ «» с ответчиками были заключены договора о передаче на безвозмездной основе земельных участков. На основании заключенных договоров им выданы соответствующие кадастровые паспорта и присвоены кадастровые номера на земельные участки.
Постановление главы администрации от 02 апреля 2010 года за № 26 принято с грубейшими нарушениями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, Законом Республики Дагестан «О земле» от 29.12.2003г. № 45 предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.
В соответствии с ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Закона РД «О Земле» гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
При предоставлении спорных земельных участков ответчикам был нарушен установленный законом порядок: ответчики не состояли на учете в администрации муниципального образования городской округ «Город Дербент» в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, земельные участки до их предоставления гражданам не были сформированы - межевые планы и кадастровые паспорта на спорные земельные участки были выданы после вынесения администрацией муниципального образования городской округ «Город Дербент» оспариваемого постановления.
Кроме того, предоставленные перечисленным выше гражданам земельные участки расположены в рекреационной зоне, муниципальное образование городской округ «Город Дербент» не обладает полномочиями по распоряжению этими землями.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения, иные особо ценные земли в соответствии, с настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1996г. № 1425 (в редакции от 19 07.2006г. № 449) утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горносанитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977г. № 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.19971г. № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.
Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993г. № 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.
Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря» (пункт 4 сг.32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пункт 2 ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 27.05.1993г. № 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно- санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ...» курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.1 ст.95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан Адзиева М.Д. содержится просьба об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, по тем основаниям, что постановление главы администрации от 02 апреля 2010 года за № 26 принято с грубейшими нарушениями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации., чему судом не дана надлежащая правовая оценка.
При предоставлении ответчикам спорных земельных участков был нарушен установленный земельным законодательством порядок.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, Законом Республики Дагестан «О земле» от 29.12.2003г. № 45 предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.
В соответствии с ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Закона РД «О Земле» гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
При предоставлении спорных земельных участков ответчикам был нарушен установленный законом порядок: ответчики не состояли на учете в администрации муниципального образования городской округ «Город Дербент» в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, земельные участки до их предоставления гражданам не были сформированы - межевые планы и кадастровые паспорта на спорные земельные участки были выданы после вынесения администрацией муниципального образования городской округ «Город Дербент» оспариваемого постановления.
Вывод суда о том, что Территориальное управление Федеральное агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан – ненадлежащий истец по делу является неправильным. Предоставленные перечисленным выше гражданам земельные участки расположены в рекреационной зоне, являются федеральной собственностью, муниципальное образование городской округ «Город Дербент» не обладает полномочиями по распоряжению этими землями.
Контроль за управлением, распоряжением, использование по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, отнесен к функциям ТУ Росимущества в РД согласно Положению о Территориальном управлении Росимущества в Республике Дагестан, утвержденного приказом ФАУГИ от 29 сентября 2009 года № 278.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчиков, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения - об удовлетворении заявленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан требований в полном объеме по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно постановлению
администрации муниципального образования городской округ «Город
Дербент» от 2 апреля 2010 года № 26 «О предоставлении земель
населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения
строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов» и
приложению к нему ответчикам Абдурахмановой З.А.,
Абдулкеримовой СМ., Герейханову Г.Г., Ахмедову О.А., Ягудаеву Д.Я.,
Велибекову Э.Г., Абдурахманову М.Э., Агабекову Г.А., Гаджибековой М.Г.,
Вековой Г.А., Гусейновой А.А., Бабаевой Г.М., Султановой Н.Х.,
Курабековой М.Д., Гусейнова Г.Д., Ризаевой М.У. Имамову И.Н.,
Демировой СТ., Абдуллаеву Н.С., Абдуллаевой P.P., Исаеву Г.Н.,
Байрамову К.Б.и другим предоставлены земельные участки в кадастровом
квартале 56 для размещения строительства и обслуживания
индивидуальных жилых домов.
На основании данного постановления Комитетом по управлению имуществом муниципального образования городской округ «Город Дербент» с ответчиками были заключены договора о передаче земельных участков в собственность на безвозмездной основе земельных участков. На основании заключенных договоров им выданы соответствующие кадастровые паспорта и присвоены кадастровые номера на земельные участки.
Приведенные выше обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
Оспаривая постановление администрации муниципального образования городской округ «Город Дербент» от 2 апреля 2010 года № 26 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан указало на нарушение установленного земельным законодательством порядка при предоставлении земельных участков в собственность граждан, а также на
отсутствие у администрации муниципального образования городской округ «Город Дербент» права распоряжаться спорными землями, расположенными в рекреационной зоне и являющимися федеральной собственностью.
Отказывая в удовлетворении заявленного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан требования, суд первой инстанции сослался на то, что доказательства государственной регистрации права федеральной собственности на земли в кадастровом квартале № суду не представлены, и признал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан ненадлежащим истцом.
С выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении судом норм материального права.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения, иные особо ценные земли в соответствии, с настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»).
Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996г. № 1425 (в редакции от 19 07.2006г. № 449 ) утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горносанитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977г. № 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.19971г. № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР .
Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993г. № 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан.
Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря» (пункт 4 сг. 32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пункт 2 ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 27.05.1993г. № 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ...» курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.1 ст.95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Приведенные выше нормы материального права, подлежавшие применению по делу, судом не были применены, что повлекло неправильное разрешение требований заявителя.
Явившиеся в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчиков Султановой Н.Х. и Ахмедова О.А. Гусейнов Х.И., представителя ответчика Абдуселимова Р.Р. Исаев А.И., адвокат Михралиев А.К., представлявший интересы ответчиков Гаджибековой М. Г. и других, а также представитель привлеченного к участию в деле судом первой инстанции в качестве третьего лица Межрайонного отдела № 2 по городу Дербент и Дербентскому району филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан» Бабаев Е.Ш. не отрицали того обстоятельства, что предоставленные ответчикам земельные участки в кадастровом квартале № 56 расположены на побережье Каспийского моря на расстоянии чуть более 100 метров от уреза воды.
Не оспаривая сам факт нахождения земельных участков в границах округа санитарной зоны побережья Каспийского моря, ответчики полагают, что спорные земли не являются федеральной собственностью, поскольку не включены в реестр федеральной собственности.
Между тем, согласно пункту 2 Положения об учете федерального
имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 года
№ 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра
федерального имущества», реестр федерального имущества является
федеральной информационной системой, представляющей собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технологических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данных о них, подлежащих учету в государственном реестре баз и банков данных. Внесение сведений в реестр федерального имущества носит учетный, а не правоустанавливающий характер.
Основания возникновения гражданских прав определены ст. 8 ГК РФ. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Особый статус спорных земель - рекреационная зона и его правовой режим, как федеральной собственности, определен перечисленными выше нормативно-правовыми актами и не зависит от наличия либо отсутствия записей об этом в реестре федерального имущества.
В силу пункта 9 статьи 85, статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации и части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон предназначены для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В состав таких зон могут входить участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристические парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Из изложенного следует, что строительство жилых домов на предоставленных гражданам Абдурахмановой З.А., Абдулкеримовой С.М., Герейханову Г.Г., Ахмедову О.А., и другим в собственность земельных участках, находящихся в рекреационной зоне, противоречит разрешенному использованию этого участка в соответствии с зонированием территории. Администрация г Дербента не вправе была распоряжаться спорными земельными участками, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря».
Согласно статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется после проведения работ по формированию земельного участка (после выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка ); определения разрешенного использования земельного участка; определения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятия решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе сведений государственного земельного кадастра с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий, а также проведения процедур согласования с соответствующими органами в случаях, предусмотренных законом. При этом должны приниматься во внимание обеспеченность таких земельных участков объектами инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Как следует из материалов дела, при предоставлении гражданам Абдурахмановой З.А., Абдулкеримовой С.М., Герейханову Г.Г., Ахмедову О.А., и другим земельных участков изложенные выше требования земельного законодательства не были соблюдены: земельные участки не были сформированы, межевые планы и кадастровые паспорта на спорные земельные участки выданы после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.
Кроме того, администрацией муниципального образования были нарушены требований пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
По изложенным основаниям решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан не может быть признано законным, подлежит отмене, требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Дербентского городского суда от 16 января 2012 года отменить.
Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан удовлетворить.
Признать постановление главы администрации муниципального образования городской округ «Город Дербент» от 02 апреля 2010 года за № 26 «О предоставлении земель населенных пунктов города Дербента в собственность граждан для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов» о предоставлении земельных участков Абдурахмановой Зареме Абдурагимовне, Абдулкеримовой Сайде Мирзабалаевне, Герейханова Гаджикериму Гаджикерим оглы, Ахмедову Октаю Айвазовичу, Ягудаеву Дмитрию Яшаевичу, Велибекову Эдуарду Гаруновичу, Абдурахманову Магомеду Амирбековичу, Агабекову Гайбату Абзединовичу, Гаджибековой Махпери Гадживердиевне, Вековой Гюльмире Агамуратовне, Гусейновой Амине Аюбовне, Бабаевой Гюльсурх Мардахаевне, Султановой Натаван Хурщшидовне, Курабековой Марият Джамалдиновне, Гусейнову Гусейну Джамалдиновичу, Ризаевой Мери Уружбековне, Имамову Ибрагиму Назимовичу, Демировой Сафуре Гаджибубаевне, Абдуллаевой Ниби Сафтаровне, Абдуллаевой Рафиге Рахмановне, Исаеву Гаджи Насурлаховичу, Байрамову Касуму Байрамхановичу, Аликперову Зейфулле Алисовбетовичу, Алиеву Эмилю Исламовичу, Гусейновой Секине Аликперовне, Мардахаеву Тельману Сафаньяевичу, Абдуселимову Ренату Рустамхановичу, Мирзалиевой Гамиле Бадратдиновне, Казимагомедову Альберту Алаутдиновичу незаконным, недействующим со дня его принятия.
Председательствующий; Ш.В. Гаджиев
Судьи: З.А. Бейтуллаева
Э.З. Алиева